Задачи:
образовательные:
- уточнить понятие о звуках речи;
- упражнять в определении места звука С в слове;
- расширять и активизировать словарь;
- упражнять в навыках звукового анализа и синтеза;
- реализация графо-моторного навыка;
коррекционные:
- развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- развивать логическое мышление, путём установления причинно-следственных связей;
- развитие пространственной координации;
воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению и умение работать в коллективе.
Оборудование:
- Доска, магниты для картинок, домики гласных и согласных звуков.
- Картинки на листе А4 (сок, оса, куст).
- Картинки 10/15 (глобус, самолёт, автобус, лиса, носорог, собака, колос, сова, суп, сом, мост, мальчик).
- Индивидуальные картинки (сом, оса, нос, мост, сок, сук, куст, осы).
- Коробочки для звукового анализа – 8 штук.
- Конверты со зрительными символами звуков (А, О, У, Ы, С, М, Н, Т, К) 8 наборов.
- «Звуковые дорожки» – 8 штук.
- Карточки для определения места звука в слове «ёжики» – 3 штуки.
Ход занятия
ЛОГОПЕД | ДЕТИ | КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА |
Какие бывают звуки? Что мы о них знаем? |
Гласные и согласные Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать. В темном лесу могут звать и аукать и в колыбельной сестренку баюкать, но не умеют шипеть и ворчать. А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь. |
Развитие произвольного внимания |
Сегодня к нам в гости пришел звук. Чтобы узнать какой, нужно внимательно послушать слова, все они начинаются с этого звука: санки, соль, сумка | [C] | Развитие фонематического восприятия и звукового анализа |
Что мы о нём знаем? | [C] – согласный, твердый, глухой | |
Звук C приготовил для нас много интересных заданий. «Отгадай загадку – получи отгадку» На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет Что же это? Что за чудо – желтый дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином. Кто изворотлив, кто хитер, Чей зуб на курочек остер, Чей дом – зеленые леса, Кто носит рыжий хвост? Не олень он, и не бык, В жарких странах жить привык. На носу имеет рог. Кто же это? Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако, И теперь он не щенок, А взрослая … Вырос в поле дом Полон дом зерном. Стены позолочены, Ставни заколочены. Ночью летает, мышей добывает, А станет светло – спать ляжет в дупло. |
Глобус Самолет Автобус Лиса Носорог Собака Колос Сова |
Развитие слухового внимания Развитие мышления, установление причинно-следственных связей |
Давайте подарим картинки «ёжикам» Если звук [C] находится в начале слова – этому, в середине – этому, в конце – этому. |
У меня на картинке нарисован самолет. В слове самолет [C] находится в начале слова (ставит картинку к соответствующему ежику) У меня на картинке нарисована лиса. В слове лиса [C] находится в середине слова (ставит картинку к соответствующему ежику) У меня на картинке нарисован колос. В слове колос [C] находится в конце слова (ставит картинку к соответствующему ежику)… |
Закрепление грамматических категорий, развитие навыка звукового анализа (определение места звука в слове) |
Следующее задание «Коробочки» Посмотрите на картинку. Что это? Посчитаем, сколько звуков в этом слове? Выкладываем Сколько гласных? покажите, назовите его Сколько согласных? Кто это? Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Следующая картинка Считаем, сколько звуков в этом слове? Выкладываем сколько гласных в этом слове? Назовите его. сколько согласных? |
СОК три один, о два ОСА три два один КУСТ четыре один, у три |
развитие навыка звукового анализа, развитие мышления, воображения, развитие пространственных отношений (выкладывание слева направо) |
Следующее задание – игра «Строители» Сейчас я буду выставлять на доске символы звуков, а вы – строить из них слова. Что получилось? Если он из рыбы? Из грибов? Из картофеля? Из овощей? Следующие зрительные символы: Что получилось? Кто это? У него усы, значит он какой? Следующие зрительные символы: Что получилось? Кто это? Кто может назвать его сыном? Следующие символы: Что получилось? Что такое мост? Если мост из дерева, то он… Если мост из железа, то он… |
СУП Рыбный Грибной Картофельный Овощной СОМ Это рыба Усатый СЫН Мальчик Родители, мама, папа МОСТ Это переправа через речку. деревянный железный |
Развитие навыка звукового синтеза слов, с опорой на зрительные символы звуков. Расширение словарного запаса |
ФКМ «Буги-Вуги» Руку левую вперед, А потом ее назад, А потом опять вперед, И немного потрясем. Мы танцуем буги-вуги Поворачиваясь в круге И в ладоши хлопаем Вот так: хлоп-хлоп… Руку правую вперед, А потом ее назад, А потом опять вперед, И немного потрясем. Мы танцуем буги-вуги Поворачиваясь в круге И в ладоши хлопаем Вот так: хлоп-хлоп… Ногу левую вперед, А потом ее назад, А потом опять вперед, И немного потрясем. Мы танцуем буги-вуги Поворачиваясь в круге И в ладоши хлопаем Вот так: хлоп-хлоп… Ногу правую вперед, А потом ее назад, А потом опять вперед, И немного потрясем. Мы танцуем буги-вуги Поворачиваясь в круге И в ладоши хлопаем Вот так: хлоп-хлоп… |
Дети выполняют общие движения согласно тексту, проговаривая свои действия. |
Согласование и координация общих движений и речи, закрепление понятий пространственных отношений, развитие чувства ритма |
Работа с индивидуальными картинками. У детей на столах конверты, в конвертах зрительные символы звуков. Разложите символы гласных звуков слева, согласных – справа. сейчас я раздам каждому картинку, ваша задача выложить из символов слово- название картинки: сом сук нос оса осы мост куст сок |
дети выполняют инструкцию Дети выкладывают слова из зрительных символов и «читают» их |
развитие слухового внимания, памяти Развитие предпосылок к письму, развитие навыка самоконтроля |
[С] приготовил сюрприз. Принёс дорожку, по которой он любит путешествовать назови любое слово, в котором есть звук С Составь слово из звуков С-Л-О-Н К-У-С-Т Составьте слово из слогов СА-ПО-ГИ САЛ-ФЕТ-КА ВО-ЛО-СЫ Назови лишнее слово САД, СОМ, СУК, КОТ Почему? ЛИСА, КОСА, ВОЛК, ВЕСЫ Почему? Какой звук приходил в гости? Дайте характеристику [С] Оценка деятельности детей на занятии. |
Стоп, задание Собака, стол, нос, сумка Стоп, задание Слон Куст Стоп, задание Сапоги Салфетка Волосы Стоп, задание КОТ В слове КОТ нет звука С ВОЛК В слове ВОЛК нет [С] Стоп, задание [С] Согласный, твёрдый, глухой |
реализация графо-моторного навыка, развитие слухового внимания, закрепление навыка звукового синтеза развитие навыка слогового синтеза установление причинно-следственных связей. |