Образовательный проект "Песочная страна – страна чудес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта:

– По доминирующей деятельности информационно-практико-ориентированный;
– По числу участников групповой, ориентированный на детей всех возрастных групп, родителей, педагогов;
– По времени проведения долгосрочный;
– По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Актуальность темы.

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Цель:

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

Задачи:

  • Организовать работу с “педагогической песочницей”;
  • Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по психофизическому оздоровлению детей;
  • Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
  • Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;
  • Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

Адресная направленность.

Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов образовательных учреждений, учителей – логопедов и практических психологов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
  • "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности материала;
  • наглядность;
  • характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • принцип от близкого к далекому;
  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
  • принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Предполагаемый результат:

  • Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
  • Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
  • Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
  • Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
  • Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
  • Формирование самосознания и адекватной самооценки;
  • Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
  • Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;
  • Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Условия реализации.

Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов песочной терапии в практику работы ДОУ являются следующие:

  • организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
  • осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
  • создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
  • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Основные средства:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  • Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Содержание проекта.

Основные этапы проекта:

Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.

Второй этап – диагностическо-методический.

  • Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
  • Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
  • Создание банка идей и предложений;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
  • Определение задач воспитательно-образовательного процесса;
  • Планирование деятельности педагогов.

Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.

Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов).

Презентация проекта:

  • Презентация проекта на родительском собрании (педагоги-родители), педагогическом совете;
  • Презентация проекта на муниципальном уровне;
  • Презентация на областном уровне;
  • Создание слайд – шоу.

Работа с детьми представлена следующими формами:

  • Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
  • Организованная образовательная деятельность с детьми;
  • Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
  • Самостоятельная игровая деятельность детей;
  • Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Мы используем следующие виды работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– игры в адаптационный период;
– создание песочных композиций и “секретов”.

Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:

  • Анкетирование, тестирование родителей;
  • Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;
  • Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
  • Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).
  • Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада №1, родители);
  • Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
  • Индивидуальная консультативная работа;
  • Родительские собрания с показом практической работы с детьми.

Основные средства:

  1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  4. Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение представлено:

  • Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;
  • Система мониторинга для отслеживания результатов работы;
  • Создание системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель;
  • Система занятий по адаптации детей к ДОУ.

Методическая работа с педагогами:

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности.

Задачи:
– повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность
– развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений
– развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы
– формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.

Особенности песочной терапии.

“Песочная терапия” – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии.

Это игровой способ рассказать о своих проблемах.

Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.

Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).

Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве.

Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.

Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.

Принципы работы с детьми:

  • системность подачи материала,
  • наглядность обучения,
  • цикличность построения работы,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.

Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ.

Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.

Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.

В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

Приложение 1. Приложение 2.

Список литературы:

  1. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
  4. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.
  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
  6. Психотерапия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М., 2000.
  7. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.
  8. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.
  9. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007.
  10. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб, 1998.
  11. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М., 1998.