Цели:
- повторить отличительные признаки рыб;
- познакомить с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде;
- дать представление о растительноядных, хищных и всеядных животных этой группы;
- развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование:
- Презентация с видеосюжетом по теме: “Рыбы”, созданная самостоятельно;
- Лицензионные ЭОР: “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2007;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
- С какой группой животных познакомились?
- Назовите их отличительные признаки. На какие группы по способу питания делятся?
Проверочная работа. /Слайд 2/.
- Изучи таблицу. Отметьте названия трёх растительноядных насекомых.
кузнечик | муравей | тля |
стрекоза | шмель | жужелица |
бабочка | медведка | божья коровка |
Проверка. /Слайд 2/. Поднимите руку, кто справился с заданием? Поставьте себе “+”.
- Сегодня будем знакомиться ещё с одной группой животных.
Сообщение темы урока.
- Мы с вами были на экскурсии в музее воды. Вспомните, чего на Земле больше: воды или суши?
- Кто живёт в воде? (Многие живые организмы – растения и животные.)
- Отгадайте загадку. Какие особенности животного отмечены в загадке?
Плавно под мостиком
Я виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть – не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыба.)
- О каких “крыльях” идёт в ней речь?
- Тема нашего урока – “Рыбы”. /Слайд 3/.
Работа по учебнику. Используются ЭОР, созданные самостоятельно.
- Что вы знаете о рыбах? /Слайд 4/. /Живут в воде; есть жабры, плавники, хвост, чешуя; размножаются икрой; питаются водорослями, червями, большая рыба ест маленькую; человек употребляет в пищу; существуют разные виды рыб; не издают звуков/.
- Что хотите узнать? /Слайд 5/. (Чем питаются и сколько едят; как охотятся; сколько живут; какие виды рыб существуют.)
- Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы, давайте посмотрим, какую информацию нам даёт учебник.
- Откройте в учебнике статью под названием “Рыбы”. Рассмотрите рисунки. Чьё изображение видите? (Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.)
- Что объединяет этих животных? (Жизнь этих животных связана с водой.)
- Назовите только рыб. По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? (Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост.)
- Давайте прочитаем, что написано об отличительных признаках рыб в статье учебника.
- Что же способствует быстрому передвижению рыб в воде? /Покров из чешуи и слизи. Форма тела. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, туловище – в хвост./
Дополнение учителя:
- Шеи у рыб нет. Как вы думаете, почему?
- С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.
- Давайте рассмотрим строение тела рыб. Как располагается на теле рыбы чешуя? /Слайд 6/
- Чешуя располагается на теле рыбы рядами, края чешуи налегают друг на друга, подобно черепице на крыше дома. Такое расположение чешуи облегчает плавание. Чешуя примечательна и тем, что по ней можно узнать возраст рыбы. Статью об этом вы найдёте в Хрестоматии, с.73. А расскажут нам об этом ... (Д/з двум ученикам.)
- Строение тела у рыб одинаковое: у всех есть голова, туловище и хвост. А по внешнему виду рыбы отличаются. Существует 25000 различных видов рыб.
- А на какие группы по месту обитания делятся все рыбы? (В каких водоёмах обитают?)
- Подумайте, почему так названы морские рыбы, изображённые на рисунках. /Слайды 7 – 13/. /Рыба - молот, морской конёк, рыба - бабочка, рыба - игла, рыба - зебра, рыба - пила, рыба - ёж./
- Среди рыб есть “рекордсмены”. Что обозначает это слово?
- Самая огромная рыба на Земле – китовая акула: длина её до 20 метров. /Слайды 14 – 19/
Самая крупная речная рыба – сом. Длина этого хищника достигает 5 м, а масса более 300 кг. А доживает до 40 лет.
Выступление ученика:
Самой морозостойкой рыбой является редкая рыба даллия, или чёрная рыба, живущая в небольших реках и болотах Чукотки, а также у побережья Аляски. Водоёмы там промерзают до самого дна. Но это не мешает даллии. Она зарывается в ил и там зимует. Вмерзает даже в лёд. При этом промерзает настолько, что становится хрупкой. В таком состоянии находится всю зиму. Весной она оттаивает и продолжает нормально жить дальше!
“Рекордсмен” по прыжкам среди рыб – сёмга, преодолевающая в воздухе 3-4 м.
Выступление ученика:
В тропиках живёт рыба-четырёхглазка: каждый глаз её поделён надвое, рыбака плавает по поверхности и верхними половинками глаз наблюдает за воздухом, а нижними половинками – за дном. Видит, что наверху и что внизу,- ничего не проглядит!
Выступление ученика:
Пиранья – по-португальски значит “пират”. У этих с виду безобидных рыбок мощные, как у бульдога, челюсти, усаженные крепкими, острыми зубами. Пиранья вмиг перекусит палку, толщиной в палец, да и сам палец не пожалеет. Если пираньи встретят плывущего кабана или быка, оставят от него груду обглоданных костей. Их боятся даже крокодилы. Впрочем, они вполне съедобны, только ловить их надо осторожно.
. . . /Дополнительный материал в Интернете. Сайты найдёте в учебнике с.122, Хрестоматия с.149, “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”/.
Проверочная работа. “Строение рыбы”. /Приложение/
- Укажите стрелками и подпишите части тела рыб.
Взаимопроверка.
- Какие части тела выделили у рыб?
- А как происходит процесс дыхания у рыб?
- Понаблюдаем за дыханием рыб. /Слайд 20. Видеосюжет./
- Можно увидеть их дыхательные движения: рыбки всё время работают ртом, захватывая воду; у них равномерно поднимаются и опускаются жаберные крышки по бокам головы. Рыба дышит только тогда, когда жабры омываются водой. Вот почему рыба погибает на берегу реки, хотя в воздухе тоже есть кислород.
- Дополните текст подходящими по смыслу словами.
Дышат рыбы ______________, растворённым в воде. Помогают им в этом ___________, скрытые за жаберными крышками. Если жабры не омываются водой, рыба дышать ________________.
- Проверьте по учебнику, правильно ли вы вписали слова. Кто справился с заданием? (+).
- Почему же рыбы погибают на суше?
- А что вы знаете о том, что едят рыбы?
- Как вы думаете, все ли рыбы одинаково питаются?
- Прочитаем о способах питания рыб. Стр. 13-14. (Читает ученик.)
- На какие группы по способу питания делятся все рыбы? (Хищники, всеядные, растительноядные.)
- Чем питается каждая группа рыб?
- С какой группой животных, уже знакомой нам, совпадает способ питания рыб? (Насекомые.) В чём именно?
- Учебник закрываем.
Физкультминутка.
Игра “Рыбалка”.
- Давайте проверим, хорошие ли мы рыбаки.
(Выбираются “рыбки”: три девочки – маленькие “рыбки”, два - три мальчика – большие “рыбки”. Остальные дети, взявшись за руки, становятся вокруг них. Это “рыбаки” с сетью. Когда мелкие “рыбки” подплывают, “рыбаки” поднимают руки вверх, чтобы выпустить их за пределы круга, и быстро опускают, чтобы не упустить крупную “рыбу” - мальчиков.
- Рыболов, рыболов, покажи-ка свой улов!
- Я поймал леща большого и налима – вот такого!
Двух горбатых, полосатых окуней и двух линей,
Щуку, карпа, судака ... А в ведёрке два малька.
- А каким способом рыбы добывают себе пищу?
Работа по хрестоматии в группах сменного состава.
Чтение текстов по хрестоматии. /С. 73 – 76/.
1 группа: “Что рыбы едят?”
- Прочитайте текст. Соедините линиями названия рыб с группой по способу питания.
2 группа: “Как охотятся рыбы”.
- Прочитайте текст. Соедините линиями названия рыб и способ охоты. Как охотятся рыбы?
Используя схему, обменяйся информацией о прочитанном со своими товарищами по парте. Найдите изображения рыб, о которых прочитали на с.73. Рассмотрите.
Проверка. /Слайд 21/.
- Назовите растительноядных рыб. (Толстолобик.)
- Назовите всеядных рыб. (Карась, линь. плотва.)
- Назовите рыб-хищников. (Щука, окунь, сом, налим, лещ, сазан.)
- Как охотятся рыбы? (Сколько рыб – столько и способов охоты!) Зачитайте предложение из текста.
- Короткие рассказы об акуле, сельди, электрическом угре прочитаете в иллюстрированном словаре хрестоматии. А подготовят нам сообщения следующие ребята ...- д/з.) Хрестоматию закрываем.
Игротека “Знатоки рыб”.
Игра “Пословицы, поговорки, приметы о рыбах”.
- О рыбах создано много пословиц, поговорок, примет. С какими из них мы знакомились на уроках внеклассного чтения? /Дети называют пословицы/.
- Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Нем как рыба.
- Как рыба в воде.
- Скользкий как угорь.
- Где щуки нет, там ёрш – хозяин.
- Рыбы выпрыгивают из воды – перед дождём.
- Не учи рыбу плавать.
- Не грози щуке морем. И др.
Игра “Отгадай загадку – покажи отгадку”. /Рисунки пронумерованы и вывешены на доску. Загадки читают подготовленные учащиеся, дети класса “сигнализируют” “веером с цифрами”./
- Какие слова помогают догадаться?
Драчун и забияка в речной воде живёт
И маленьким рыбёшкам проходу не даёт.
Костлявый и колючий, не любит он шутить.
Его ведь даже щука не может проглотить.
Он весь в иголках, словно ёж,
А как зовётся рыба? (Ёрш)
- Ёрш чем-то напоминает ежа – такой же колючий. Ёрш очень живуч: бросишь его на лёд – замёрзнет, а в тепле оттает и вновь поплывёт.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом.)
- Что помогло догадаться?
У неё во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь – в котёл попала. (Щука.)
-
Щуку рыбаки прозвали речным волком. Нападает она и на маленьких рыбёшек, и на крупных, если голодная, утащит на дно гусёнка или утёнка. Но ещё одно прозвище есть у щуки – речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространиться болезням.Я рыба. Вся моя семья живёт в морях, лишь в речке я! (Налим.)
Игра “Диаграмма”. Работа в паре. (Дополнительно, при наличии времени.)
Знаас (сазан), укащ (щука), раська (карась), милан (налим), парк (карп), куала (акула).
- Название каких рыб расшифровали. Можно подготовить сообщение об этих рыбах к следующему уроку.
Итог урока, используются ЭОР.
- Что мы хотели узнать о рыбах?
- Что узнали? /Слайд 22/.
- Какие рыбы встречаются в наших водоёмах?
- Подводный мир богат и разнообразен, требует бережного к себе отношения. Что можете сделать вы для охраны водоёмов от загрязнения? Подумайте, поговорите об этом с родителями, загляните в ДЭКМ.