Цель урока: формирование уважительного отношения к труду.
Задачи: раскрыть роль и значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему, продолжать формирование умений составлять связный рассказ, составлять схемы и работать по ним.
Определения: товар – продукт труда, изготовленный для продажи, обмена. Услуги – бытовые удобства, предоставляемые кому-либо. Спонсор – финансирующая сторона (человек, организация). Меценат – богатый покровитель наук и искусств.
План:
- Каким бывает труд.
- Что создается трудом.
- Как оценивается труд.
- Богатство и бедность.
- Мозговой штурм.
1. Каким бывает труд.
Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. Все люди, имеющие возможность трудиться, трудятся. Чем больше человек знает и умеет, тем более интересным и разнообразным будет его труд.
Учитель. Найдите синонимы к слову труд. (Работа, деятельность, занятие, дело).
Что такое труд?
- Деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей.
- Работа, занятие.
- Усилие, направленное на достижение чего-либо.
- Результат деятельности, работы.
Зачем человеку трудиться? Что дает человеку труд?
Какой бывает труд? (Умственный, физический.)
2. Что создается трудом.
Трудом создаются различные продукты. Среди них товары и услуги. Что такое товары? Что такое услуги? Какие товары вы приобретаете? Какую роль они для вас играют? Приведите примеры оказываемых услуг. Услуги салона красоты, врачебные услуги, такси, адвокатские услуги.
3. Как оценивается труд.
Как оценивается труд работника? Заработная плата, премия, надбавка, повышение в должности, благодарность.
Какое наказание ждет за плохую работу? Снижение з/п, выговор, увольнение.
Могут ли дети работать? С какого возраста подростки могут начинать работать? (14.)
4. Богатство и бедность.
Что такое богатство? Деньги, драгоценности, здоровье, взаимопонимание близких, друзья, книги, музыка, возможность путешествовать, узнавать новое.
Хорошо или плохо быть богатым? Нет ничего плохого в стремлении к богатству. Важно только, на какие цели оно употребляется. Может ли человек стать бедным? Да.
Знаете ли вы, кто такие спонсоры и меценаты?
Бывает ли неуважаемый и ненужный труд?
5. Мозговой штурм.
Что лишнее и почему?
- Стол, стул, книга, шкаф.
- Дуб, береза, тюльпан, кедр.
- Окунь , коршун, воробей, синица.
- Классный журнал , тетрадь, учебник, дневник.
- Завод , институт, колледж, школа.
- Европа , Евразия, Африка, Австралия.
- Сказка о царе Салтане, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Двенадцать месяцев, Сказка о золотом петушке.