Ни минуты покоя! К такому выводу приходим мы взрослые, наблюдая за деятельностью детей. Что больше всего любят малыши? Не колеблясь, можем ответить – двигаться. По мнению многих ученых, движение – это не просто забава, а очень важный вид деятельности маленького человека. Как считал В.А.Сухомлинский, что своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, способствует формированию моральных качеств и волевых черт личности. Ребёнку от рождения присуще желание двигаться, но не всегда в течение дня ребёнок получает достаточную двигательную активность. Чтобы удовлетворить естественную потребность ребёнка младшего дошкольного возраста в движении была разработана программа “ Топтыжка”.
Цель данной программы: обеспечение полноценного физического развития, двигательной активности и положительного эмоционального состояния детей.
Программа поможет решить следующие задачи:
- Развивать и совершенствовать физические качества детей гибкость, силу, ловкость, быстроту, выносливость.
- Формировать двигательные навыки и умения на основе подражательных действий знакомых образов.
- Воспитывать интерес к физическим упражнениям.
Все занятия кружка “Топтыжка” проходят в игровой сюжетной форме, в водной части используются четверостишия и забавные стихотворения, которые очень нравятся детям младшего возраста, а воспитателю помогают удерживать внимание детей.
В процессе игровых занятий дети путешествуют в мир сказок, подражают действиям героев, демонстрируют свои двигательные навыки и умения, учатся управлять своим поведением, улучшается их эмоциональное состояние.
Программа “Топтыжка” построена на базе комплексной образовательной программы В.И. Логиновой “Детство” и превышает программные задачи в разделе “Физическое развитие”. Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года), рассчитана на 1 год обучения.
Занятия следует проводить 1 раз в неделю, длительностью не более 15 минут.
Занятие в кружке направлены на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка.
В результате занятий у детей:
- разовьются физические качества: быстрота, ловкость, сила, выносливость;
- сформируются двигательные навыки и умения на основе подражательных действий знакомых образов;
- окрепнет желание к активной двигательной деятельности;
- заложится базис здорового образа жизни человека.
Контроль результатов будет осуществляться в конце учебного года, когда детьми будут освоены все виды движений: бег, ходьба, лазание, метание, прыжки в высоту, спрыгивание.
Материал, предложенный, в приложении поможет воспитателям учитывать особенности при выполнении детьми младшего дошкольного возраста определенных видов движений.
Календарно-тематический план кружка “Топтыжка”. (Приложение 1)
Содержание календарно-тематического плана кружка “Топтыжка”. (Приложение 2)
Обучение детей младшего дошкольного возраста движениям. (Приложение 3)
Критерии оценки выполнения программы “Топтыжка”. (Приложение 4)
Литература
- Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких [Текст] / Л.Г. Голубева. – М.: Мозаика. – Синтез, 2007. – 80 с.
- Кириллова Ю.А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе [Текст] / Ю.А. Кириллова. – С – Пб.: Детство-Пресс, 2006. – 192 с.
- Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст] / Н.Н. Кожухова. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка [Текст] / Э.Я Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
- Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / В.Н. Шебеко Н.Н. Ермак, В.В. Шишкина. – М.: Академия, 2000. – 176 с.