Строение бессоюзного сложного предложения. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется “Чтение и письмо для развития критического мышления” (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли “переложить” положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

“Переложенные” на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:

  • Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
  • Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
  • Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

R. Paul (США) предложил разграничивать критическое мышление в “слабом” и “сильном” смысле. Так, использование анализа и аргументации с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в “слабом” смысле. Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в “сильном” смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.

Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: “введение – основная часть – заключение”. Подобная же схема действует и при решении проблем: “введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата”. В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.\

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый “вызов”).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, “инструмент”, помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Строение бессоюзного сложного предложения (разработка урока русского языка в 9-м классе).

Предмет: русский язык.

Класс: 9.

Лексика урока: простое предложение; бессоюзное сложное предложение; пунктуация при бессоюзном сложном предложении.

Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее и на уроке).

Приемы: кластер; инсерт; бортовой журнал, рассказ-активизация по ключевым словам.

Формы: индивидуальная; работа в группах.

Оборудование: таблицы-схемы строения бессоюзного сложного предложения.

Оформление доски: запись темы урока; таблицы-схемы; предварительно записанные на доске 4 ключевые слова (двоеточие, равноправие, точка с запятой, тире).

Педагогические цели:

  • познакомить со строением бессоюзного предложения;
  • сформировать умение расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
  • развивать языковое чутье и логическое мышление;
  • структурировать процесс изучения материала;
  • развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
  • анализировать процесс изучения материала;
  • воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.

Технологическая карта урока.

Цели на каждом этапе Деятельность учителя Деятельность учащихся Педагогические приемы Система ожидаемых умений

ВЫЗОВ

1. Актуализация имеющихся знаний Объяснение цели предстоящей работы Учащиеся индивидуально заполняют первую колонку таблицы “З-Х-У” записями о первоначальных знаниях о бессоюзном сложном предложении Составление таблицы “З-Х-У”, кластер, осуществляется работа в группах Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках
2. Активизация деятельности учащихся Заслушивание ответов учащихся, проверка первой колонки таблицы Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе, по необходимости дополняют записи первой колонки ответами одноклассников Фронтальный опрос Развитие коммуникативных навыков
3. Мотивация к дальнейшей деятельности Постановка новой познавательной задачи: предлагается заполнить вторую колонку таблицы, определить цели уроки Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы (“-Х-”), определяют цели урока, составление кластера Составление таблицы “З-Х-У”, кластер, определение целей урока Умение самостоятельно ставить новые задачи, определять цели урока

ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Формирование собственной позиции Учитель предлагает обратить внимание на ключевые слова, записанные на доске Учащиеся составляют алгоритм нахождения бессоюзного сложного предложения сначала индивидуально, затем в группах Работа в группах, индивидуальная. Составление алгоритма ответа Умение слышать чужое мнение. Умение составлять алгоритм
2. Пробуждение интереса к получению новой информации Учитель предлагает обратиться к Приложению 4, 5 и, проанализировав предложения, установить логическую закономерность в строении бессоюзных сложных предложений 1ряд– №1 2 ряд-№2 3 ряд-№3 индивидуальное задание №4 (текст М.Горького) Учащиеся, проанализировав предложения, называют возможную схему строения бессоюзного сложного предложения, делают вывод, что данные части являются равноправными по отношению к друг другу Составление бортовых журналов Умение устанавливать причинно– следственные связи между блоками информации. Умение отслеживать материал. Умение делать выводы
3. Получение новой информации Учитель предлагает прочитать текст научного характера Приложение 1, 2, 3 с использованием приема “инсерт”, а также оформить полученные знания в третью колонку таблицы “З-Х-У” Учащиеся читают информационный текст с использованием приема “инсерт”, делают записи в тетради. Озвучивание новой информации вслух “Инсерт” (маркированное чтение) Умение работать с научным текстом. Умение отслеживать материал. Активизация внимания
4. Размышление Учитель просит учащихся обратиться к Приложению 6 и распределить предложения в 2 колонки: простые предложения и бессоюзные сложные предложения Учащиеся выполняют задания и записывают в таблицу новый вывод, полученный экспериментальным путем Сопоставление записей. Фронтальный опрос. Взаимопроверка Умение сделать выводы, расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, строить схемы

РЕФЛЕКСИЯ

1. Целостно обобщить полученную информацию Учитель просит подготовить по таблице “З-Х-У” сообщение о бессоюзном сложном предложении, а также выполнить А 24 тестовой части ЕГЭ (Приложение 7 , Мальцева Л.И. : изд. “Афина” Школьные технологии, 2011 г.) Учащиеся готовят монологические ответы по теме, дополняют записи в таблице, кластере Взаимопроверка Умение целостно обобщить и систематизировать информацию
2. Творческая работа Учитель предлагает учащимся выполнить творческую работу “синквейн” Учащиеся выполняют творческую работу “Синквейн” Выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый “вызов”)