Тема урока: нестареющие музыкальные образы Великой войны и подвига русского народа в гениальном произведении П.И.Чайковского.
Тип урока: расширение и углубление в тему.
Цель урока: выяснить, почему музыкальные образы великой войны и подвига русского народа, воссозданные в выдающемся сочинении П.Чайковского, не стареют?
Задачи.
Образовательные:
- познакомить с солдатской песней “Хоть Москва в руках французов”;
- познакомить с разделами “Увертюры 1812 года” П. И. Чайковского;
- познакомить с новым термином “тропарь”;
Развивающие:
- развивать умение определять музыкальный образ;
- развивать вокально-хоровые навыки
- познакомить с историей создания “Увертюры 1812 г.” П.Чайковского;
- музыкально-слуховой анализ разделов увертюры П.И. Чайковского;
- вырабатывать рефлексию, развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к предмету;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине;
- воспитание чувств толерантности к духовной (православной) культуре русского народа.
Форма урока: урок-поиск.
Использование технических средств, наглядности: компьютерная презентация материалов урока, аудиозаписи.
Ход урока
“Хоть Москва в руках французов” (слайд №2. Презентация) дети входят в класс под солдатскую песню времен 1812 года. Учитель и дети приветствуют друг друга.
Учитель: Какому историческому событию в жизни России будет посвящен наш урок?
(Дети: 200-летию Победы над Наполеоном и его армией).
Учитель: Совершенно верно, ребята. Прозвучала старинная солдатская песня, созданная русским народом в дни войны с французами.
Учитель: Какой эмоциональный строй этой песни и почему?
(Дети: песня в приподнятом настроении, бодрая, маршевая, энергичная. Солдаты верят в свою победу во главе с М. Кутузовым.)
Прочтите наш эпиграф к уроку: (Слайд №3)
“Вам не видать таких сражений...
Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали… М.Лермонтов “Бородино”
Учитель: Как вы понимаете строки поэмы М.Лермонтова, и о чем у нас будет разговор?
(Дети: мы будем говорить о музыке, и о подвиге русского народа в войне 1812 года)
Учитель: Вспомните, какие музыкальные произведения вы слушали ранее на тему Отечественной войны 1812 года?
(Дети: С.Прокофьев опера “Война и мир” ария М.Кутузова)
Слушание музыки.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о музыке великого русского композитора, чье имя вы должны назвать сами. Учитель показывает портрет П.Чайковского (слайд №4). Дети называют композитора.
Учитель: Правильно. Сегодня мы обращаемся вновь к одному из самых замечательных творений П.И. Чайковского в жанре “увертюра”. Она посвящена событиям 1812 года.
Тема нашего урока: “Нестареющие музыкальные образы Великой войны и подвига русского народа в гениальном произведении П.Чайковского”. (Слайд №5).
Слово ученикам, которые расскажут об истории создания “Увертюры 1812 г.” П.И. Чайковского. Два ученика, которым заранее дома было дано задание отыскать такую информацию, рассказывают: “К композитору обратился Н.Г.Рубинштейн с предложением написать торжественную увертюру для большого оркестра и хора по случаю освящения Храма Христа Спасителя. Этот Храм был построен в честь победы русского народа над армией Наполеона (слайд №6). Увертюра была закончена в Каменке 7 ноября 1880 года, а премьера состоялась в Храме Христа Спасителя 20 августа 1882 года. Именно в Каменке П. Чайковский имел возможность вплотную соприкоснуться с историей войны 1812 г., историей жизни ее героев, чья жизнь была связана с этим имением. Именно в Каменке были живы воспоминания о ее прежних обитателях-героях войны 1812 года: генерале Раевском, князе Волконском, Василии и Денисе Давыдовых. И как не раз было в жизни Чайковского, написанное по заказу сочинение, которое создавалось с трудом, в конечном итоге получилось напоенным глубоким смыслом, выполненным с мастерством, ставшим выдающимся достижением Чайковского”.
Учитель: Спасибо, ребята, было интересно.
Дети вспоминают понятие “увертюра”.
Учитель: Увертюра 1812 года стоит особняком среди программно-симфонических произведений Чайковского - как историческое полотно. Что такое “программная музыка”?
(Дети: произведение, у которого есть определенная программа, конкретный сюжет.)
Учитель: Молодцы! П.Чайковскому, как любому русскому человеку, были свойственны патриотические чувства, он не был равнодушен к предложенной теме, что и выяснилось при сочинении “увертюры 1812 года”. В этом сочинении Чайковский проявил себя “ … как живописец - баталист, потрясающе нарисовав музыкальными средствами картину великой войны и подвига русского народа в ней”.
Учитель: Как строится сонатно-симфоническая форма?
Дети: вспоминают и называют: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода.
Анализ музыки П.И. Чайковского “Увертюра 1812 года”. (Слайд №7)
“Вступление”
Учитель: Кто ее исполняет тему, каков ее характер; какой образ представили? (Слушаем фрагмент тропаря “Спаси, Господи, люди твоя”)
(Дети: музыка звучит в исполнении смешанного хора а капелла, печально, даже мрачно. Это похоже на молитву. Будто люди просят у Бога помощи в защите Родины. Звучит напевно, медленно, в миноре).
Учитель: Правильно. В России объявляли о войне на церковных службах. Поэтому композитор начинает увертюру с церковного песнопения тропаря “Спаси, Господи, люди твоя”. Тропарь - краткая похвальная песнь в честь праздника или святого (слайд №8). К кому здесь обращается народ?
(Дети: народ обращается к Господу Богу; так было заведено в давние времена у русского народа).
Учитель: Я хотела дополнить, что перед Бородинской битвой была привезена икона Смоленской божьей матери (слайд №9), перед которой мололись все от простого солдата до фельдмаршала М.Кутузова о даровании победы над врагом.
Разучим 1-2 фразу тропаря. Задача: петь спокойно, тихо, напевно, с сыновней и дочерней любовью.
Пение ребят: “Спаси, Господи, люди Твоя, и благослави достояние Твое, победы молющихся за веру православную, и за святую Русь на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство”. (Слайд №10)
“Экспозиция”
Учитель: Расскажите, какие разные по характеру темы вы запомнили; чьи образы, по вашему мнению, они рисуют; какие инструменты их исполняют?
(Дети: она звучит уверенно, решительно, в маршевом характере, в мажоре, подвижно, в исполнении медных духовых (трубы, валторны и ударных).
Учитель: Какую знаменитую мелодию мы узнаем в этой теме? (Если ребята затрудняются с ответом, то можно напомнить эту мелодию, исполнив ее со словами, придя к выводу, что это гимн Франции “Марсельеза”).
Учитель: Почему композитор “экспозицию” начинает с мотива “Марсельезы”?
(Дети: потому что эта тема – образ наступления французских войск, их шествие по России, взятие Москвы в сентябре 1812 года. (Слайд №11) Исполняем 1-2 фразы гимна.
Учитель дает прослушать другую тему из экспозиции.
Учитель: Как вы думаете, кому может принадлежать новая тема, какой характер она имеет?
(Дети: звучит нежно, напевно, ласково, лирический характер, чуть с грустью, медленно, не громко, в исполнении деревянных духовых и скрипок. Это “ образ русского народа”).
Учитель: Правильно, это образ души русского народа, его переживание за судьбу Москвы, России, образ любви к Родине.
Разучиваем начальные фразы этого напева. Задача: петь на слог “ле” протяжно, нежно, ласково, мягко, на широком дыхании, негромко. Ребята исполняют ее.
Учитель: молодцы! Композитор Чайковский дает нам еще одну тему в экспозиции. Интонации какого народа - французского или русского вы услышали? (Тема “Эй, Дунай мой, Дунай”). Дети отвечают, что музыка выражает черты характера русского народа. Звучит бодро, легко, не громко, имеет плясовой характер. Ее исполняет смешанный хор в сопровождении деревянных духовых, бубна).
Учитель: для чего композитор дает вторую тему русского народа?
(Дети: это новая сторона образа русского народа, который не сломлен всеми бедами, выпавшими на его Отечество. Образ народа, который не унывает, хотя ему пришлось сдать Москву на растерзание врага).
Учитель: Правильно! По задумке композитора эта тема – образ народного ополчения, образ русских бойцов, образ русской армии (слайд №12). Разучиваем тему. Задача: петь на слог “ле” легко, на хорошей атаке звука, правильно исполняя распевы, выражая бодрость духа народа, его решительность, намерение одолеть врага.
“Разработка”
Слушают и называют тему “Марсельезы”. Учитель поясняет, что короткая “разработка” выражает мысль о том, что французы не сдаются. (Слайд №13)
“Реприза”
Дети и учитель выясняют, что в “репризе” вновь зазвучит тема - образ народного ополчения. По замыслу композитора тема символизирует битву при Бородино. Прослушав вторую тему “репризы”, дети выясняют, что звучит она в исполнении струнной смычковой группы; мелодия движется сверху вниз; движение ее замедляется.
Учитель: Композитор проведением струнной смычковой группы рассказал нам о наступившем переломе в битве с французами, о бегстве армии Наполеона из России.
(Слайд №14, 15).
“Кода”
Учитель: Дети рассказывают, что в музыке слышны пушечные залпы орудий. Затем очень торжественно, величаво, громко, в исполнении смешанного хора а капелла звучит знакомая тема тропаря “Спаси, Господи, люди твоя”. Она звучит радостно, в отличие от ее первоначального звучания в начале увертюры. И торжественное пение “Боже, царя храни” заканчивается кода праздничным звучанием колоколов.
Кода выражает чувство счастья, ликования народа, гордости и торжества победы над французами.
Учитель поддерживает их ответы: гром пушек по замыслу композитора отразил военные успехи русского войска при подходе к границам Франции; по окончании войны во всех храмах России прославляли русское воинство, победу над Наполеоном; а завершается “кода” фанфарным звучанием, ликованием народа, исполнением государственного гимна России “Боже, царя храни”, который существовал вплоть до 1917 года. (Слайд №16)
Таким образом, Чайковским была воплощена мысль о том, что оплот России - это единство самодержавия, православия и народа.
Учитель: Выражением каких сил народа является “гимн” (физических или духовных)? Почему он вначале увертюры дает тему “Марсельезы”, а в конце ее тему “Боже, царя храни”?
Дети отвечают, что гимн - это воплощение духовных сил любого народа, значит, композитор показывает, на чьей стороне сила.
Учитель: Правильно, композитор звучанием Гимна России “Боже, царя храни” подчеркнул духовную силу, непобедимость русского народа, когда он един в своем благородном патриотическом порыве.
“Это была битва гигантов. Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы держали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. В битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”. (Слайд №17)
(Наполеон)
“Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов…Желание каждого было умереть на месте и не уступать неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое Отечество”. (Слайд №18, 19)
(М.И.Кутузов)
Учитель: на следующем уроке мы прослушаем “Увертюру 1812 года” целиком.
Выводы урока.
Учитель: Что нового вы узнали? Какие образы вам запомнились? Почему музыкальные образы русского народа и его подвига, созданные Чайковским, не стареют? Чему учит нас это сочинение П.Чайковского?
Дети отвечают, что слушали старинную солдатскую песню “Хоть Москва в руках французов”; познакомились с фрагментами “увертюры 1812 года” П.Чайковского; узнали об истории ее создания; запомнили образы: “образ-мольба” - обращение к Господу, “образ любви русского народа” к Родине, образ “народного ополчения”, образ французской армии;
Дети говорят, что нужно изучать песни той эпохи, слушать музыку великих русских композиторов, чтобы знать, помнить, уважать, гордиться историей своего народа. Без прошлого нет будущего.
Музыка увертюры учит нас понимать, что мощный патриотический подъем, духовные силы русского народа сделали его непобедимым в войне с самой сильной армией той эпохи, с французами; поэтому эти образы русского народа не стареют, с них можно брать пример как любить и защищать Родину. (Слайд №20)
Учитель благодарит детей за работу, дает оценку их труду; добавляет свежую информацию о том, что 2 сентября 2012года в ознаменование 200-летия Бородинского сражения прошла ее реконструкция с участием 3500 представителей из 120 военно-исторических клубов России, Белоруссии, Украины, Франции, Германии, США, Польши, Чехии, Бельгии. Среди них были 16 членов уфимского клуба “Рада”. Об этом можно прочесть в “Молодежной газете” от 13.09.2012 г. в статье “Все побывали тут…”, а так же увидеть видеоролик на сайте mgazeta.com. (Слайд 21)
Домашнее задание:
- сделать презентацию к музыке “Увертюры 1812 года” Чайковского;
- какие русские художники создавали картины на эту тему? (можно самим нарисовать картину войны).
Выход из класса под песню “ Хоть Москва в руках французов”.