Цель: создание условий для «открытия» детьми понятия «Эпитет»
Задачи:
1.Помочь детям выделить сущностные признаки нового литературного понятия «Эпитет»
2.Способствовать формированию умения находить эпитет в тексте
3.Содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей; личностные: любование природой, умение высказывать свое мнение)
Название этапа |
Содержание этапа |
Ожидаемый результат |
Орг.момент |
Звенит звонок веселый |
|
Мотивация и актуализация знаний |
-Ребята, рассмотрите выставку и скажите , что объединяет все эти книги? 1 слайд: -Кто автор этих строк? 2 слайд Улыбнулись сонные березки, -Кто автор этих строк?
3 слайд -Кто автор этих строк и какой прием он использовал? 4 слайд -А.Гребенкин – это наш современник, друг нашей школы, поэт, писатель. Живет в Перми и пишет о родном крае.
|
-это произведения о родной земле
- Никитин «Русь» - Сопоставление одного предмета с другим
- Есенин « С добрым утром» - Наделение неодушевленных предметов свойствами, признаками живых существ
- Никитин «Русь», метафора - Скрытое сравнение
- Мы не знаем кто это!?
|
Целеполагание |
-Итак, какие приемы вы нашли в этом предложении?
- Ажурные – это искусно сделанные, изящные, тонкие, резные. ( показать кружевную ткань) - Что мы узнаем на уроке? - Чему будем учиться?
|
-сравнение
- ажурные
- Не подходит ни к одной модели |
Открытие |
-Правильно, нам нужно выяснить , что это -Что такое ажурные? -Для создания образа 5 слайд - А как можно назвать этот прием? - А вы знаете, ученые тоже долго думали, как назвать этот прием и нашли ответ – эпитет. Это др.-греч слово – приложенное, прибавленное . - Молодцы!!! |
- Найдем его отличительные признаки
- образина, рисующий, переносный…. П.Л.З = образ
-да |
Закрепление |
-Итак, что мы узнали на уроке?
- Зачем автор использует этот прием в - А сейчас я хочу предложить вам побывать в роли писателя. Я раздам тексты, а ваша задача заполнить пробелы – эпитетами. Работу предлагаю выполнить в парах. ( _____зимний день. Небо затянуло ______ тучами. Временами идет _____снег. Вдруг вижу, на ветвях полыхают яркие фонарики. Это стая ________ снегирей, сидит на _____ветках. В изумлении останавливаюсь и любуюсь. И ______ зимний день становится светлее и ярче. ) Дети зачитывают свои тексты. - Как вы считаете, получилось написать текст? - Значит не так и легко подбирать изобразительный прием – эпитет. |
-Новый прием – эпитет
(дети читают текст ,находят эпитеты и сравнивают с моделями на доске)
- Чтобы сделать свое произведение ярким, красивым, необычным
- Да, но было очень трудно! -Подбирать слова так , чтобы получился образ - Чтение книг, так как они помогают обогатить наш словарь ( а можно взять словарь эпитетов и др. словари) |
Рефлексия |
- Скажите, как слово можно рисовать? -Как художник , с помощью палитры, делает картину яркой, красочной, так и поэт , писатель с помощью слова делает свое произведение интересным, необычным, красивым и незабываемым. |