Тема четверти: “Искусство объединяет народы”.
Тема урока: “Все народы воспевают материнство”.
Цель урока: изобразить мать и дитя, их единство и ласку.
Задачи:
1) познакомить с темой материнства в изобразительном искусстве; дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов;
2) познакомить с произведениями великих художников; развивать интерес к произведениям искусства разных стран;
3) совершенствовать навыки и умения в изображении человека; развивать навык рисования по представлению;
4) воспитывать уважение к женщине, к матери;
5) укреплять межпредметные связи (музыка, литература, изобразительное искусство).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник “Изобразительное искусство” 4 класс под ред. Б.М.Неменского, у учащихся гуашь (пастель), кисти, бумага.
Зрительный ряд: икона “Владимирская богоматерь”; Рафаэль “Сикстинская мадонна”; П.Пикассо “Мать и дитя”, А.Дейнека “Мать”; М.Савицкий “Партизанская мадонна”, Б.Неменский “Тишина”.
Литературный ряд: Расул Гамзатов “Мама”, С.Островой “Песня о женщине”, пословицы о матери, высказывания М.Горького, Ю.Яковлева, В.Шукшина, Сухомлинского, Беранже о матери.
Музыкальный ряд: колыбельная “Светит над нашею крышею месяц” музыка М.Блантера, слова М.Исаковского.
План урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели урока. Беседа по теме урока.
3. Физкультминутка.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Подведение итогов урока, анализ и оценка работ учащихся, рефлексия.
6. Уборка рабочего места.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
- Здравствуйте! Рада всех вас видеть!
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.
2. Сообщение темы и цели урока. Беседа по теме урока.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Р.Гамзатова “Мама”.
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – звон и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем - исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его: МАМА.
Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел “Искусство объединяет народы”. Тема нашего урока “Все народы воспевают материнство”. Слайд 1. Презентация
Учитель. Мама! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого человека. Материнская любовь греет нас всю жизнь и оберегает.
Русский народ создал много пословиц о матери.
- Какие пословицы знаете вы? Назовите.
- Прочитайте пословицы о матери, объясните их значение. Слайд 2.
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Без отца – полсирота, а без матери и вся сирота.
Пчелки без матки – пропащие детки.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке светло, при матери добро.
Чувство отца выше гор, чувство матери глубже океана (японская пословица).
- Заглянем в копилку мудрых мыслей великих людей. Слайд 3.
Без матери нет ни поэта, ни героя. (М. Горький)
Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Яковлев)
Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни. (В. Шукшин)
Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе. (Сухомлинский)
Сердце матери – неиссякаемый источник чудес. (П.Беранже)
Учитель. В разные времена и в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные времени средства художественного выражения.
Для многих народов образ матери был идеализирован (от слова идеал) в Мадонне и иконе “Богоматерь Владимирская”.
Мастер Изображения предлагает вам посмотреть и сравнить образ Богоматери и образ Мадонны кисти Леонардо да Винчи. Слайд 4.
- Что общего и чем отличаются эти образы? (Ответы детей)
Учитель. Автор иконы и Леонардо да Винчи увидели в образе матери Христа общие, свойственные всем матерям качества: нежность, умиление и восхищение младенцем. И в то же время женщины не похожи друг на друга: Богоматерь чем-то озабочена, даже скобит, а Мадонна Леонардо – юная, игривая, сама как ребенок.
Согласно преданию, икона “Богоматерь Владимирская” написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.
- Мастер изображения просит вас всмотреться в “Сикстинскую Мадонну” Рафаэля. Слайд 5.
- Поделитесь впечатлениями. (Ответы детей)
“Сикстинская Мадонна” Рафаэль. Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Ее взор смущен этим зрелищем неустроенности мира, страданий и волнений обитателей земли. Прекрасное, благородное лицо отражает все оттенки изумления. Мария не слышит привычного хора ангелов. Ее слух смущен нестройными голосами жителей Земли. Она еще крепче обнимает сына. Мадонна чувствует его трагическую судьбу, и поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью осенена ее юная краса.
Учитель. Тема материнства вечная, художники разных стран видят в ней все новые оттенки, связанные со страданиями, борьбой своего народа, а также с неисчерпаемой красотой душевных переживаний, которые открывает в женщине рождение ребенка. Слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11.
- Какая картина вам особенно понравилась?
- Какое произведение поразило? Запомнилось? Чем? (Высказывания детей)
- О какой картине вам хотелось бы узнать больше?
Учитель. Хочется обратить ваше внимание на картину М.Савицкого “Партизанская мадонна”.
- Кто изображен на картине?
- В какие годы происходят события?
- Что вас удивило, потрясло?
- Кому из героев вы сопереживаете?
- Что бы вы пожелали героям данного произведения?
Древний сюжет, столетия вдохновлявший художников прошлого, зазвучал на холсте Михаила Савицкого свежо и волнующе. Молодая мать с младенцем на руках, горестное лицо старой женщины, прощальный взгляд уезжающего в бой партизана - все здесь исполнено драматизма, дыхания грозной силы войны. Но с этой безжалостной силой как бы диссонирует задумчиво устремленный вдаль взгляд молодой матери, более всех рискующей в атмосфере опасности и менее всех защищенной от нее. В этом страдальческом взгляде, однако, великая материнская любовь и надежда, которых не в состоянии лишить ее даже такая жестокая сила, какой была минувшая война.
Учитель. Какие слова передают твои чувства, когда ты смотришь на картины, где изображена Мать? Слайд 12.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Острового “Песня о женщине”. Во время чтения демонстрируются слайды.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая красивая из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!),
Нет, не богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках.
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете метится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня - украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
3. Физкультминутка. Слайд 13
Мы своими нежными руками
Вышиваем рушничок для мамы,
Чтоб на праздник подарить смогли мы
Нашу радость мамочке любимой.
В синей нитке – птицы прилетают,
В красной нитке – маки расцветают.
4. Самостоятельная работа. Слайд 14
Задание: изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу.
Звучит колыбельная “Месяц над нашею крышею светит” музыка М.Блантера, слова М.Исаковского
5. Подведение итогов урока, анализ и оценка работ учащихся, рефлексия.
Анализ и оценка работ учащихся.
Учитель. У нас на доске оформлена небольшая картинная галерея. Я прошу вас закрепить свои сердечки возле картины, которая больше всего понравилась. Приложение 1.
- Продолжите предложение. Слайд 15
- На уроке я узнал…
- Меня удивило…
- Я хочу сказать спасибо…
- Я хочу узнать больше о …
6. Уборка рабочего места.
Использованная литература, адреса сайтов
1. Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией /Неменская Л.А., Коротеева Е.И. – М.: Просвещение, 2005.
2. Лободина Н.В. Изобразительное искусство 4 класс. Поурочные планы – Волгоград, Издательство “Учитель”, 2006.
3. http://www.rah.ru/content/ru/exhibition-2009-03-23-12-17-46.html Неменский Б.М. Тишина.
4.mxk546.narod.ru›El-Uch.doc Молодёжная Интернет-книга об изобразительном искусстве.
5. http://www.pablo-ruiz-picasso.ru Пикассо. Мать и дитя.
6. http://www.dresdenart.ru/stat8_2.html Рафаэль. Сикстинская мадонна.
7. http://www.nearyou.ru/100kartin/0sixst_d.html Рафаэль. Сикстинская мадонна (описание).
8.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%E4%EE%ED%ED%E0_%CB%E8%F2%F2%E0 Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта).
9.http://www.vidania.ru/icony/icon_vladimirskaya.html Икона “Богоматерь Владимирская”.
10.http://art-stamps.narod.ru/gtg/page_075.htm Савицкий М.А. Партизанская мадонна.
11. http://allforchildren.ru/songs/lullaby.php М.Блантер, М.Исаковский “Месяц над нашею крышею светит”.