УМК: Гармония
Класс: 2
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Вид урока: урок-практикум.
Цель: продолжить упражнять в решении орфографических задач в корне для названий предметов.
Задачи: Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; тренировка умения различать проверочные и проверяемые слова; формирование навыка подбора проверочных слов разными способами; развитие у учащихся речи, орфографической зоркости, навыков самоконтроля и самооценки; умения работать в паре, в группе.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Добрый день, дети!
Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко
Мы друг друга уважаем,
Каждый что-то пожелает.
– Что вы пожелали своему соседу? (ответы)
– А я желаю, чтобы сегодняшний урок принёс вам радость, новые знания и новые успехи!
II. Актуализация знаний
– Ребята, чему мы учились последние уроки? (решать орфографические задачи в корне слова)
– Что значит, решить орфографическую задачу? (правильно выбрать букву)
Слайд 1.
– Сегодня к нам в гости пришёл старик – годовик из сказки Владимира Ивановича Даля и приготовил для вас задания. Он немного пошалил, и некоторые буквы выпали из слов. Давайте наведём порядок. Решим орфографические задачи.
На доске записаны слова с пропущенными буквами.
Буквы а, о, и, е. я, б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с написаны на отдельных листочках.
– Вставьте буквы в слова, обоснуйте свой ответ, подобрав проверочное слово. Вставьте букву в слово, сделав проверку.
гл.за | голу.ь | скри. |
м.сты | тра.ка | шар. |
р.ка | бере. | пар. |
л.сты | огоро. | буке. |
п.тно | стри. | ланды. |
ска.ка | кра.ки |
(Учащиеся выходят по очереди, вставляют букву, называя проверочное слово)
III. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи
– Что обозначают все эти слова? (предмет)
– Что вы делали, чтобы не ошибиться и правильно выбрать букву? (подбирали проверочное слово)
(Учитель стирает слова, остаются только буквы.)
а о е и я |
б в г д ж з |
п ф к т ш с |
– Что это за буквы?
(Это буквы, которые обозначают безударные гласные и парные согласные звуки.)
– Найдите у себя на столах памятку «Как искать проверочные слова для корня?»
(На каждой парте памятка «помогай-ка») См. приложение 1.
– Вспомните, какие способы проверки орфограмм в корне вы знаете?
- изменить слово по числам (ед.ч.- мн.ч.)
- по «командам» вопросов «кто? – что?»
- по «командам» вопросов «Много кого? – чего?»
- подобрать однокоренное слово (учитель демонстрирует модели)
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем находить проверочные слова для названий предметов и делать проверку разными способами.)
Слайд 1. Тема урока: Упражнения в подборе проверочных слов для названий предметов.
IV. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания)
Слайд 2.
– Прочитайте слова на слайде. (В.СНА, З.МА, ЛЕТО, ОС.НЬ)
– Что объединяет все эти слова? (это название времён года).
– Старик-годовик приглашает нас в гости к временам года.
– В чём отличие этих слов? (Во всех словах, кроме слова ЛЕТО пропущены гласные).
– Как вы думаете, почему? (В слове лето Е находится под ударением, во всех остальных словах пропущены безударные гласные).
– Какие буквы надо вставить?
Поиск проверочного слова для безударного гласного в корне слова.
– Хорошо живётся ударной гласной корня: все ее отчетливо слышат, видят и правильно пишут. А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены. Помогите им, друзья.
Организация работы в парах.
– Прочитайте задание на карточке. Что нужно сделать? (Надо выбрать проверочное слово для безударного гласного звука).
– Что для этого надо сделать? (Выбрать то слово, где безударный гласный звук становится ударным)
– Выполните это задание в парах. Чья пара справится, поднимите «общую ручку». (Паре учеников выдаётся только одна группа слов) См. приложение 2.
Е | цветок цветы цветник цветик цветение |
А | травинка трава травка травяной травянистый |
Е | снежинка снежный снегопад снега снегирь |
И | листопад листы листовая листочек листья |
Слайды 3, 4, 5, 6
(Проверка. Дети объясняют выбор проверочного слова)
– Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием.
– Вспомните начало сказки Владимира Ивановича Даля.
(Читает подготовленный ученик)
«…Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз…»
– О каком времени года идёт речь? (о зиме)
– О каких птицах упомянул автор? (январь, февраль, март)
Способ проверки: изменение числа (ед.ч.-мн.ч.) (демонстрация модели)
Старик-годовик предлагает поиграть,
Букву в слове отгадать.
С вами, дружные ребятки,
Парные согласные играют в прятки.
– Найдите проверочные слова для орфограмм, используя модель
ед.ч↔мн.ч. |
Слайд 7.
Читают загадки подготовленные ученики. На слайде появляются слова – отгадки с пропущенными буквами. Дети веером показывают букву, объясняют написание, изменив слово по числам.
Белое покрывало
На земле лежало.
Лето пришло,
Оно всё сошло (сне.)
Вот идет какой-то дед,
А в руках его букет:
Не из листьев и цветов –
Из сосулек и снежков. (Моро.)
В новой стене,
В круглом окне,
Днём стекло разбито –
Ночью вставлено (прору.ь)
Без рук, без ног, а в избу лезет.(холо.)
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился ... (снегови. )
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму – никто не поднимет.
Весна придет – он сам уйдет. (сугро.)
– Молодцы, ребята, вы отгадали зимние загадки старика – годовика.
V. Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные задания)
Способ проверки: изменение слова по «команде» вопросов «кто? ↔ что?»
– Что там дальше в сказке говорится? (читает подготовленный ученик)
– «Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы…»
– Догадались, ребята, к кому мы в гости направляемся? (к весне)
– О какой тройке поведал нам В.И. Даль? (весенние месяцы – март, апрель, май)
– Писать сегодня мы будем не в тетрадях, а на красивых листах. Их для вас приготовил старик – годовик. Прочитайте первое задание. См. приложение 3.
Слайд 8.
На карточках прочитайте задание 1.
– «Собери из слов пословицу. Запиши, вставив пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните буквы безударных гласных, требующие проверки.
З.мля, отдыхает, а, з.мой, в.сной, расцв.тает.»
– Найдите проверочные слова для орфограмм, используя модель «Изменить слово по команде вопросов. кто? ↔ что? (ед.ч. ↔ мн.ч.)» Демонстрация модели.
кто? ↔ что? (ед.ч. ↔ мн.ч.) |
– Как вы понимаете пословицу?Запишите её.
– Объясните, как вы проверяли безударные гласные?
– Земля зимой отдыхает, и мы с вами отдохнём.
Слайд 9.
Музыкальная физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья (4 раза) в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает (4 раза) росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы (4 раза) летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим (4 раза) назад.
– Отдохнули, пора и в путь.
Способ проверки: изменение слова по «команде» вопросов «Много кого – чего?»
– Найдите проверочные слова для орфограмм, используя модель. «Изменить слово по команде вопросов «Много кого? – чего?» Демонстрация модели.
Много кого – чего? (ед.ч. ↔ мн.ч.) |
На доске записаны слова:
Гря(д/т)ка, др(о/а)ва, куку(ш,ж)ка, доро(ш,ж)ка, деду(ш/ж)ка, оши(п/б)ка, улы(п/б)ка.
– Решите орфографические задачи, объясните выбор буквы.
(ученики по очереди выходят к доске, подбирают проверочное слово, записывают букву)
VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Способ проверки: подбор однокоренного слова
«Махнул старик-годовик в третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь…»
– Что это за птицы? (июнь, июль, август)
Организация работы в группах.
– Для «летних» слов старик – годовик просит вас найти однокоренное слово. Демонстрация модели.
Подбери однокоренное слово |
– Что значит подобрать однокоренное слово? (Назвать предмет ласково или наоборот; назвать как маленький или наоборот, как большой.)
– У каждого из вас на столе есть одно слово. Найдите себе пару (однокоренное слово) у ребят, сидящих на вашем ряду. Сядьте вместе.
(Ребята встают из-за парт, ищут себе пару, садятся вместе.)
– Вставьте пропущенную букву, выделите корень.
Проверка: Выйдите перед классом ребята первого ряда. Встаньте парами слева направо так, чтобы сначала было проверочное слово, потом проверяемое.
(Учащиеся объясняют правописание)
Медовый – мё.
веточка – ве.ка
дерево – дере.це
морковочка – мокро.ь
– А теперь выйдут ребята, сидящие на втором ряду.
скворушка – скв.рец
поле – п.ляна
охрана – хр.нение
звери – зв.рьки
птенчик – пт.нец
– Вы правильно подобрали однокоренное слово. Молодцы!
VII. Контроль и самооценка
– Вот и пришло время погостить у последнего времени года.
– «Махнул старик – годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы».
– У ворот какого времени года мы оказались? (осени).
– Какие птицы теперь полетели? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
– Перелётные птицы собираются в дальнюю дорогу. Одни из таких птиц – это скворцы.
Слайд 10.
(Подготовленный ученик рассказывает о скворцах).
Скворцы – некрупные птицы. Они имеют чёрное оперение с металлическим блеском с белыми крапинками. Эти птицы первыми прилетают к нам весной и держатся в стаях. Гнёзда устраивают в дуплах, под крышами домов, охотно селятся в сделанных человеком скворечниках. В кладке у скворчихи – 3-7 красивых голубых яиц. Их высиживает самка в течение 14 дней. Кормят птенцов оба родителя. Они носят своим прожорливым чадам различных насекомых, их личинок, червей, слизней, улиток и прочую мелкую живность. Через пару недель скворчата вылетают из гнезда, а еще спустя 5-7 дней становятся совершенно самостоятельными. Скворцы – прекрасные певцы. Поздней осенью они отлетают на юг. Летят они ночью, собираясь в огромные стаи, где могут быть сотни и сотни тысяч скворцов. При этом они никогда не сталкиваются друг с другом. Это удивительное зрелище – наблюдать за их полётом. Кажется, что летит огромная чёрная туча.
Слайд 11 (видео)
Слайд 12.
– На карточках прочитайте задание 2. См. приложение 3.
– Прочитайте выразительно текст про скворцов.
Скв(о/а)рцы.
Прошёл сентябрь. Облетают л(и/е)сточки с д(и/е)ревьев. На берё(з/с)ке мокрый от д(о/а)ждя скв(о/а)речник. Вот из скв(о/а)речника высунулся клю(в/ф), блеснул гл(о/а)зок. Да это скв(о/а)рчиха! И скв(о/а)рец рядом на ве(д/т)ке. Ночью они отправятся за тёплые м(о/а)ря.
– Решите орфографические задачи, устно объясните выбор буквы.
Слайд 13.
Поверка. Поменяйтесь работами, проверьте друг друга.
– Осень – время года, когда вы отправляетесь в школу за хорошими оценками.
– Поставьте друг другу оценки, согласно критериям.
(Запись на доске) без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-5 ошибки – «3»
– Кто все задания выполнил без ошибок, поставьте себе оценку «5»
– Встаньте те, у кого «5»,а теперь те, у кого «4». Вы все молодцы!
VIII. Рефлексия (подведение итогов урока)
– Подведём итог урока. Вспомните, что мы учились делать сегодня на уроке русского языка? (находить проверочные слова, решать орфографические задачи, правильно писать слова)
– Какие способы проверки мы вспомнили на уроке?
– Какую цель ставили в начале урока? (Учиться находить проверочные слова для названий предметов разными способами)
– Достигли ли мы цели урока?
– Сверните свой листочек пополам. Что у нас получилось? (письмо) См. приложение 3.
– Письмо мы можем отправить, но сначала его надо подписать.
– Кому оно адресовано? (Ст.рику- г.довику)
– Вставьте пропущенные буквы. Подпишите, от кого.
– Старик – годовик оставил у нас в классе свои варежки. Одна из них синяя, другая красная.
– Если на уроке вам было легко и интересно, опустите своё письмо в красную варежку старика – годовика. Если испытывали трудности и было скучно, то – в синюю.
– Какие задания старика-годовика вам понравились?
– Что было трудным?
– Вы молодцы, спасибо за урок.