Проведение урока-игры направлено на достижение следующих целей:
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности;
- овладение умениями, необходимыми для содействия подержанию правопорядка в обществе;
- овладение умениями, необходимыми для решения практических задач в социально-правовой сфере
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
Урок проводится в форме командной игры. Учебная группа делится на три команды. Команды могут располагаться в аудитории так чтобы обеспечить возможность непринужденного обсуждения вопроса друг с другом. Каждая команда выбирает себе капитана. Преподаватель управляет процессом, при этом осуществляя судейские функции оценки ответов команд, техническую помощь в подсчете очков оказывает желающий из группы.
Правила игры
В начале игры капитаны разыгрывают «право первого ответа». Команда получившее «право первого ответа» выбирает категорию вопроса.
В игре представлены три категории вопросов, в каждой из них по пять вопросов, которые имеют разные уровни сложности. Например, команда выбравшая категорию «А» вопрос 3, при успешном ответе за отведенное время 30 с на размышления может получить в свою копилку 3очка. В случае если у команды за отведенное время не будет ответа, или же ответ будет неверным, то право ответить на вопрос переходит команде, участник или участники которой первыми подняли руку.
Участники команды набравшей максимальное количество баллов получают оценку «5», среднее количество баллов оценку «4», низкое количество баллов оценку «3». Тем самым пробуждая мотивацию обучающихся к социально-правовой активности, осознания того что вклад каждого из участников может привести к хорошим результатам, или же недостаточно активное участие каждого может снизить результаты команды.
А) Вопросы по теме «Личные права»
- Какое право человека является важнейшим, без которого все остальные права просто теряют смысл?
- Какой раздел считается важнейшим в конституциях цивилизованных демократических государств?
- Куда следует обращаться в первую очередь в случае грубого нарушения прав человека?
- Кто может признать человека преступником и назначить ему наказание в виде лишения свободы?
- Россия – светское государство. Это означает, что…
Б) Вопросы по теме «Общественно-политические права»
- Политический статус личности характеризуется…
- В России избираются…
- Высшим непосредственным выражением власти народа в Российской Федерации является…
- Российские граждане в своей стране обладают правоспособностью…
- Выборы Президента РФ и Государственной Думы проводятся….
В) Вопросы по теме «Органы государственной власти»
- По Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти является…
- Кто является главой государства в РФ?
- Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший…
- Вступление в должность Президента РФ предполагает принесение присяги…
- Президент РФ, представляя Россию внутри страны и в международных отношениях, определяет…
Ответы:
по теме «Личные права»:
- право на жизнь;
- раздел о правах человека;
- в суд;
- только суд;
- в РФ не существует религии, которую государство выделяло бы как обязательную или желательную.
по теме «Общественно-политические права»:
- правом на участие в управлении делами государства;
- Президент страны, Государственная Дума, законодательные органы власти в субъектах федерации;
- референдум и свободные выборы;
- с рождения;
- раз в четыре года.
по теме «Органы государственной власти»:
- многонациональный народ России;
- Президент РФ;
- 35 лет;
- народу РФ;
- основные направления внутренней и внешней политики.