Программное содержание:
- Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
- Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
- Активизация словаря: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; заучивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин.
Материал: Колосья пшеницы, мука, хлеб черный и белый, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, формочки.
Ход занятия
1. Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку.
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб.)
Воспитатель: Правильно! Это хлеб. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе и о том, как хлеб приходит к нам на стол.
“Когда-то давным-давно это было, тогда люди жили племенами в пещерах и питались животными. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились люди в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком, он упал, потеряв от изнуряющего голода сознание. Когда очнулся, вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Человек решил попробовать один из них. И вдруг приятный запах, и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и стал, есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он выздоровел и окреп, и сразу же ему захотелось рассказать об этом. Человек собрал зерна и пошел искать соплеменников. Увидев его живым и невредимым, они удивились, а человек рассказал им о колоске.
С тех пор люди стали употреблять в пищу колоски. Позднее они начали зерна размельчать, потом размолачивать, подсушивать на камнях и питаться этим ”.
2. Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в игру-путешествие по слайдам и узнаем, кто же выращивает хлеб и как он приходит к нам на стол.
– Весной лишь только оттает и просохнет земля, на полях начинается пахота.
– Чем колхозники пашут землю? (Трактором.)
– Да, трактор ведет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. (Презентация.
Слайд 3).
– По вспаханному полю идет борона. Она боронует землю, чтоб она была рыхлой, и
посевы легко смогли бы пробиться сквозь землю. (Слайд 4)
А когда земля становится мягкой, можно начинать сеять.
– Только на этот раз к трактору прицепляют сеялки и те аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы и землей прикрывают. (Слайд 5)
– Что нужно, чтобы в земле проросли зернышки? (Дождик и солнышко.)
Когда созревает новый урожай, тогда на поле выходит другая машина – комбайн. Это чудесная машина. Она косит молотит и веет зерно. (Слайд 8, 9)
– А куда везут готовое зерно? (Слайд 10)
Посмотрите ребята, а вот это элеватор, а зачем зерна везут на элеватор? (Слайд 11)
На элеваторе много хлеба. Со всех полей сюда привозят зерно на хранение.
Вот зерно полежало на элеваторе и опять отправилось в путь.
– Затем зерно везут на мельницу. (Слайд 12)
Мука готова.
Воспитатель: А вот здесь ребята пекут хлеб – это пекарня. (Слайд 13)
Муку доставляют на хлебозавод, где пекут батоны, хлеб, баранки – и все то, что мы любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
(Слайд 14, 15)
Вот видите, сколько труда требуется, чтобы на нашем столе всегда был душистый, вкусный хлеб.
3. Физкультминутка.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы.
(Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра
4. Воспитатель: Давайте поиграем в игру: “ Вопрос-ответ”.
– Какое время года изображено на первой картинке? (На картинке изображена
весна.)
– Где работает трактор? (Трактор работает в поле.)
– Как называется профессия человека, который работает на тракторе? (Профессия
человека, который работает на тракторе, называется тракторист.)
– Какую работу выполняет трактор? (Трактор пашет землю.)
– Какую еще работу может выполнять трактор? (Еще трактор рыхлит землю.)
– Зачем нужно рыхлить землю? (Землю необходимо рыхлить, чтобы она стала мягкой,
и зерна засевались лучше.)
– Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? (Это сеялка.)
– Какую работу выполняет сеялка? (Рассеивает зерно по полю.)
– Посевы зерновых культур, сделанные весной называются – яровые.
– Когда яровые посевы прорастают, на помощь хлеборобам приходит самолет.
– Какую работу выполняет самолет? (Удобряет землю, опыляет поле от вредителей.)
– Зачем нужно удобрять поле? (Поле необходимо удобрять для того, чтобы урожай
был больше.)
– Когда яровая созревает пшеница? (Яровая пшеница созревает летом, в августе.)
– С помощью чего убирают урожай пшеницы? (Урожай собирают с помощью комбайна.)
– Как называется профессия человека, который работает на комбайне? (Профессия
человека который работает на комбайне называется –
комбайнер.)
– Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор – это зернохранилище для
очистки и сушки зерна.
– После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу.
Мельница
– Для этого зерно везут на мельницу. Мельница – это здание со специальными
приспособлениями для размола зерна.
– Для чего нужно зерно перемалывать? (Для того чтобы получилась мука зерно нужно
смолоть.)
– Где пекут булки, батоны? (Булки, батоны пекут в пекарне.)
– Кто их печет? (Пекари.)
– Куда затем везут хлеб? (Из пекарни хлеб везут в магазин.)
Видите, какой долгий путь проделывает хлеб, прежде чем попадает нам с вами на стол. Как много людей разных профессий вкладывают в него свой труд. Поэтому необходимо бережно относиться к хлебу.
5. Пальчиковая игра:
Мнут и катают
В печи запекают,
А потом за столом
Нарезают ножом!
6. Игра с мячом "Откуда хлеб пришел?"
(Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу.)
– Откуда хлеб пришел? (Из магазина.)
– А в магазин как попал? (Из пекарни.)
– Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)
– Хлеб пекут из чего? (Из муки.)
– Из чего получают муку? (из зерна.)
– Откуда зерно? (Из колоса пшеницы.)
– Откуда пшеница? (Выросла в поле.)
– Кто ее посеял? (Хлеборобы.)
– Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (Сеялка.)
– Как называется здание, где хранят зерно? (Элеватор.)
– Как называется круглый хлеб? (Каравай.)
7. Подведение итога.
– Ребята, что вы узнали сегодня нового, что вам понравилось?