Цель урока: актуализировать, систематизировать и обобщить знания учащихся, приобретенные при изучении раздела «Предложение. Текст»; развивать речь письменную и устную, мелкую моторику рук; воспитывать чувство сопереживания, коллективизма, чувство патриотизма, любви к Родине.
Задачи:
– формировать познавательные УУД: актуализировать,
систематизировать и обобщить знания учащихся, приобретенные при изучении раздела
«Предложение. Текст», создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации;
– формировать коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование
совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;
– формировать регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и
через результат выполнения задания;
– формировать личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление
к созидательной деятельности.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя, объявление темы.
Начнем урок русского языка. Он у нас сегодня необычный. Наша задача повторить все, что мы знаем о предложении, потренироваться в мастерстве выразительного чтения стихотворений, составлении предложений и текстов и вновь побывать, заочно, конечно, в столице России.
– Какой город является столицей России? (Москва.)
– Какую знаменательную дату будут отмечать москвичи в этом году? (865-летие.)
– Верно, мы не раз говорили об этом событии на уроках истории, чтения,
внеклассного чтения, а также неделе русского языка, посвященной 865 годовщине
основания Москвы.
III. Основная часть.
1. Чистописание.
Начнем с минутки чистописания. Итак, слово Москва начинается с буквы «М». Пропишем заглавную и строчную букву «М» каллиграфически правильно.
А теперь запишем слова и словосочетания:
Москва москвичи Московский Кремль
2. Словарная работа.
Сегодня на уроке нам понадобится немало слов, связанных с юбилейной датой, в том числе и словарных. Почему слова называют словарные? (непроверяемое написание, написание, которое надо запомнить.)
Откройте словари, выпишите слова, относящиеся к слову «Москва», поставьте ударение в словах, подчеркните орфограммы.
(Один ученик записывает на доске, слова называют дети по цепочке.)
Слова, которые дети могли отнести к заданной теме:
Город, столица, Россия, Родина, Москва, Красная площадь, правительство, русский.
– Что означают слова столица? Город? Кремль? Проверим, правы ли мы в своих утверждениях по учебнику истории. Зачитайте определения.
Столица – главный город государства.
Город – укрепленное место.
Кремль – городская крепость.
3. Работа со стихотворениями.
– С помощью чего мы проникли в тайну всех вышеперечисленных
слов, их смысл? (С помощью предложения.)
– Что такое предложение?
– Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные,
вопросительные, побудительные.)
– Какие знаки препинания используются в этих предложениях?
– Как связаны слова в предложении?
– Придумайте предложение с данными словами: Москва, Родина, Россия.
Слова: Москва, Родина, Россия в нашем представлении так тесно связаны, что их порой невозможно разделить.
Например, мы говорим:
Москва – столица Матушки-России, столица нашей Родины.
Велика роль Москвы в становлении нашего государства. О Москве, этом древнем и прекрасном городе, возникшем 865 лет назад, издавна слагались стихи, песни, в которых звучала и любовь, т восхищение, и гордость за его прошлое и настоящее.
Вспомните, знакомые вам стихотворения о Москве.
(Дети читают стихи.)
– Кому принадлежат эти строки?
Москва! Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
(М. Ю. Лермонтов)
– Какое чувство выразил М. Лермонтов в этих строчках стихотворения и как он об этом сказал? (Выразил чувство любви нежной и пламенной.)
– Что значит слово безмятежный? (Спокойный, ничем не тревожимый.)
А чьему перу принадлежат эти строки?
Москва, я думал о тебе!
Москва…как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
(А. С. Пушкин)
– Как бы вы объяснили, что думал о Москве А. С. Пушкин?
Много невзгод выпало на долю Москвы за всю историю ее существования. Много русских сложили головы, чтобы защитить Москву от полчищ чужеземных захватчиков, а значит, и отстоять свою Москву, свою Родину.
– Запишите размышления о Москве из поэтических строк А. С.
Пушкина.
– Какие предложения по цели высказывания и по интонации встретились в этих
отрывках?
– Какие знаки препинания помогли передать интонацию предложений?
– О чем нам говорит многоточие в одном из предложений?
– Какие предложения по цели высказывания НЕ встретились в этих строчках?
(Побудительные и вопросительные.)
– А в каких случаях ими пользуются в речи? (Когда спрашивают или призывают к
чему-либо.)
– Постарайтесь услышать вопросительное предложение в речи одного из участников
Бородинского сражения из известного вам стихотворения. Ученик читает отрывок из
поэмы «Бородино» М. Ю. Лермонтова.
И молвил он, сверкнув очами:
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
И умереть мы обещали.
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
– Кто услышал? Процитируйте.
– А кто может определить, какое по цели высказывания данное предложение?
«Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!» (Побудительное.)
– Вот мы с вами вспомнили и еще об одном знаменательном событии и еще одной годовщине в истории Москвы и нашей страны. Как вы думаете, о какой знаменательной дате я сейчас упомянула? (200-летие Бородинского сражения.)
4. Релаксация.
Стихи, отражающие наше героическое прошлое, мы вспомнили. А теперь немного отдохнем, послушаем песню о Москве. Кто знает слова – подпевает.
(Звучит песня О. Газманова «Москва».)
5. Составление предложений.
– Итак, мы сегодня говорим о предложении. Как связаны слова в предложении?
Перед вами карточки со словами и словосочетаниями.
Всегда, во все времена, у, и, гости столицы, москвичи, красота, вызывать восхищение, любоваться, Московский Кремль.
Можно ли из них составить предложения? Как это сделать? (изменить окончания) Какие предложения могут быть составлены? Запишите свой вариант.
Пример:
Во все времена Московский Кремль вызывал восхищение москвичей и гостей столицы.
Москвичи и гости столицы всегда любуются Московским Кремлем.
Красив Московский Кремль!
Да, во все времена был красив Кремль. Но не всегда он был таким, каким мы видим его сейчас. Сначала это была маленькая крепость с высоким забором, с воротами и башнями, затем, двести лет спустя – из белого камня. Позднее на смену камня пришел кирпич.
6. Работа с текстом.
Предлагаю вам тексты о Московском Кремле и алгоритм для самостоятельной работы с ними:
-
Прочитайте текст.
-
Отредактируйте текст, если это необходимо.
-
Определите, сколько в тексте предложений.
-
Определите, какие это предложения по цели высказывания (укажите их количество в конце текста).
-
Определите, какие это предложения по интонации (укажите их количество в конце текста).
-
Расставьте знаки препинания.
-
Запишите текст.
Текст 1.
За древними башнями Кремля хранится старина мирно дремлет на земле Царь-пушка неподалеку стоит Царь-колокол а сколько здесь старинных соборов и дворцов они блестят позолотой куполов и крыш.
Текст 2.
Стоит в Московском Кремле Царь-пушка почти четыреста лет назад ее отлил русский мастер Андрей Чохов ох, и громада эта пушка не случайно ее царем прозвали.
Текст 3.
Кремль хранит память о народных мастерах-умельцах отец и сын Моторины триста лет тому назад отлили колокол весил он двенадцать тысяч пудов как красив и могуч этот колокол.
Проверка:
Прочитайте тексты, которые у вас получились, назовите общее количество предложений, предложения по цели высказывания и интонации, их количество.
IV. Подведение итогов.
– Выполнили мы с вами поставленные задачи?
– Чем заинтересовал вас сегодняшний урок?
Хочу отметить тех, кто принимал активное участие в обсуждении и решении задач урока.
V. Домашнее задание.
– Составьте небольшой текст на тему «Мои мысли о Москве».
– Сделать эскиз памятной медали к 865-летию, соблюдая все правила изготовления
монет, медалей.