Многолетний опыт преподавания английского языка в школе и ВУЗе подтверждает, что изучение прошедшего неопределенного времени (The Past Indefinite / Simple Tense) целесообразнее начинать с правильных английских глаголов (а не неправильных, как предлагают авторы некоторых учебных пособий, открывая, например, тему с форм глагола ‘to be’ – was / were). Учащиеся достаточно быстро и прочно запоминают, что правильные глаголы – “послушные”, образуются по определённой схеме или подчиняются одному общему правилу: к инфинитиву (без частицы ‘to’) добавляем окончание –ed. Однако, учителю следует сделать акцент на его разночтение ([ t] ,[ d] ,[ id] ), в зависимости от того, на какую букву / звук заканчивается инфинитив глагола:
[ t] - после глухих согласных | [ d] - после гласных и звонких согласных | [ id] - после звуков [ t] , [ d] |
worked helped asked washed stopped |
rained answered lived snowed played |
pointed wanted counted added needed |
В отличие от правильных глаголов, у неправильных английских глаголов практически невозможно предсказать, как они будут образовывать свои основные формы (простое прошедшее время – 2я форма и причастие второе – 3я форма). Они – “непослушные” (не подчиняются единому правилу), поэтому их “наказали” – занесли в специальную таблицу, чтобы не разбежались (она размещается в конце любого учебника английского языка) – их нужно просто заучивать наизусть (как таблицу умножения). Некоторые учителя предлагают учащимся учить весь список неправильных глаголов (который представлен в таблице в алфавитном порядке), отмечая на каждом уроке по 7-10 глаголов. Это абсолютно непродуктивный процесс – затрачиваемые учащимися временные затраты не приводят к желаемому результату.
Чтобы облегчить задачу по заучиванию неправильных глаголов и обеспечить учащимся достаточно прочное их усвоение (хотя бы самых употребительных в разговорной практике) при минимальных затратах времени, желательно сгруппировать неправильные глаголы по форме образования второй и третьей формы (по сходству звучания). Практика подтверждает, что в этом случае большинство учащихся быстро запоминают неправильные глаголы прямо на уроке, на этапе их презентации.
Итак, к неправильным глаголам принадлежат следующие группы слов:
Глаголы, у которых все три формы совпадают (безусловно, их легче всего запомнить, но, к сожалению, таких глаголов не так уж много):
to bet – bet – bet to burst – burst – burst
to cost – cost – cost
to cut –cut – cut
to hit – hit – hit to hurt – hurt – hurt
to let – let – let
to put – put – put
to set – set – set to shut – shut – shut
to split – split – split
to spread – spread – spread
Глаголы, у которых совпадают первая и третья формы:
to become – became – become to come – came – come
to run – ran – run
Глаголы, которые меняют конечную согласную –d (в инфинитиве) на –t (во 2й и 3й форме).
to bend – bent – bent to build – built – built
to lend – lent – lent
to send – sent – sent to spend – spent – spent
Глаголы, которые меняют корневую гласную:
а) у глаголов совпадает вторая и третья формы
- инфинитив - [ ?:t] - [ ?:t]
to buy – bought – bought to bring – brought – brought
to catch – caught – caught
to fight – fought – fought
to seek – sought – sought to teach – taught – taught
to think – thought – thought
- [ei] - [eid] - [eid]
to lay – laid – laid
to pay – paid – paid
но: to say – said [sed] – said
- [?] - [u] - [u]
to stand – stood – stood
to understand – understood – understood
б) у глаголов все три формы разные
- [ i:] - [ e] - [ e]
to dream – dreamt – dreamt to feed – fed – fed
to feel – felt – felt
to keep – kept – kept
to lead – led – led
to leave – left – left to meet – met – met
to read – read – read
to sleep – slept – slept
to sweep – swept – swept
- [i] - [?] - [?]
to begin – began – begun to drink – drank – drunk
to ring – rang – rung
to sing – sang – sung
to shrink – shrank – shrunk to sink – sank – sunk
to spring – sprang – sprung
to swim – swam – swum
- инфинитив - [ u:] - [ ?un]
to blow – blew – blown to draw – drew – drawn
to fly – flew – flown
to grow – grew – grown to know – knew – known
to throw – threw - thrown
- [?? ] - [?] - [?n]
to bear – bore – born to tear – tore – torn
to swear – swore – sworn to wear – wore – worn
Глаголы, которые меняют свою корневую гласную и добавляют –d:
to sell – sold – sold
to tell – told – told
Глаголы, которые меняют свою корневую гласную и добавляют окончание -en при образовании причастия второго:
to bite – bit – bitten to break – broke – broken
to drive – drove – driven
to eat – ate – eaten
to fall – fell – fallen
to forbid – forbade – forbidden
to forgive – forgave – forgiven
to freeze – froze – frozen
to give – gave – given
to hide – hid – hidden to ride – rode – ridden
to rise – rose – risen
to shake – shook – shaken
to speak – spoke – spoken
to steal – stole – stolen
to take – took – taken
to wake – woke – woken
to write – wrote – written
Глаголы, формы которых образовываются от различных основ:
to be – was, were – been
to go – went – gone
Особенная группа неправильных глаголов (которые не рифмуются ни с какими другими вышеперечисленными глаголами, хотя и являются достаточно распространенными в практике использования в письменной и устной речи):
to have – had – had to make – made – made
to do – did – done
to see – saw – seen to hear – heard – heard
to get – got – got
Кроме неправильных глаголов хотелось бы также обратить внимание на смешанную группу глаголов, которые отличаются тем, что простое прошедшее время образуют по правилу (добавляют окончание –ed), а вот причастие второе образуют как неправильные глаголы:
to show – showed – shown
to sew – sewed – sewn
Поскольку вся смысловая нагрузка в английском предложении приходится на глагол, который является ядром любого предложения, то нужно обязательно знать хотя бы самые употребительные неправильные глаголы Практика показывает, что половина ошибок, совершаемых в процессе общения на английском языке, допускается как раз из-за неправильного употребления глагола. А прочное знание неправильных глаголов, наоборот, говорит о довольно высоком уровне владения языком.
Российские учёные провели исследование, в ходе которого среди всех неправильных глаголов фиксировали те, которые употребляются наиболее часто в разговорной практике, и доказали, что 87% составляют 50 наиболее часто употребляемых глаголов. По их мнению, если из этих 50 выучить первые 11, то вы будете знать 50 процентов самых наиболее часто употребляемых в английском языке неправильных глаголов. А это такие глаголы, как
say make
go
take come
see
know get
give
find think
Быстрее выучить сложные формы неправильных глаголов можно при помощи небольших забавных рифм (автор книги “Английский в семейном кругу” А.А. Пыльцын). Например:
Пол Наташа sweep – swept – swept Дом в порядке keep – kept – kept Потому что know – knew – known Что когда-то grow – grew – grown И, конечно, dream – dreamt – dreamt Выйти замуж без проблем |
||
Я кирпичик throw – threw – thrown Он в окошко fly – flew – flown Меня дядя catch – caught – caught К папе с мамой bring – brought - brought |
||
Я в буфете buy – bought – bought Первоклассный бутерброд. За него я pay – paid – paid В классе в парту lay – laid – laid И совсем не think – thought – thought Что сосед его умнет. |
Малолетка-баламут нож в кармашек put – put – put
И begin – began – begun хулиганить хулиган.
Он подушку cut – cut – cut, брата в ванной shut – shut – shut
Все газеты lit – lit – lit, собачонку hit – hit – hit
Он соседу ring – rang – rung, и, конечно, run – ran - run
И совсем не think – thought – thought, что милиция придет.
На этапе презентации подобного рода стихотворений учащиеся сначала воспроизводят рифмы вслед за учителем от начала до конца (имитация) с печатной основой или без нее. На этапе тренировки можно предложить учащимся называть только три формы глаголов (восполнение пропусков) или декламировать полностью стих, используя иллюстрации автора или подготовленные самими учащимися.
Безусловно, чтобы учащиеся прочно усвоили наиболее употребительные неправильные глаголы, нужно не просто проверять механическое воспроизведение школьниками трех форм этих глаголов по памяти, а регулярно предлагать разнообразные упражнения с ними, чтобы сформировать устойчивый навык употребления той или иной формы (самостоятельный безошибочный выбор самими учащимися необходимой формы глагола). Думаю, что некоторые учителя сталкиваются с такими ситуациями на уроках, когда при переводе предложений с русского языка на английский звучит, например, He sleep-slept-slept well last night или Mother has already buy-bought-bought some bread. Подобные ответы учеников свидетельствуют о том, что они заучили три формы глаголов как “Отче наш”, а для чего – не понимают (нарушен принцип функциональности).
Согласитесь, что выполнять монотонные тренировочные (так называемые “дрилловые”) упражнения, типа вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выберите нужную форму глагола – скучно, неинтересно, однообразно.
Поэтому многие учителя-практики стараются использовать игровые приемы (“Бинго”, “Домино”, игра в карты, “Морской бой”, “Дешифровщики” и т.д.) или подбирать коммуникативно-ориентированные упражнения для отработки всех форм неправильных глаголов. Тогда трудный языковой материал усваивается школьниками быстрее и прочнее.
Так, на этапе тренировки форм неправильных глаголов учитель называет три формы какого-то глагола, а учащиеся должны предложить другой глагол, рифмующийся с тем, что прозвучал (при этом водящий бросает ученику мяч или мягкую игрушку, поймав которую тот называет три формы своего глагола и возвращает предмет водящему – учителю или сильному ученику класса). Например:
Учитель: bring-brought-brought
Ученик: buy-bought-bought
Учитель: keep-kept-kept
Ученик: meet-met-met
Учитель: blow-blew-blown
Ученик: grow-grew-grown. Etc.
Или при изучении Настоящего совершенного времени (The Present Perfect Tense) учитель называет любое предложение в этом времени (или кто-то из учащихся читает готовые фразы в учебнике или на карточках), остальные ученики должны назвать три формы глагола, рифмующегося с этим предложением, например:
Учитель: I have found a kitten
Ученик: To write-wrote-written
Учитель: She has made her bed
Ученик: To read-read-read
Учитель: We have seen a bird
Ученик: To hear-heard-heard, etc.
Подробное описание других игровых приемов на отработку неправильных глаголов и The Past Simple Tense смотрите в Приложении.
Представленные методические приемы и игры облегчают задачу по заучиванию всех форм неправильных глаголов, обеспечивая учащимся достаточно прочное их усвоение, и поддерживают интерес обучаемых к изучению английского языка.
Использованная литература.
- Английский язык. 5-6 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. Т. В. Пукина. – Волгоград: Учитель, 2009
- Драгункин А. Неправильные глаголы и другие неправильности английского языка. – СПб.: ООО “Умная планета”, Издательский дом “АНДРА”, 2008
- Константинова А. А. Неправильные глаголы английского языка для детей в стихах. – Новороссийск, 2008
- www.mes-english.com
- www.onestopenglish.com