Упражнение в подборе проверочных слов для названий предметов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


УМК: Гармония

Класс: 2

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Вид урока: урок-практикум.

Цель: продолжить упражнять в решении орфографических задач в корне для названий предметов.

Задачи: Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; тренировка умения различать проверочные и проверяемые слова; формирование навыка подбора проверочных слов разными способами; развитие у учащихся речи, орфографической зоркости, навыков самоконтроля и самооценки; умения работать в паре, в группе.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Добрый день, дети!
Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко
Мы друг друга уважаем,
Каждый что-то пожелает.

– Что вы пожелали своему соседу? (ответы)

– А я желаю, чтобы сегодняшний урок принёс вам радость, новые знания и новые успехи!

II. Актуализация знаний

– Ребята, чему мы учились последние уроки? (решать орфографические задачи в корне слова)

– Что значит, решить орфографическую задачу? (правильно выбрать букву)

Слайд 1.

– Сегодня к нам в гости пришёл старик – годовик из сказки Владимира Ивановича Даля и приготовил для вас задания. Он немного пошалил, и некоторые буквы выпали из слов. Давайте наведём порядок. Решим орфографические задачи.

На доске записаны слова с пропущенными буквами.

Буквы а, о, и, е. я, б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с написаны на отдельных листочках.

– Вставьте буквы в слова, обоснуйте свой ответ, подобрав проверочное слово. Вставьте букву в слово, сделав проверку.

гл.за голу.ь скри.
м.сты тра.ка шар.
р.ка бере. пар.
л.сты огоро. буке.
п.тно стри. ланды.
  ска.ка кра.ки

(Учащиеся выходят по очереди, вставляют букву, называя проверочное слово)

III. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи

– Что обозначают все эти слова? (предмет)

– Что вы делали, чтобы не ошибиться и правильно выбрать букву? (подбирали проверочное слово)

(Учитель стирает слова, остаются только буквы.)

а
о
е
и
я
б
в
г
д
ж
з
п
ф
к
т
ш
с

– Что это за буквы?

(Это буквы, которые обозначают безударные гласные и парные согласные звуки.)

– Найдите у себя на столах памятку «Как искать проверочные слова для корня?»

(На каждой парте памятка «помогай-ка») См. приложение 1.

– Вспомните, какие способы проверки орфограмм в корне вы знаете?

  1. изменить слово по числам (ед.ч.- мн.ч.)
  2. по «командам» вопросов «кто? – что?»
  3. по «командам» вопросов «Много кого? – чего?»
  4. подобрать однокоренное слово (учитель демонстрирует модели)

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем находить проверочные слова для названий предметов и делать проверку разными способами.)

Слайд 1. Тема урока: Упражнения в подборе проверочных слов для названий предметов.

IV. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания)

Слайд 2.

– Прочитайте слова на слайде. (В.СНА, З.МА, ЛЕТО, ОС.НЬ)

– Что объединяет все эти слова? (это название времён года).

– Старик-годовик приглашает нас в гости к временам года.

– В чём отличие этих слов? (Во всех словах, кроме слова ЛЕТО пропущены гласные).

– Как вы думаете, почему? (В слове лето Е находится под ударением, во всех остальных словах пропущены безударные гласные).

– Какие буквы надо вставить?

Поиск проверочного слова для безударного гласного в корне слова.

– Хорошо живётся ударной гласной корня: все ее отчетливо слышат, видят и правильно пишут. А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены. Помогите им, друзья.

Организация работы в парах.

– Прочитайте задание на карточке. Что нужно сделать? (Надо выбрать проверочное слово для безударного гласного звука).

– Что для этого надо сделать? (Выбрать то слово, где безударный гласный звук становится ударным)

– Выполните это задание в парах. Чья пара справится, поднимите «общую ручку». (Паре учеников выдаётся только одна группа слов) См. приложение 2.

Е цветок
цветы
цветник
цветик
цветение
А травинка
трава
травка
травяной
травянистый
Е снежинка
снежный
снегопад
снега
снегирь
И листопад
листы
листовая
листочек
листья

Слайды 3, 4, 5, 6

(Проверка. Дети объясняют выбор проверочного слова)

– Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием.

– Вспомните начало сказки Владимира Ивановича Даля.

(Читает подготовленный ученик)

«…Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз…»

– О каком времени года идёт речь? (о зиме)

– О каких птицах упомянул автор? (январь, февраль, март)

Способ проверки: изменение числа (ед.ч.-мн.ч.) (демонстрация модели)

Старик-годовик предлагает поиграть,
Букву в слове отгадать.
С вами, дружные ребятки,
Парные согласные играют в прятки.

– Найдите проверочные слова для орфограмм, используя модель

ед.ч↔мн.ч.

Слайд 7.

Читают загадки подготовленные ученики. На слайде появляются слова – отгадки с пропущенными буквами. Дети веером показывают букву, объясняют написание, изменив слово по числам.

Белое покрывало
На земле лежало.
Лето пришло,
Оно всё сошло (сне.)
Вот идет какой-то дед,
А в руках его букет:
Не из листьев и цветов –
Из сосулек и снежков. (Моро.)

В новой стене,
В круглом окне,
Днём стекло разбито –
Ночью вставлено (прору.ь)

Без рук, без ног, а в избу лезет.(холо.)

Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился ... (снегови. )

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму – никто не поднимет.
Весна придет – он сам уйдет. (сугро.)

– Молодцы, ребята, вы отгадали зимние загадки старика – годовика.

V. Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные задания)

Способ проверки: изменение слова по «команде» вопросов «кто? ↔ что?»

– Что там дальше в сказке говорится? (читает подготовленный ученик)

– «Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы…»

– Догадались, ребята, к кому мы в гости направляемся? (к весне)

– О какой тройке поведал нам В.И. Даль? (весенние месяцы – март, апрель, май)

– Писать сегодня мы будем не в тетрадях, а на красивых листах. Их для вас приготовил старик – годовик. Прочитайте первое задание. См. приложение 3.

Слайд 8.

На карточках прочитайте задание 1.

– «Собери из слов пословицу. Запиши, вставив пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните буквы безударных гласных, требующие проверки.

З.мля, отдыхает, а, з.мой, в.сной, расцв.тает.»

– Найдите проверочные слова для орфограмм, используя модель «Изменить слово по команде вопросов. кто? ↔ что? (ед.ч. ↔ мн.ч.)» Демонстрация модели.

кто? ↔ что?

(ед.ч. ↔ мн.ч.)

– Как вы понимаете пословицу?Запишите её.

– Объясните, как вы проверяли безударные гласные?

– Земля зимой отдыхает, и мы с вами отдохнём.

Слайд 9.

Музыкальная физминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья (4 раза) в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает (4 раза) росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы (4 раза) летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим (4 раза) назад.

– Отдохнули, пора и в путь.

Способ проверки: изменение слова по «команде» вопросов «Много кого – чего?»

– Найдите проверочные слова для орфограмм, используя модель. «Изменить слово по команде вопросов «Много кого? – чего?» Демонстрация модели.

Много кого – чего?

(ед.ч. ↔ мн.ч.)

На доске записаны слова:

Гря(д/т)ка, др(о/а)ва, куку(ш,ж)ка, доро(ш,ж)ка, деду(ш/ж)ка, оши(п/б)ка, улы(п/б)ка.

– Решите орфографические задачи, объясните выбор буквы.

(ученики по очереди выходят к доске, подбирают проверочное слово, записывают букву)

VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Способ проверки: подбор однокоренного слова

«Махнул старик-годовик в третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь…»

– Что это за птицы? (июнь, июль, август)

Организация работы в группах.

– Для «летних» слов старик – годовик просит вас найти однокоренное слово. Демонстрация модели.

Подбери однокоренное слово

– Что значит подобрать однокоренное слово? (Назвать предмет ласково или наоборот; назвать как маленький или наоборот, как большой.)

– У каждого из вас на столе есть одно слово. Найдите себе пару (однокоренное слово) у ребят, сидящих на вашем ряду. Сядьте вместе.

(Ребята встают из-за парт, ищут себе пару, садятся вместе.)

– Вставьте пропущенную букву, выделите корень.

Проверка: Выйдите перед классом ребята первого ряда. Встаньте парами слева направо так, чтобы сначала было проверочное слово, потом проверяемое.

(Учащиеся объясняют правописание)

Медовый – мё.
веточка – ве.ка
дерево – дере.це
морковочка – мокро.ь

– А теперь выйдут ребята, сидящие на втором ряду.

скворушка – скв.рец
поле – п.ляна
охрана – хр.нение
звери – зв.рьки
птенчик – пт.нец

– Вы правильно подобрали однокоренное слово. Молодцы!

VII. Контроль и самооценка

– Вот и пришло время погостить у последнего времени года.

– «Махнул старик – годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы».

– У ворот какого времени года мы оказались? (осени).

– Какие птицы теперь полетели? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Перелётные птицы собираются в дальнюю дорогу. Одни из таких птиц – это скворцы.

Слайд 10.

(Подготовленный ученик рассказывает о скворцах).

Скворцы – некрупные птицы. Они имеют чёрное оперение с металлическим блеском с белыми крапинками. Эти птицы первыми прилетают к нам весной и держатся в стаях. Гнёзда устраивают в дуплах, под крышами домов, охотно селятся в сделанных человеком скворечниках. В кладке у скворчихи – 3-7 красивых голубых яиц. Их высиживает самка в течение 14 дней. Кормят птенцов оба родителя. Они носят своим прожорливым чадам различных насекомых, их личинок, червей, слизней, улиток и прочую мелкую живность. Через пару недель скворчата вылетают из гнезда, а еще спустя 5-7 дней становятся совершенно самостоятельными. Скворцы – прекрасные певцы. Поздней осенью они отлетают на юг. Летят они ночью, собираясь в огромные стаи, где могут быть сотни и сотни тысяч скворцов. При этом они никогда не сталкиваются друг с другом. Это удивительное зрелище – наблюдать за их полётом. Кажется, что летит огромная чёрная туча.

Слайд 11 (видео)

Слайд 12.

– На карточках прочитайте задание 2. См. приложение 3.

– Прочитайте выразительно текст про скворцов.

Скв(о/а)рцы.

Прошёл сентябрь. Облетают л(и/е)сточки с д(и/е)ревьев. На берё(з/с)ке мокрый от д(о/а)ждя скв(о/а)речник. Вот из скв(о/а)речника высунулся клю(в/ф), блеснул гл(о/а)зок. Да это скв(о/а)рчиха! И скв(о/а)рец рядом на ве(д/т)ке. Ночью они отправятся за тёплые м(о/а)ря.

– Решите орфографические задачи, устно объясните выбор буквы.

Слайд 13.

Поверка. Поменяйтесь работами, проверьте друг друга.

– Осень – время года, когда вы отправляетесь в школу за хорошими оценками.

– Поставьте друг другу оценки, согласно критериям.

(Запись на доске) без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-5 ошибки – «3»

– Кто все задания выполнил без ошибок, поставьте себе оценку «5»

– Встаньте те, у кого «5»,а теперь те, у кого «4». Вы все молодцы!

VIII. Рефлексия (подведение итогов урока)

– Подведём итог урока. Вспомните, что мы учились делать сегодня на уроке русского языка? (находить проверочные слова, решать орфографические задачи, правильно писать слова)

– Какие способы проверки мы вспомнили на уроке?

– Какую цель ставили в начале урока? (Учиться находить проверочные слова для названий предметов разными способами)

– Достигли ли мы цели урока?

– Сверните свой листочек пополам. Что у нас получилось? (письмо) См. приложение 3.

– Письмо мы можем отправить, но сначала его надо подписать.

– Кому оно адресовано? (Ст.рику- г.довику)

– Вставьте пропущенные буквы. Подпишите, от кого.

– Старик – годовик оставил у нас в классе свои варежки. Одна из них синяя, другая красная.

– Если на уроке вам было легко и интересно, опустите своё письмо в красную варежку старика – годовика. Если испытывали трудности и было скучно, то – в синюю.

– Какие задания старика-годовика вам понравились?

– Что было трудным?

– Вы молодцы, спасибо за урок.