Цель: формирование представления учащихся о художественном направлении к.XVI нач. XVIII века - барокко, используя информационно-коммуникативные технологии.
Задачи:
- выявить особенности и характерные признаки барокко в различных видах искусства и сравнение с современной эпохой в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке.
- вызвать интерес учащихся к музыкальному искусству эпохи барокко.
Форма урока: комбинированный медиаурок.
Материалы и оборудование:
- компьютер, проектор, интерактивная доска;
- символы-предметы эпохи барокко, костюмы, портреты.
- зрительный ряд: Авторская презентация Ивановой О.В. “Искусство барокко”, произведения Л. Бернини, В.В. Растрелли, П. Рубенса, М. Караваджо и др.
- музыкальный ряд: произведения И.С. Баха.
Класс: 5 класс ДМШ, обзорное занятие.
Структура урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
2. Происхождение и трактовка термина “барокко”. Знакомство с материалом (“погружение в тему”).
3. Ученики выступают в ролях: “искусствоведа”, “модельера”, “историка”, “музыковеда”и др.
5. Характерные черты искусств эпохи барокко, сравнительный анализ архитектуры и моды с современной эпохой.
6. Подведение итогов урока (тест).
Домашнее задание.
Ход урока
Таблички. Звучит музыка (видеоклип или mp3) современной группы Nova Era “A Night In Venice with Nova Era Live”.
Преподаватель: Здравствуйте. Садитесь!
Тема нашего урока: “Современное барокко”.
Преподаватель: Это обзорная тема - введение в эпоху барокко.
Дорогие друзья, у нас сегодня необычный урок музыкальной литературы. Мы проведём конференцию, которая посвящена культуре, искусству, музыке конца XVI середины XVIII века - времени невиданных взлетов и падений человеческого духа, эпохе гениальных открытий и изобретений, опустошительных войн и прекрасной музыке.
Преподаватель: Люди эпохи барокко воспринимали по-новому всё необычное. Неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным.
Слайд Барокко
Преподаватель: И давайте, сейчас мысленно перенесемся в 17 век, в эпоху барокко. Вам должно быть интересно, как и в каких условиях жили люди 500 лет назад.
Мы не только перенесёмся назад в прошлое, но представим себя в необычных ролях:
Алёна - музыковед
Мария - художник
Анастасия - музыковед
Валентина - менеджер в области искусства
Наталья - скульптор
Юлия - архитектор
Анастасия - модельер
Алина - искусствовед
Преподаватель: Итак, мы начинаем нашу конференцию, первым докладчиком выступит наш уважаемый искусствовед – Алина, она познакомит нас с понятием барокко.
Искусствовед: Алина (Слайд "Карта Италии") Барокко – стиль в искусстве Европы, который появился в конце 16-го столетия и правил до середины восемнадцатого века. Его родиной стала Италия.
Преподаватель: Обратите внимание на карту. Алина какие итальянские города ты знаешь?
Искусствовед: Алина (Рим, Мантуе, Венеция, Флоренция).
Преподаватель: Продолжай, Алина.
Искусствовед Алина: Позже стиль распространился на другие европейские страны. Интересно, что само слово в переводе с итальянского означает – причудливый, странный, вычурный). И вначале носило оттенок насмешки, издевательства, считается, что это слово имеет португальские корни, где так именовались жемчужины неправильной формы).
Преподаватель: Спасибо, Алина, Хочет ли кто-нибудь добавить или высказаться по этому вопросу?
Алёна поднимает руку. Пожалуйста, уважаемый музыковед, просим вас.
Музыковед Алёна: Есть разные мнения об эпохе барокко.
Одни считают, что искусство барокко – неправильное, взвинченное, громоздкое, противоречит гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте и поэтому считают его скорее продолжением Возрождения. Есть третье мнение: искусство барочного типа – это поздняя, кризисная стадия разных эпох в художественной культуре.
Преподаватель: Спасибо, Алёна. Итак, дорогие ребята, скажите мне, пожалуйста, в каком веке господствовал стиль барокко в европейском искусстве?
Ученики: Конец XVI – нач. XVIII вв.
Преподаватель: Хорошо, с определением мы познакомились, теперь возникает вопрос - в каких условиях, обстановке жили люди той эпохи. Обратите внимание на великие открытия и неспокойное время предшествовавшее эпохе барокко. Слайды
О самых знаменитых архитекторах барокко и их творениях нам расскажет, уважаемый архитектор Юлия.
Слайд “Архитектура эпохи Барокко”
Архитектор Юлия: Слайды архитектуры.
Стиль барокко, безусловно, связан, прежде всего, с архитектурой и подчинял себе скульптуру (садово-парковую, интерьерную, рельефную резьбу), декоративно-прикладное искусство и живопись (церковные и светские фрески, плафоны, парадный портрет).
Первые архитекторами раннего барокко были:
Джакомо Делла Порта,
Доменико Фонтана,
Карло Мадерна).
Преподаватель: (говорит во время слайда) “Фонтан черепах”Джакомо Делла Порта, итальянский архитектор, учился у Микеланджело и да Виньолы. Фонтамн черепамх расположен в Риме на площади Маттеи. Бронзовые черепашки добавлены спустя 70 лет. Считается, что дельфины в компании черепах символизируют девиз “Торопись медленно”. Слайд
Архитектор Юлия:Следующее поколение архитекторов барокко даст виртуоза Франческо Борромини (1599—1667), который удивительно проектировал, чертил, строил.. Слайд
Преподаватель: (во время слайда) Базилика Сант-Андреа-делла-Валле— самая большая барочная церковь в Риме, помещение невиданной сложности Расположена на одной из центральных магистралей города — улице Виктора Эммануила II. Слайд
Архитектор Юлия: Слайд. Лоренцо Бернини— великий итальянский архитектор и скульптор, ученик своего отца Пьетро Бернини
Преподаватель: комментарий во время слайда Слайд. Площадь Святого Петра или пьяцца Сан Пьетро — грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий в Риме.
Преподаватель: Спасибо, Юлия, очень интересная и познавательная информация. Я хочу вам представить менеджера Валентину, которая расскажет нам о современных архитектурных сооружениях в России, построенных в стиле барокко. Пожалуйста, Валентина.
Менеджер по искусству Валентина: Русское барокко сформировалось в конце XVII -XVIII вв. Это московское, строгановское, голицынское, петровское, елизаветинское. Самый знаменитый русский архитектор итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли. Его сооружения являются символом русского барокко в Санкт-Петербурге. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями
Преподаватель: Воронцовский дворец, в центральной части Санкт-Петербурга, напротив Гостиного двора. Возведён архитектором Б. Ф. Растрелли для канцлера М. И. Воронцова.
Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец известный как Большомй Царскосемльский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село).
Преподаватель: Скажите, пожалуйста, Валентина. Это в европейской части, а ближе к нашему региону - Западной Сибири есть здания, построенные в стиле барокко?
Менеджер Валентина: Да, конечно, назову некоторые из них. В Новокузнецке, например.
1. Спасо-Преображенский собор — старейший православный кафедральный собор. Построен в XVIII веке, расположен около реки Томь.
2. Храм святых праведных Захария и Елисаветы в г. Тобольске, строилась 18 лет с 1758 г. мастером Андрем Городничевым, учеником Растрелли.
3. Храм в честь воскресения Христова в Томске, построенный в 1622 г. Основатель — первый архиерей Тобольский Киприан.
Преподаватель: Обратите внимание на эту церковь, она была разрушена в нач ХХ века, и в 2006 году восстановлена.
Сибирское барокко – это храмовая архитектура Сибири XVIII века. Термин ввёл в 1924 г. Болдырев-Казарин.
Преподаватель: Благодарим, вас, Валентина. Архитектура очень тесно связана со скульптурой. Уважаемый на скульптор Наталья, вам слово.
Слайд “Скульптура барокко”.
Скульптор Наталья: Архитектор Лоренцо Бернини был ещё и великолепный скульптор. Его знаменитая скульптура “Давид”, восхищала и восхищает умы. Слайд
Известные скульпторы эпохи барокко:
- Алессандро Альгарди — итальянский скульптор, крупнейший представитель барокко в итальянской скульптуре наряду с Бернини. Слайд
- Доменико Гвиди — итальянский скульптор. Слайд
- Мельхиоре Кафа— известный мальтийский скульптор эпохи барокко. Слайд
- Антуан Куазево — французский скульптор барокко. Слайд
- Эрколе Феррата — итальянский скульптор эпохи барокко. Слайд
Преподаватель: Благодарим вас, Наталья. Скульптура напоминает живопись, живопись – скульптуру.
Слайд “Живопись барокко”
Художник Мария: Главным критерием живописи барокко считалась красота, броская цветистость и динамичность. Тематика религиозная или мифологическая, а также пышные портреты аристократов. Живопись барокко представлена огромным количеством художников, самыми яркими стали: Караваджо, Рубенс, Рембранд.
Один из основателей стиля барокко является знаменитый итальянец Караваджо, его живопись отличается мрачной глубиной, резким противопоставлением света и тени. Слайд “Караваджо”
Вот некоторые картины - знаменитая картина Юноша с корзиной фруктов, написана в 1593г, находится в Риме. Слайд
В картине “Шулеры” игроки заняты карточной игрой, одной из разновидностей старинного покера. Слайд
Преподаватель: Спасибо, Мария. Скажите, вам приходилось видеть картины Караваджо? Алина поднимает руку.
Менеджер по искусству Валентина: Да, в фойе Кемеровского музыкального колледжа висит картина Караваджо “Юноша с лютней”, написанная в 1595 г. Слайд
Художник Мария: Пауль Рубенс-фламандский виртуоз портрета и пейзажа. Картина Жимолостная беседка – это автопортрет с Изабеллой Брандт, жена Рубенса. Слайд
Рубенс любил огромные, декоративные, энергичные картины. То есть чем больше, тем лучше.
Одна из его самых известных работ - "Снятие с креста", изображает снятие мертвого Иисуса с креста. Слайд
Рембрандт Слайд великий голландский живописец и гравер, великий мастер светотени.
Знаменитые картины Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, хранится в Эрмитаже и Ночной дозор, находится в Амстердаме. Слайд
Преподаватель: Спасибо, Мария. Замечательно, но ведь люди той эпохи не только работали, рисовали, строили, но и отдыхали, развлекались и наряжались.
Преподаватель: Мода эпохи барокко Слайд. Здесь остановимся поподробнее, Барокко – чудесное время, где женщина отличается бледностью кожи, вычурной причёской, мушкой на лице, корсетом, веером в руке и изящным зонтиком для прогулок, а мужчина становится джентльменом в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен.
Хочу вам представить нашего модельера Анастасию. Сегодня Анастасия выглядит просто необыкновенно красиво, Настя старалась выполнить характерные детали одежды барокко. Слайд “Людовик XIV”
Преподаватель: Пожалуйста, Анастасия вам слово.
Модельер Анастасия: Мода эпохи барокко сложилась во Франции, когда правил Людовик XIV, это вторая половина XVII века. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах одевались также. По всему миру установилась общая мода и даже в России до Петра I.
Идеалом мужчины был Людовик XIV, “король-солнце”, искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие красные каблуки. Они надолго вошли в обиход придворных кавалеров. На балах мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент. Слайд
Преподаватель: В эпоху барокко о России узнал Европа. Именно Пётр I прорубил окно в Европу.
С юных лет, проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы, развернул масштабные реформы, которые затронули не только политику, экономику, но также искусство. Просвещал отечественную публику и окружал свой двор иностранными архитекторами, скульпторами и живописцами. Посылал самых талантливых молодых людей обучаться “художествам” за границу, в основном в Голландию и Италию. Он привёз моду.
Менеджер по искусству Валентина: Барочный стиль одежды возвращается, чтобы внести радость и блеск роскоши в окружающий нас мир. Мы все любим наряжаться выглядеть эффектно, в этом нам помогают многие предметы заимствованные из барокко.
Преподаватель: Поэтому я хочу вам предложить небольшой экскурс барочного и современного. Обратите внимание на экран, Это туфли. Слайд. Ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами. Слайд
В моду входят пышные прически и шляпы. Слайд
А после того как французский король Людовик XIV потерял свою пышную шевелюру в моду в стиле барокко прочно входят парики. Слайд
Наряды украшались кружевами, которые в современной мире очень актуальны. Кружева. Слайд
Туалеты эпохи барокко выглядели по-другому. Тяжёлые материалы (бархат, парча, атлас), сложные конструкции, множество отделки и украшений - всё должно было смотреться роскошно, броско. Слайд
Зонтики, веера, трости. Слайд Всё это актуально и сейчас.
Менеджер Валентина: Развлечениям в эпоху барокко уделяется особое внимание. Паломничества сменяются променадами (прогулками в парке); вместо рыцарских турниров — “карусели” (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и “огненных потех” (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Преподаватель: Спасибо, Валентина. Я уже говорила, что Пётр I отправлял обучаться наших музыкантов за рубеж, какие композиторы были в то время? Музыковеды Анастасия и Алёна - вам слово.
Музыковед Алена: Выдающимися композиторами эпохи барокко стали Клаудио Монтеверди. Слайд. Итальянский композитор, автор мадригалов, опер, церковных произведений, одна из ключевых фигур эпохи.
Музыковед: Анастасия: Алессандро Скарлатти Слайд композитор, известный своими операми, более 60 и камерными кантатами. Он считается основателем Неаполитанской оперной школы. Его сын Джузеппе Доменико Скарлатти итальянский композитор и клавесинист. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.
Музыковед Алёна: Генрих Шютц Слайд - великий немецкий композитор и органист эпохи Барокко. Рассматривается в одном ряду с Клаудио Монтеверди и Иоганном Себастьяном Бахом. Создал первую немецкую оперу.
Музыковед Анастасия: Джироламо Фрескобальди - итальянский композитор, музыкант. Один из самых важных композиторов органной музыки позднего Ренессанса и раннего Барокко, был педагогом. Слайд
Музыковед Алёна: Якопо Пери по прозвищу "Длинноволосый" - итальянский певец и композитор. Его называют изобретателем оперы.Его первая опера "Дафна" (1597), к сожалению, она не сохранилась. Также он написал оперу Эвридика в 1600 году, сохранившуюся до наших дней, её исполняют до сих пор. Слайд
Музыковед Анастасия: Антомнио Лумчо Вивамльди венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник., при жизни получил широкое признание во всей Европе. Слайд
Музыковед Алёна: Иогамнн Себастьямн Бах Слайд — немецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Один из величайших композиторов в истории музыки. Написал более 1000 произведений, во всех значимых жанрах того времени, кроме оперы, непревзойдённый мастер полифонии.
Преподаватель: Спасибо, нашим музыковедам.
Менеджер тянет руку.
Менеджер Валентина: Композиторы эпохи барокко популярны и в настоящее время, существует огромное количество современных аранжировок.
Преподаватель: Вот сейчас мы их послушаем.
Звучит музыка с видео. Музыка в современной обработке.
V. Подведение итогов урока. Тест в презентации.
Домашнее задание: Биография И.С. Баха. Хронограф.
Всем спасибо за урок. Урок закончен, до свидания.
Библиографический список:
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.
СD – Художественная энциклопедия зарубежного искусства. – М., 2004.
CD – Орнамент. Электронная энциклопедия. – М., 2004.
CD – История искусства. Электронная энциклопедия. – М., 2004.
Интернет-ресурсы:
www.openclass.ru
www.it-n.ru
http://www.clasmusic.ru/ (classic-music.ru)
Приложение 1 (музыка)
Приложение 2 (карточки)
Приложение 3 (презентация)
Не опубликованные материалы имеют большой объем (находятся у автора статьи).