Цели:
- Образовательная: познакомить учащихся с физико-географическим положением Африки. Рассмотреть влияние ФГП на природу материка.
- Развивающая: научить давать характеристику географического положения по плану. Продолжить формировать умение работать с картой, анализировать, делать выводы.
- Воспитательная: привить интерес к предмету. Заинтересовать изучаемым материалом.
Задачи:
- Совершенствовать умения учащихся работать с различными географическими источниками;
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
- Закреплять умение самостоятельно характеризовать особенности ГП.
Материальное обеспечение (наглядность. ТСО) : презентация, карта Африки, атласы, раздаточный материал – план «Географическое положение Африки».
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: урок с применением презентации созданной в PowerPoint.
Методы работы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации), практические (работа с картой).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Мы сегодня приступаем к изучению материка Африка. Тема урока «Африка – географическое положение» . Слайд 1.
Учитель: Африка – это материк контрастов. Слайд 2.
У каждого человека есть определенное представление об этом материке. С одним из них я и хочу вас познакомить. Слайд 3.
Синее море! Белый пароход!
Говорят, что в Африке, лето круглый год.
Говорят, что в Африке, круглый год жара.
В самом центре Африки золота гора!
Говорят, что в Африке, злой шаман живет.
Носит он сандалики задом наперед.
Говорят, что в Африке, слон и бегемот
В полдень- спят под пальмами,
В полночь пьют компот.
Говорят, что в Африке,
Много разных стран,
Отвези нас в Африку, грозный капитан!
Сегодня мы с вами совершим путешествие в Африку, точнее, вокруг Африки. И начнем мы с изучения географического положения материка.
Вопрос: Как вы думаете, почему именно с географического положения?
Предполагаемые ответы: Ребята должны ответить, что именно географическое положение влияет на климат, растительный и животный мир материка.
Учитель: Как и любое явление в географии, мы будем характеризовать географическое положение по плану. Слайд 4. . Этот план у вас на листочках на столах. Это опорный конспект. С которым мы и будем работать. В правую колонку будем записывать ответы.
В заключении мы должны будем ответить на проблемный вопрос – Слайд 5.
«Как географическое положение влияет на природу материка?»
Итак, приступаем.
Вопрос: Какой первый пункт плана?
Предполагаемый ответ: Площадь материка.
Записываем – Африка – 2 материк по площади. Занимает 1/5 суши. Слайд 6.
Учитель: Второй пункт – отношение к экватору, нулевому меридиану и тропикам. Слайд 7.
Задание: Подумайте и ответьте на этот пункт.
Предполагаемые ответы: экватор пересекает Африку посередине, нулевой меридиан в западной части, северный тропик – в северной части, южный –в южной.
Учитель: следующий пункт плана? Слайд 8.
Предполагаемые ответы: В каких полушариях расположен материк. И ответ – во всех –северном, южном, западном и восточном.
Учитель: Пользуясь атласом определите крайние точки, их координаты и заданные параметры расстояния. Слайд 9, 11.
Предполагаемые ответы: Слайд 10,12.
- Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д.
- Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д.
- Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д.
- Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.
Размеры материка
1) Расстояние с севера на юг по 20 меридиану в градусах и км
32 + 37 = 69 (градусов)
69 х 111 = 7659 (км)
Расстояние с запада на восток по 10 параллели в градусах и км
15 + 52 = 67 (градусов)
67 х 109,6 = 7343,2 (км)
Учитель: Далее мы рассматриваем элементы береговой линии (слайды с 10 по 33). Работая со слайдами и атласом ребята определяют, что за объекты появляются на каждом слайде (10, 12, 14, 16, 18,20, 24, 26, 28, 30, 32) и после этого узнают краткую информацию об объекте (11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25 , 27, 29, 31, 33) .
Учитель: А теперь давайте закрепим наши знания. Слайд 34. Учитель показывает цифры на слайде.
Предполагаемые ответы: ребята называют объекты, которые рассмотрены ранее.
Учитель: работаем с карой течений.
Задание: По карте выпишите, какие течения омывают Африку и как они влияют на климат? Слайд 35.
Предполагаемые ответы: Холодные –Бенгельское, Сомалийское и Канарское –иссушают климат и охлаждают. Теплые –Мозамбикское, Гвинейское и Южно- пассатное – утепляют и увлажняют.
Учитель: Следующее задание: По карте выпишите – какие материки и с какой стороны от Африки находятся. Слайд 36.
Ребята отвечают: Ближе всего расположена Евразия с северной и северо-восточной стороны. Остальные материки –далеко –С.Америка и Ю.Америка с запада, Австралия – с востока, Антарктида – с юга.
Учитель: Итак, мы рассмотрели все пункты плана.
Теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу – Слайд 37.
Как влияет физико-географическое положение на особенности природы материка? Поскольку мы с вами только учимся делать выводы, я облегчила вам работу –посмотрите на эти фразы и вставьте пропущенные слова. Слайд 38.
Учитель: Давайте вместе проверим записи. Слайд 39.
- т.к. пересекает экватор, то на части территории климат жаркий и влажный, животные и растения теплолюбивые, реки незамерзающие.
- т.к. пересекают тропики – в этих местах климат жаркий и сухой, много пустынь, со скудной растительностью и отсутствием рек.
3. Задание на самоподготовку: Слайд 40.
- выучить конспект;
- уметь показывать по карте все объекты ГП;
- нанести на контурную карту все объекты ГП;
- определить координаты крайних точек и расстояние с с- ю по 20 в.д. и з-в по 10 с.ш..