Технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется “Чтение и письмо для развития критического мышления” (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли “переложить” положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
“Переложенные” на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:
- Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
- Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
- Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
- Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.
Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
R. Paul (США) предложил разграничивать критическое мышление в “слабом” и “сильном” смысле. Так, использование анализа и аргументации с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в “слабом” смысле. Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в “сильном” смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.
Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: “введение – основная часть – заключение”. Подобная же схема действует и при решении проблем: “введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата”. В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.\
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый “вызов”).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, “инструмент”, помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Строение бессоюзного сложного предложения (разработка урока русского языка в 9-м классе).
Предмет: русский язык.
Класс: 9.
Лексика урока: простое предложение; бессоюзное сложное предложение; пунктуация при бессоюзном сложном предложении.
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее и на уроке).
Приемы: кластер; инсерт; бортовой журнал, рассказ-активизация по ключевым словам.
Формы: индивидуальная; работа в группах.
Оборудование: таблицы-схемы строения бессоюзного сложного предложения.
Оформление доски: запись темы урока; таблицы-схемы; предварительно записанные на доске 4 ключевые слова (двоеточие, равноправие, точка с запятой, тире).
Педагогические цели:
- познакомить со строением бессоюзного предложения;
- сформировать умение расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
- развивать языковое чутье и логическое мышление;
- структурировать процесс изучения материала;
- развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
- анализировать процесс изучения материала;
- воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Технологическая карта урока.
Цели на каждом этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Педагогические приемы | Система ожидаемых умений |
ВЫЗОВ |
||||
1. Актуализация имеющихся знаний | Объяснение цели предстоящей работы | Учащиеся индивидуально заполняют первую колонку таблицы “З-Х-У” записями о первоначальных знаниях о бессоюзном сложном предложении | Составление таблицы “З-Х-У”, кластер, осуществляется работа в группах | Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках |
2. Активизация деятельности учащихся | Заслушивание ответов учащихся, проверка первой колонки таблицы | Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе, по необходимости дополняют записи первой колонки ответами одноклассников | Фронтальный опрос | Развитие коммуникативных навыков |
3. Мотивация к дальнейшей деятельности | Постановка новой познавательной задачи: предлагается заполнить вторую колонку таблицы, определить цели уроки | Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы (“-Х-”), определяют цели урока, составление кластера | Составление таблицы “З-Х-У”, кластер, определение целей урока | Умение самостоятельно ставить новые задачи, определять цели урока |
ОСМЫСЛЕНИЕ |
||||
1. Формирование собственной позиции | Учитель предлагает обратить внимание на ключевые слова, записанные на доске | Учащиеся составляют алгоритм нахождения бессоюзного сложного предложения сначала индивидуально, затем в группах | Работа в группах, индивидуальная. Составление алгоритма ответа | Умение слышать чужое мнение. Умение составлять алгоритм |
2. Пробуждение интереса к получению новой информации | Учитель предлагает обратиться к Приложению 4, 5 и, проанализировав предложения, установить логическую закономерность в строении бессоюзных сложных предложений 1ряд– №1 2 ряд-№2 3 ряд-№3 индивидуальное задание №4 (текст М.Горького) | Учащиеся, проанализировав предложения, называют возможную схему строения бессоюзного сложного предложения, делают вывод, что данные части являются равноправными по отношению к друг другу | Составление бортовых журналов | Умение устанавливать причинно– следственные связи между блоками информации. Умение отслеживать материал. Умение делать выводы |
3. Получение новой информации | Учитель предлагает прочитать текст научного характера Приложение 1, 2, 3 с использованием приема “инсерт”, а также оформить полученные знания в третью колонку таблицы “З-Х-У” | Учащиеся читают информационный текст с использованием приема “инсерт”, делают записи в тетради. Озвучивание новой информации вслух | “Инсерт” (маркированное чтение) | Умение работать с научным текстом. Умение отслеживать материал. Активизация внимания |
4. Размышление | Учитель просит учащихся обратиться к Приложению 6 и распределить предложения в 2 колонки: простые предложения и бессоюзные сложные предложения | Учащиеся выполняют задания и записывают в таблицу новый вывод, полученный экспериментальным путем | Сопоставление записей. Фронтальный опрос. Взаимопроверка | Умение сделать выводы, расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, строить схемы |
РЕФЛЕКСИЯ |
||||
1. Целостно обобщить полученную информацию | Учитель просит подготовить по таблице “З-Х-У” сообщение о бессоюзном сложном предложении, а также выполнить А 24 тестовой части ЕГЭ (Приложение 7 , Мальцева Л.И. : изд. “Афина” Школьные технологии, 2011 г.) | Учащиеся готовят монологические ответы по теме, дополняют записи в таблице, кластере | Взаимопроверка | Умение целостно обобщить и систематизировать информацию |
2. Творческая работа | Учитель предлагает учащимся выполнить творческую работу “синквейн” | Учащиеся выполняют творческую работу | “Синквейн” | Выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый “вызов”) |