Задачи:
- Ознакомить с понятием масштаба;
- закрепить умение переводить из одной меры в другую; расширить знания о масштабе, придать им практическую направленность;
- корригировать и развивать устную и письменную речи;
- воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающему миру.
Ход урока
I. Организация учащихся на урок.
II. Устный счет.
1. Задание 1 Слайд 2 Приложение 1
- Однажды проводился конкурс красоты среди насекомых.
- Хотите узнать, какое из насекомых стало победителем?
- Оно спряталось под листочком, на котором ответ – четное число.
6 × 6 | 72 : 8 |
+ 24 | + 11 |
- 20 | : 4 |
: 8 | × 8 |
5 | 40 |
– Какое число является четным?
– Королева красоты – божья коровка.
– Что украшает красную спинку божьей коровки?
– Сколько точек у нее на спинке?
Задание 2
Закончить запись: Слайд 3
- 70 см = … дм;
- 47 м = … дм;
- 120 дм = … м.
2. Игра “Задачи от королевы красоты” Слайд 4
- Одна божья коровка 5 точечная, а другая – 15 точечная. Во сколько раз больше точек у одной коровки, чем у другой?
- На 8 листочках по 3 божьи коровки. Сколько всего божьих коровок?
- Красных божьих коровок 32, а желтых в 4 раза меньше. Сколько жёлтых божьих коровок?
- У одной божьей коровки на спинке 6 точек, а у другой на 8 точек больше. Сколько точек у второй божьей коровки?
Потрудились с божьей коровкой, а теперь отгадайте самое большое наземное животное.
Слайд 5
В зоопарке можно встретить,
Его не можешь не заметить,
Он огромен и силен
С хоботом, конечно … (слон)
3. Подготовка к новому материалу. Слайд 6
Рост слона к 30 годам составляет
350 см = … м … дм (300 см + 50 см = 3 м 5 дм)
Уши слона, если измерить, то длина и ширина одинаковая и составляет:
7 дм 6 см= … см (70 см + 6 см = 76 см)
Если бы у слона не стирались и не обламывались бивни, они могли бы вырасти до таких размеров:
6 м = … дм (60 дм)
Из-за бивней слонов уничтожают и Африканские слоны занесены в Красную книгу. (Подчеркнуть на экране красным пером это выражение).
III. Физическая минутка.
Слайд 7
IV. Работа с новым материалом.
Слайд 8
Мы потрудились и с божьей коровкой, и со слоном. Посмотрите на них внимательно.
Такого ли размера они в природе?
Что использовал художник для изображения каждого из них?
ПЕЙЗАЖ
МАСШТАБ
ОРНАМЕНТ
Почему? Докажи.
Найдем это понятие в учебнике (с.193, № 935). Слайд 9
Например, отрезок 30 см. Можем ли мы его начертить в ученической тетради?
Уменьшим его длину в два раза и построим отрезок в 2 раза короче, то есть длиной 15 см.
В таком случае говорят, что отрезок изображен в масштабе один к двум.
Как мы это запишем, найдите в учебнике.
Задача. Слайд 10
Божья коровка за 10 мин проползла 10 см. Изобразите ее путь в тетради в масштабе 1 : 2.
Запомните:
Размеры на чертеже записывают независимо от масштаба изображения.
Учебник: с. 193, №936 (1, 3). Слайды 11, 12
Масштаб может быть разным: М 1:2, М 1:5, М 1:10, М 1:100.
Это значит, что размеры уменьшаются соответственно в 2, 5, 10, 100 раз. Слайд 13
1) Открыли учебник на с. 194, №937. Слайд 14
Решаем в тетради, потом решение проверяем на слайде:
20 см : 5 = 4 см
2) с. 194, №938. Слайд 15
Решение этой задачи завершаем построением двух отрезков:
20 см : 5 = 4 см
15 см : 5 = 3 см
3) с. 194, №939.
Решение и построение выполнить в тетради, а потом сравнить с экраном Слайд 16
4) с. 194, №940. Слайд 17
Решение:
- 4 м = 400 см;
- 3 м = 300 см;
- 400 : 100 = 4 см;
- 300 : 100 = 3 см.
Чертеж к задаче выполнить самостоятельно.
V. Итог урока
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
с. 194, №941 Слайд 18