Исторические памятники моего города

Разделы: Внеклассная работа


1. Пояснительная записка

Почему редко можно увидеть огонек в глазах молодого поколения и чувство гордости, когда речь заходит о родном крае?

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить те пробелы в воспитательной работе, которые возникли в последнее время

Содержание и построение материала по краеведению обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании.

Эта программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края, и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации – справочными и учебными пособиями, картами, рукописными материалами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.

Объект изучения: – край: его социальная, культурная, а также природная среда. (Это свой микрорайон, административный район города, город.)

Цель системы краеведческого образования – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, деревне, области), содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.

2. Планируемые результаты

Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с макромиром (например: дом – наследие человечества, он совершенствовался на протяжении ряда тысячелетий, а я пользуюсь достижениями разных народов, разных эпох; дом приносит мне большую пользу, поэтому я отношусь к нему бережно и т.д.).

В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи:

  1. Воспитание любви к малой Родине.
  2. Экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека. Чтобы спасти природу человек должен стать её садовником, её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим свой дом).
  3. Развитие логического мышления, речи, памяти.
  4. Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.
  5. Выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.
  6. Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.

Для достижения планируемых результатов я ввожу элементы краеведения во внеурочную работу.

3. Система достижения планируемых результатов освоения предполагаемого материала:

Организация достижения этой цели определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей.

  1. Начальная степень – пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его макромира.
  2. Внедрение краеведения в другие учебные дисциплины.
  3. Целенаправленная внеклассная и внешкольная работа.
  4. Связь с социосредой (родителями, учреждениями района, города).

Я работаю в 1-м классе, учащиеся которого мало что знают о своем родном городе, где родились и живут.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города (села), окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации ребенка).

4. Тема данного занятия:

“Исторические памятники родного города”.

5. Цель занятия:

Содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.

6. Задачи урока:

  1. Воспитание любви к малой Родине.
  2. Развитие логического мышления, речи, памяти.
  3. Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.
  4. Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа.

7. Форма проведения занятия:

Внеклассное мероприятие во внеурочное время по ФГОС.
(Урок-“путешествие”).

8. Оборудование:

стенд с фотографиями детей любимых уголков своего города, компьютер.

9. Ход занятия:

Этап учебного занятия время Цель этапа Компетенции
знания умения
1. Организация урока. 2 мин. Подготовка учащихся к работе организация внимания и внутренней готовности умение организоваться

Деятельность учителя

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

– Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Вл. Ястребова и скажите, о чем мы сегодня будем с вами говорить.

(Стихотворение читает подготовленный ученик).

Покров, ты дорог мне красой своей неброской.
Люблю я тишину твоих садов,
Люблю прямые улицы покровские,
Старинный вид купеческих домов. (О городе Покров.)

Этап учебного занятия Время Цель этапа Компетенции
знания умения
2. Контроль изученных ранее знаний. 5 мин. выявление уровня знаний, изученных на прошлых уроках. знать понятие “малая родина” иметь навык пользования правильной речью

Деятельность учителя

– Как назовем город, в котором родились, живем, учимся. (Родина)

– У вас, у каждого, я знаю, есть любимые уголки в нашем городе. Расскажите нам о них.

(Рассказы детей по их фотографиям о любимых уголках города: дет.площадка, стадион, музей и т.п. оформленные на стенде ).

Этап учебного занятия время Цель этапа Компетенции
знания умения
3. Усвоение новых знаний 13 мин. знакомство с историей города Покров. вспомнить и усвоить сведения об исторических местах г. Покров. уметь узнавать исторические места в городе, развитие памяти.
Деятельность учителя
1. – Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие на машине времени и отправимся в прошлое нашего города. Сделайте из рук ракету, закройте глаза, мы отправляемся. (Дети издают звук летящей ракеты.)

(Звучит колокольный звон.)

– Прилетели. (Дети открывают глаза.) Приложение 1, Слайд 1. Приложение 2, Приложение 3

2. Рассказ учителя.

– Внимание на экран.

Показ слайдов с комментарием. (Историко-архитектурные строения города.)

Более 350 лет назад по дороге от великого града Москва до града Владимир на Антоньевой пустыре образовалось поселение, начало которого положили игумены Елисей и Феодосий, ушедшие от городской суеты, чтоб посвятить себя Богу. В центре стояла деревянная церковь Пресвятой Богородицы. Позднее, когда к ним стали приходить другие люди, монастырский храм стал приходским, а монастырская слобода стала селом, которое называлось Покровским .Село развивалось очень быстро. 1 сентября 1778 года Указом Екатерины Великой село переименовали в город Покров. Слайд 2.

Физкультурная пауза.

Город Покров стоит на высоком холме.

Давайте встанем и покажем. Какой высокий холм. (Дети встают возле парт, подняв руки кверху).

Спустимся на восток города и покажем, как мы спускаемся по склону. (Дети, приседая, продвигаются к доске).

А теперь развернемся и поднимемся на холм. (Действия детей обратно.)

(Показ слайдов по порядку с кратким комментарием учителя). Слайды 6–11.

Существует много легенд о названии города. Но историки считают правильной легенду о спасшейся во время пожарища единственной иконы: иконы Покровской Пресвятой Богородицы. В честь этого чуда и назвали село Покровским, а затем и город Покров.

После Указа Екатерины II в 1781году был принят герб города. Лев обозначает доблесть и отвагу. Руки, держащие покрывало Пресвятой Богородицы, обозначают духовность и защиту.

Покров – один из немногих городов, строения которых остались в первозданном виде. Слайды 12–27.

До наших дней сохранился храм Покровской Богородицы. Купцы Прохор и Михаил Санчены построили на свои деньги в центре города Троицкий собор. Сейчас в этом здании находится Воскресная школа и Д.К.

(Далее показ слайдов с архитектурными строениями: нач. школы, Административного здания, зданий музея, библиотеки и др.)

3. Беседа.

– На месте какой пустыри образовался город Покров?

– Как город Покров получил свое название?

– Что означают символы на его гербе?

– Что находилось в здании ЦДТиЮ? (нач. шк., Администрации, музея, библиотеки, род.дома)

Конечно это не полный перечень архитектурных строений города, но он наиболее значим. История города была бы невозможна без его архитектурного наследия. Улицы старого Покрова радуют глаз, наполняют сердца людей любовью к своей малой Родине.

– Возвращаемся в наше время. (Имитация ракеты).

Этап учебного занятия

время Цель этапа Компетенции
знания умения
4. Закрепление и применение знаний. 5 мин. установить, усвоили или нет учащиеся знания об исторических местах города Покров понимать о ценности исторических мест уметь ориентироваться и рассказать об истории своего города.
Деятельность учителя
– Вот мы и вернулись

– Что нового вы добавите к рассказам о любимых местах своего города?

(Дети показывают фотографии мест с историческим прошлым).

Этап учебного занятия время Цель этапа Компетенции
знания умения
5. Подведение итога. 2 мин. подвести итоги работы    

Деятельность учителя

– Ребята, вам понравилось наше путешествие? Хотите узнать больше о своем городе?

– Кто хочет продолжить наше путешествие по малой Родине, возьмите у меня на столе карточку с символом города и прикрепите его по границе нашего города.

(Карточки с символическим гербом города Покров дети прикрепляют при помощи магнитов по границе карты.)

– Мы продолжим наше путешествие по малой Родине.

– Урок окончен!