“А слава тех не умирает,
кто за Отечество умрет”.
Г.Р. Державин. “На взятие Измаила”
Тип урока. Повторительно-обобщающий урок.
Форма урока. Интегрированный урок математики +история.
Цели урока.
1. Закрепление, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся, полученных в ходе изученной темы.
2. Создание условия для формирования у учащихся чувства гордости за свой народ.
3. Обобщение способов решения текстовых задач.
Задачи урока.
Образовательные:
- Отработка и закрепление умений и навыков решать квадратные корни, уравнения и задачи с помощью квадратных уравнений;
- Расширение межпредметных связей.
Развивающие:
- Способствовать повышению познавательного интереса к математике через межпредметные связи;
- Развитие грамотной математической речи.
Воспитательные:
- воспитание культуры мышления, речи.
- воспитание патриотизма через воспитание любви к родной истории.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор с экраном
- раздаточный материал
- карта, схемы Бородинского сражения
- Музыка М. Глинки (хор “Славься!” из оперы “Иван Сусанин”), марш Преображенского полка
Плакаты с цитатами: “Новая Россия начинается с 1812 г.”. (А.И.Герцен); “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. (Наполеон); “Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата”. (М.И. Кутузов).
Ход урока
1. Организационный момент
(Учащиеся входят под музыку марша Преображенского полка).
Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Тема нашего урока: “Решение задач по математике с использованием материалов к 200-летию Бородинского сражения”.
Цель нашего урока – это закрепление и обобщение умения решать квадратные корни, квадратные уравнения и задачи с помощью квадратных уравнений.
Мы попытаемся объединить знания по математике и истории, литературе и географии, музыке и мировой художественной культуре.
2012 год объявлен Годом российской истории.
В 2012 году отмечается 200-летие Бородинского сражения.
Устно (слайд 4). Презентация
Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино.
(Cлайд 5, 6)
Нашествие армии Наполеона на Россию. (Cлайд 7) выступление учащихся
(слайд8) Выступление учителя
Выступления детей с сообщениями: (слайд 9)
(Устно на доске решение примеров о годах жизни)
Главнокомандующий русской армией был М.И. Кутузов.
Родилсяв в +2+45+103 году =300+400+45+1000=1745 г.
умер в 8·++·2 +3=800+1000+10+3=1813 г.
Главнокомандующий французской армией был Наполеон Бонапарт
Родился в - =1800-31=1769 г.
умер в ·2 + + +1=500·2+800+20+1=1821 г.
Перед вами “Индивидуальная рабочая карточка” на тему: “Решение задач по математике с использованием материалов к 200-летию Бородинского сражения”.
Давайте начнем заполнять.
Силы воюющих сторон. (Слайд 10, 11, 12)
Франция | Россия | ||
Численность войск (тыс. чел.) |
Х2 – 135х =0 | Х2 = 132х | |
Количество орудий | Х2-588х+587=0 произведение корней 5882 = 345744 |
Х2-640х+24000=0 сумма корней 6402 = 409600 |
|
Потери в битве (тыс.чел.) |
Х2+20х-4800=0 наибольший корень |
Х2-56х+460=0 наибольший корень |
|
Убито генералов | “Даны два последовательных четных числа. Разность между квадратом меньшего числа и утроенным большим числом равна 12. Найдите эти числа. | ||
наибольшее число | наименьшее число |
Карта расположения русских и французских войск к началу Бородинского сражения. Время начала битвы дано в виде *(слайд 13, 14) выступление ученика
… Здесь русские солдаты
Прославили Отчизну на века.
Здесь показал Кутузов Бонапарту
Всю мощь и силу русского штыка
Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи
Ещё в России не было у нас,
Когда дышать вдруг становилось нечем
И ясный день в дыму сраженья гас. (В.Степанов)
Решите задачу: (Слайд 15, 16, 17)
Позиции русских на Бородинском поле по фронту растянулись на 5 км больше, чем в глубь. Площадь, занятая позициями русских, составляла 50 кв.км. Найдите длину и ширину территории, занятой позициями русских войск.
Историческая справка. (Слайд 18, 19)
Тактической единицей являлась конная или пешая артиллерийская батарея, последняя состояла из 6 орудий: 2 12-фунтовых пушек, 2 6-фунтовых и 2 6-дюймовых гаубиц. Максимальная бесприцельная дальность стрельбы ядрами составляла до 2600 м. Эффективная дальность стрельбы ядрами составляла до 1200 м.
S (м) | V (м/с) | T (с) | |
Ядро 6-фунтовой пушки |
|||
Ядро 6-дюймовой гаубицы |
Решите задачу: Расстояние в 2250 м ядро 6-фунтовой пушки пролетело на 4 секунды быстрее, чем ядро 6-дюймовой гаубицы. Найдите скорости полета ядер, если известно, что скорость ядра 6-дюймовой гаубицы на 200 м/сек меньше скорости ядра 6-фунтовой пушки.
Историческая справка. (Слайд 20, 21)
Сухопутные войска русской армии 1812 г. включали несколько родов войск: пехоту, кавалерию, артиллерию и инженерные войска. Пехота состояла из егерей, гренадеров и собственно пехоты (которая до 1811 г. называлась мушкетерами). Егеря – легкая пехота, обученная действиям в рассыпном строю. Гренадеры – тяжелая пехота, в которую традиционно подбирали физически сильных и высоких солдат.
Решите задачу: Найдите скорости передвижения егерей и гренадеров
(в км/переход, т.е. км/день), если известно, что скорость егерей на 1 км/переход больше скорости гренадеров, а квадрат скорости егерей на 51 больше квадрата скорости гренадеров.
- (км/переход) - V гренадеров,
- (км/переход) - V егерей,
- квадрат скорости егерей,
- квадрат скорости гренадеров,
Так как по условию задачи квадрат скорости егерей на 51 больше квадрата скорости гренадеров, то составляем уравнение:
Самостоятельная работа. (Слайд 22, 23)
Историческая справка: Сухопутные войска 1812 г. включали несколько родов войск: пехоту, кавалерию, артиллерию и инженерные войска. Кавалерия делилась на легкую (гусары и уланы) и тяжелую (кирасиры и драгуны).
Решите задачу: Найдите скорости передвижения кирасиров и гусаров (в км/переход, т.е. км/день), если известно, что скорость кирасиров меньше скорости гусаров на 7 км/переход, а квадрат скорости кирасиров меньше квадрата скорости гусаров на 539.
Домашнее задание. (Слайд 25)
Придумать задачу, используя материалы из Википедии о Бородинском сражении.
Составить кроссворд.
Рефлексия. Продолжите заданные предложения. (Слайд 26)
Я сегодня повторил (а) …
Мне сегодня понравилось …
Сегодня я научился (ась) …
Ребята сами оценивают знания за урок, выбирают ордена. (Слайд 27)
Оценки.
Красный цвет ордена – “отлично”.
Синий цвет ордена – “хорошо”.
Зеленый цвет ордена – “удовлетворительно”.
Урок окончен! Всего вам доброго! Спасибо за урок!
Литература (слайд 28)
1. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История России. XIX век. М. (Любой год издания).
2. Пятецкий Л.М. Справочник по истории России с древнейших времен и до наших дней. М., 1986.
3. Ушаков А.В. Справочник школьника по отечественной истории XIX-XX веков. М., 1997.
4. Энциклопедия для детей “История России”. Т. 5. М., 1997.
5. История России XVIII-XIX вв.: Школьная энциклопедия. М: Олма-Пресс Образование, 2003.
Приложение 2 (индивидуальная карточка)