Цели урока:
- в игровой форме повторить с учащимися основные сведения по теме «Имя прилагательное»: признаки прилагательного как части речи, разряды имен прилагательных, степени сравнения, употребления прилагательных в речи, роль прилагательных в предложении, правописание прилагательных;
- познакомить учащихся с историей освоения космоса;
- развивать познавательную и творческую активность;
- прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики;
- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
Оборудование урока:
- мультимедийная презентация;
- видеоролики;
- бортовой журнал (лист заданий);
- компьютер;
- проектор.
Предварительная подготовка: заранее записать на диктофон текст аудио диктантов (2 варианта) и перед уроком передать запись на телефоны учащихся (создается атмосфера космической связи).
ХОД УРОКА
(Слайд 1)
Учитель. Здравствуйте, ребята. Ночное небо – одно из красивейших зрелищ в природе. Мириады звезд сверкают в его темных бездонных глубинах, а меж звезд перемещаются яркие звезды и хвостатые кометы. Человека всегда влекло в небо, в эту черную высь. И вот его мечта сбылась. Сейчас уже не только космонавты летают в космос, появились уже и космические туристы. Вот и мы сегодня станем космическими туристами, отправимся туда, к неизведанным далям. Готовы к трудностям? Тогда вперед. К ракете. Выберете себе специальность на корабле. (Приложение 4). Но сначала предстартовая подготовка. В каком году началась космическая эра? Чтобы узнать это выполните следующие задания:
(Слайд 2) (Приложение 1. Задание № 1)
1. Выписать № предложений, в которых есть прилагательные
1) Это первый человек, взглянувший на небо в
увеличительную оптическую трубу – телескоп (Г.Галилей)
2) Этому человеку поставлен памятник в городе
Риме. Юношей он учился в школе при монастыре,
вынужден был скрываться от инквизиции, скитаясь
по всему свету. (Дж. Бруно)
3) Свою теорию о вращении Земли он создавал 30 лет,
заложил основы астрономии. (Н. Коперник)
Ответ: 1
(Слайд 3)
2. Сколько планет входит в солнечную систему? (9)
(Слайд 4)
3. Сколько слов, в которых есть гласная, обозначающая 2 звука:
Я иду, Галактика! Впервые
Открывается мне дивный свет.
И поймите, звезды, сын Земли я,
Вам передаю привет! (5)
Учитель.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звезды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звезды:
Рядом кажутся они.
(Слайды 5, 6)
4. Сколько названий созвездий, в которых встречаются прилагательные?
Андромеда
Близнецы
Большая медведица
Возничий
Волопас
Волосы Вероники
Райская Птица
Малый Конь
Гончие Псы
Золотая Рыба
Овен
Большой Пес
Крест
Южная Корона
Ответ: 7
(Слайд 7) Начало космической эры – 1957 (просмотр видеоролика «Первый спутник»)
Учитель. Теперь вперед – к звездам! Мы сегодня побываем на планете, которой вы не найдете на звездном небе, но она существует. Это планета «Имя прилагательное». Мы уже исследовали её по кусочкам. Пора обобщить, что мы узнали об этой планете. Она является спутником. А какую планету она сопровождает, мы узнаем, выполнив задание 5. Отгадайте загадки и запишите получившиеся словосочетания.
ЗАГАДКИ
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (Слайд 8)Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Слайд 8)
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый… (Слайд 8)Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела,
Видит, в космосе нора–
Это черная дыра… (Слайд 9)В черный дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный… (Слайд 9)
Звездолет – стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (Слайд 10)
Ученики: Планета Прилагательное является спутником планеты Существительное (Слайд 11)
Учитель. А почему имя Прилагательное спутник имени Существительного, а не наоборот?
(Слайд 12)
- С какой части речи чаще всего употребляется прилагательное?
- От чего зависит окончание прилагательного? Как его определить?
- Как узнать в какой форме стоит прилагательное?
- Какой вывод мы делаем? В каких категориях прилагательное согласуется с существительным? (Слайд 13) (Рассказ ученика по картинке)
Учитель. Познакомимся еще с одним путешественником – героем сказки «Маленький принц». (Слайд 14). Он путешествует по планетам, потому что убежал от капризного цветка. Путешествуя, знакомясь с жителями других планет, он вдруг понял, что хочет вернуться на свою планету, так как ему открылась истина… Он хочет, чтобы все знали её. От нас эта истина скрыта скоплением звезд, разряды прилагательных смешались. Чтобы добраться до истины, нам нужно распределить прилагательные по разрядам. Чтобы быстро выполнить задание, разделимся на 3 команды: 1-я (Пилоты и Инженеры-испытатели) выписывает качественные прилагательные, 2-я (Штурманы и Инженеры-исследователи № 1) – относительные, 3-я (Связисты и инженеры-исследователи № 2) – притяжательные: Бортовой журнал: задание 6:
Обитатель крохотной планеты Маленький
принц, страдающий от капризного и взбалмошного
цветка, покидает отчий дом и странствует по
другим планетам. Оказавшись на Земле, он видит,
что первыми за дело берутся
новозеландские и австралийские фонарщики. Затем
наступает очередь китайских и сибирских
фонарщиков. Потом начинается выступление
российских и индийских фонарщиков…
Здесь же он знакомится с мудрым лисом. Лис
открывает малышу тайну человека. Он научил
маленького принца простой истине: «Зорко одно
лишь сердце. Самого главного глазами не
увидишь....
Проверка (Слайд 15)
Учитель: Люди забыли истину, но ты не забывай: (Слайд 16) «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Учитель. Наступило время новостей. (Слайд 17) Но что это? В космосе столкнулись 2 галактики: Сравнительная и Превосходная. Поэтому формы прилагательных перепутались. Нужно срочно отредактировать новости, чтобы отправить их в космический эфир. За работу!
Приложение 3. Задание выполняется по группам (1 – сравнительная степень; 2 – превосходная). (Слайд 18).
Пока ребята исправляют ошибки, Связисты принимают сообщение с Земли по мобильному телефону пишут радиодиктант на доске:
2011 год – юбилейный год. 50 лет назад в космос полетел первый человек. На космическом корабле «Восток» Юрий Гагарин облетел вокруг Земли. Поэтому 12 апреля – всемирный день космонавтики. (Слайд 21)
Учитель. Проверяем. (Слайд 19). Все в порядке? Можно запускать? (Слайд 20)
Учитель.
В ряду десятилетий каждый год
Мы метим новыми
Космическими вехами.
Но помним:
К звездам начался поход
С Гагаринского
Русского
«Поехали!» (Слайд 22)
Все к иллюминатору (Слайд 23). Перед вами комета СИНТАГМА. Необходимо во что бы то ни стало избежать столкновения. Для этого ответьте на вопрос: какими членами предложения являются прилагательные в предложениях? (Слайд 24)
- Красота вашей планеты хрупка и уязвима.
- Далекие звезды тихо застыли и с завистью смотрят на неугомонную жизнь на Земле.
Учитель. Благодаря знаниям, дружеской поддержки и это испытание пройдено. Молодцы! Наше путешествие подходит к концу, и наши друзья – инопланетяне приглашают нас на космическую дискотеку.
Физкультминутка. Но помните, что мы находимся в состоянии невесомости. (Слайд 25).
Учитель. Вот и последнее испытание: (Слайд 26) мы можем покинуть орбиту планеты ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, правильно ответив на вопросы. Каждый отвечает на один вопрос. В случае затруднения, не забудьте, что у вас есть друзья. (Слайды 27-35)
Учитель. Путь домой открыт. Вперед на
Землю. (Слайд 36).
Каждый космонавт, вернувшись домой проходит
адаптационный период. (Слайд 40).
Посмотрите на фотографию, сделанную в космосе.
Вспомните все, что мы узнали о прилагательном. (Слайд
41)
Рефлексия.
Домашнее задание: отчет о путешествии «Что я узнал об имени Прилагательном?» или « Что я знаю об освоении космоса». (Приложение 2)
(Слайд 42)