"Масштаб 1:2, 1:5, 1:10, 1:100. Построение отрезков". 5-й класс

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика

Класс: 5


Задачи:

  • Ознакомить с понятием масштаба;
  • закрепить умение переводить из одной меры в другую; расширить знания о масштабе, придать им практическую направленность;
  • корригировать и развивать устную и письменную речи;
  • воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающему миру.

Ход урока

I. Организация учащихся на урок.

II. Устный счет. 

1. Задание 1 Слайд 2 Приложение 1

  • Однажды проводился конкурс красоты среди насекомых.
  • Хотите узнать, какое из насекомых стало победителем?
  • Оно спряталось под листочком, на котором ответ – четное число.
6 × 6 72 : 8
+ 24 + 11
- 20 : 4
: 8 × 8
5 40

– Какое число является четным?

– Королева красоты – божья коровка.

– Что украшает красную спинку божьей коровки?

– Сколько точек у нее на спинке?

Задание 2

Закончить запись: Слайд 3

  • 70 см = … дм;
  • 47 м = … дм;
  • 120 дм = … м.

2. Игра “Задачи от королевы красоты” Слайд 4

  1. Одна божья коровка 5 точечная, а другая – 15 точечная. Во сколько раз больше точек у одной коровки, чем у другой?
  2. На 8 листочках по 3 божьи коровки. Сколько всего божьих коровок?
  3. Красных божьих коровок 32, а желтых в 4 раза меньше. Сколько жёлтых божьих коровок?
  4. У одной божьей коровки на спинке 6 точек, а у другой на 8 точек больше. Сколько точек у второй божьей коровки?

Потрудились с божьей коровкой, а теперь отгадайте самое большое наземное животное.

Слайд 5

В зоопарке можно встретить,
Его не можешь не заметить,
Он огромен и силен
С хоботом, конечно … (слон)

3. Подготовка к новому материалу. Слайд 6

Рост слона к 30 годам составляет

350 см = … м … дм (300 см + 50 см = 3 м 5 дм)

Уши слона, если измерить, то длина и ширина одинаковая и составляет:

7 дм 6 см= … см (70 см + 6 см = 76 см)

Если бы у слона не стирались и не обламывались бивни, они могли бы вырасти до таких размеров:

6 м = … дм (60 дм)

Из-за бивней слонов уничтожают и Африканские слоны занесены в Красную книгу. (Подчеркнуть на экране красным пером это выражение).

III. Физическая минутка.

Слайд 7

IV. Работа с новым материалом.

Слайд 8

Мы потрудились и с божьей коровкой, и со слоном. Посмотрите на них внимательно.

Такого ли размера они в природе?

Что использовал художник для изображения каждого из них?

ПЕЙЗАЖ
МАСШТАБ
ОРНАМЕНТ

Почему? Докажи.

Найдем это понятие в учебнике (с.193, № 935). Слайд 9

Например, отрезок 30 см. Можем ли мы его начертить в ученической тетради?

Уменьшим его длину в два раза и построим отрезок в 2 раза короче, то есть длиной 15 см.

В таком случае говорят, что отрезок изображен в масштабе один к двум.

Как мы это запишем, найдите в учебнике.

Задача. Слайд 10

Божья коровка за 10 мин проползла 10 см. Изобразите ее путь в тетради в масштабе 1 : 2.

Запомните:

Размеры на чертеже записывают независимо от масштаба изображения.

Учебник: с. 193, №936 (1, 3). Слайды 11, 12

Масштаб может быть разным: М 1:2, М 1:5, М 1:10, М 1:100.

Это значит, что размеры уменьшаются соответственно в 2, 5, 10, 100 раз. Слайд 13

1) Открыли учебник на с. 194, №937. Слайд 14

Решаем в тетради, потом решение проверяем на слайде:

20 см : 5 = 4 см

2) с. 194, №938. Слайд 15

Решение этой задачи завершаем построением двух отрезков:

20 см : 5 = 4 см

15 см : 5 = 3 см

3) с. 194, №939.

Решение и построение выполнить в тетради, а потом сравнить с экраном Слайд 16

4) с. 194, №940. Слайд 17

Решение:

  • 4 м = 400 см;
  • 3 м = 300 см;
  • 400 : 100 = 4 см;
  • 300 : 100 = 3 см.

Чертеж к задаче выполнить самостоятельно.

V. Итог урока

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

с. 194, №941 Слайд 18

VII. Список литературы

Приложение 2.