Цель: познакомить учащихся с письменными приемами умножения на числа, оканчивающиеся нулями; учить решать примеры и задачи на умножение многозначного числа на число, оканчивающееся нулями; закреплять умение решать уравнения; развивать логическое мышление; воспитывать любовь к предмету.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Январь, какой по счету месяц зимы? А года?
II. Устный счет.
- Работа по карточкам (Индивидуальные задания на усмотрение учителя.)
- Игра “Парашютисты”. ( Примеры записаны на парашютах в два ряда, ответы ниже в квадратиках.)
400 – 200 : 2 48 : (8 . 2) |
560 – 160 : 8 600 – 400 : 5 |
84 : (7 . 4) 84 : ( 7 . 3) |
540 4 | 6 520 | 300 3 |
3. “Счет цепочкой”.
2600 : 10 =
36 + 64 =
27 : 3.2 =
111. 4 =
240 : 3 =
5800 : 100 =
0. 410 =
620 . 10 =
4. Решение задачи по краткой записи. Составить задачу и решить ее.
5. Работа с геометрическим материалом.
Какие геометрические фигуры на чертеже? Сколько квадратов? Сколько треугольников? Какие они по углам? По сторонам? Сколько всего геометрических фигур на чертеже?
|
III. Объяснение нового материала.
1. Решение примеров в строчку и в столбик.
154 . 200 = 154 . 2 . 100 =30 800
208 . 30 = 208 . 3 . 10 = 6 240
- Как выполняется умножение?
Вывод: Чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение не глядя на нули, затем приписать в произведение столько нулей, сколько их было в обоих множителях.
2. Работа с учебником. (авт. Моро, 4кл., II часть)
- Беседа по образцу (с. 9)
- Примеры № 41 (3–4 ст.) , с объяснением у доски.
- Вывод?
3. Задача № 42. Знакомство с содержанием.
- О чем задача? Что такое пасека ?
- Сколько ульев было на пасеке?
- Что значит, по 36 кг?
- Какой вопрос у задачи?
- Можно ли сразу ответить на этот вопрос? Почему?
- Что узнаем первым действием? Вторым?
- Как узнать, сколько всего меда получили за лето?
- Скажите ответ задачи.
4. Задача № 43, с. 9. Знакомство с содержанием задачи.
- Составление таблицы к задаче.
В 1 коробке | Количество коробок | Всего | ||
Карандаши | 12 шт. | 40 | ? | 560 шт. |
Фломастеры | ? шт. | 10 | ? |
- Посмотрите на первую строку в таблице. Что можно узнать, используя эти данные?
- Как узнаете? (12 . 40 = 480(шт.))
- Зная, что фломастеров и карандашей 560 штук, а карандашей 480, что можно узнать?
- Как вы узнаете? (560 – 480 = 80(ф.))
- Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? Как? (80 : 10 = 8(шт.))
IV. Закрепление.
1. Самостоятельная работа.
I вариант: с. 9, № 41 – 1ст.
II вариант: с. 9, № 41 – 2ст.
2. Решение уравнений: с. 9, № 45.
- Что неизвестно в уравнении?
- Как найти неизвестный множитель?
- Можно ли сразу найти неизвестный множитель? Почему? (Произведение выражено суммой чисел 130 и 140.)
3. Решение примеров № 47, с. 9.
- Как решаются такие примеры? (По действиям.)
- Расставьте порядок действий.
V. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Как умножить число на число, оканчивающееся нулями?