Как быстрее запомнить неправильные глаголы

Разделы: Иностранные языки


Многолетний опыт преподавания английского языка в школе и ВУЗе подтверждает, что изучение прошедшего неопределенного времени (The Past Indefinite / Simple Tense) целесообразнее начинать с правильных английских глаголов (а не неправильных, как предлагают авторы некоторых учебных пособий, открывая, например, тему с форм глагола ‘to be’ – was / were). Учащиеся достаточно быстро и прочно запоминают, что правильные глаголы – “послушные”, образуются по определённой схеме или подчиняются одному общему правилу: к инфинитиву (без частицы ‘to’) добавляем окончание –ed. Однако, учителю следует сделать акцент на его разночтение ([ t] ,[ d] ,[ id] ), в зависимости от того, на какую букву / звук заканчивается инфинитив глагола:

[ t] - после глухих согласных [ d] - после гласных и звонких согласных [ id] - после звуков [ t] , [ d]
worked

helped

asked

washed

stopped

rained

answered

lived

snowed

played

pointed

wanted

counted

added

needed

В отличие от правильных глаголов, у неправильных английских глаголов практически невозможно предсказать, как они будут образовывать свои основные формы (простое прошедшее время – 2я форма и причастие второе – 3я форма). Они – “непослушные” (не подчиняются единому правилу), поэтому их “наказали” – занесли в специальную таблицу, чтобы не разбежались (она размещается в конце любого учебника английского языка) – их нужно просто заучивать наизусть (как таблицу умножения). Некоторые учителя предлагают учащимся учить весь список неправильных глаголов (который представлен в таблице в алфавитном порядке), отмечая на каждом уроке по 7-10 глаголов. Это абсолютно непродуктивный процесс – затрачиваемые учащимися временные затраты не приводят к желаемому результату.

Чтобы облегчить задачу по заучиванию неправильных глаголов и обеспечить учащимся достаточно прочное их усвоение (хотя бы самых употребительных в разговорной практике) при минимальных затратах времени, желательно сгруппировать неправильные глаголы по форме образования второй и третьей формы (по сходству звучания). Практика подтверждает, что в этом случае большинство учащихся быстро запоминают неправильные глаголы прямо на уроке, на этапе их презентации.

Итак, к неправильным глаголам принадлежат следующие группы слов:

Глаголы, у которых все три формы совпадают (безусловно, их легче всего запомнить, но, к сожалению, таких глаголов не так уж много):

to bet – bet – bet

to burst – burst – burst

to cost – cost – cost

to cut –cut – cut

to hit – hit – hit

to hurt – hurt – hurt

to let – let – let

to put – put – put

to set – set – set

to shut – shut – shut

to split – split – split

to spread – spread – spread

Глаголы, у которых совпадают первая и третья формы:

to become – became – become

to come – came – come

to run – ran – run

Глаголы, которые меняют конечную согласную –d (в инфинитиве) на –t (во 2й и 3й форме).

to bend – bent – bent

to build – built – built

to lend – lent – lent

to send – sent – sent

to spend – spent – spent

Глаголы, которые меняют корневую гласную:

а) у глаголов совпадает вторая и третья формы

- инфинитив - [ ?:t] - [ ?:t]

to buy – bought – bought

to bring – brought – brought

to catch – caught – caught

to fight – fought – fought

to seek – sought – sought

to teach – taught – taught

to think – thought – thought

- [ei] - [eid] - [eid]

to lay – laid – laid

to pay – paid – paid

но: to say – said [sed] – said

- [?] - [u] - [u]

to stand – stood – stood

to understand – understood – understood

б) у глаголов все три формы разные

- [ i:] - [ e] - [ e]

to dream – dreamt – dreamt

to feed – fed – fed

to feel – felt – felt

to keep – kept – kept

to lead – led – led

to leave – left – left

to meet – met – met

to read – read – read

to sleep – slept – slept

to sweep – swept – swept

- [i] - [?] - [?]

to begin – began – begun

to drink – drank – drunk

to ring – rang – rung

to sing – sang – sung

to shrink – shrank – shrunk

to sink – sank – sunk

to spring – sprang – sprung

to swim – swam – swum

- инфинитив - [ u:] - [ ?un]

to blow – blew – blown

to draw – drew – drawn

to fly – flew – flown

to grow – grew – grown

to know – knew – known

to throw – threw - thrown

- [?? ] - [?] - [?n]

to bear – bore – born

to tear – tore – torn

to swear – swore – sworn

to wear – wore – worn

Глаголы, которые меняют свою корневую гласную и добавляют –d:

to sell – sold – sold

to tell told – told

Глаголы, которые меняют свою корневую гласную и добавляют окончание -en при образовании причастия второго:

to bite – bit – bitten

to break – broke – broken

to drive – drove – driven

to eat – ate – eaten

to fall – fell – fallen

to forbid – forbade – forbidden

to forgive – forgave – forgiven

to freeze – froze – frozen

to give – gave – given

to hide – hid – hidden

to ride – rode – ridden

to rise – rose – risen

to shake – shook – shaken

to speak – spoke – spoken

to steal – stole – stolen

to take – took – taken

to wake – woke – woken

to write – wrote – written

Глаголы, формы которых образовываются от различных основ:

to be – was, were – been

to go – went – gone

Особенная группа неправильных глаголов (которые не рифмуются ни с какими другими вышеперечисленными глаголами, хотя и являются достаточно распространенными в практике использования в письменной и устной речи):

to have – had – had

to make – made – made

to do – did – done

to see saw – seen

to hear heard – heard

to get got – got

Кроме неправильных глаголов хотелось бы также обратить внимание на смешанную группу глаголов, которые отличаются тем, что простое прошедшее время образуют по правилу (добавляют окончание –ed), а вот причастие второе образуют как неправильные глаголы:

to show – showed – shown

to sew – sewed – sewn

Поскольку вся смысловая нагрузка в английском предложении приходится на глагол, который является ядром любого предложения, то нужно обязательно знать хотя бы самые употребительные неправильные глаголы Практика показывает, что половина ошибок, совершаемых в процессе общения на английском языке, допускается как раз из-за неправильного употребления глагола. А прочное знание неправильных глаголов, наоборот, говорит о довольно высоком уровне владения языком.

Российские учёные провели исследование, в ходе которого среди всех неправильных глаголов фиксировали те, которые употребляются наиболее часто в разговорной практике, и доказали, что 87% составляют 50 наиболее часто употребляемых глаголов. По их мнению, если из этих 50 выучить первые 11, то вы будете знать 50 процентов самых наиболее часто употребляемых в английском языке неправильных глаголов. А это такие глаголы, как

say 

make

go

take

come

see

know

get

give

find

think

Быстрее выучить сложные формы неправильных глаголов можно при помощи небольших забавных рифм (автор книги “Английский в семейном кругу” А.А. Пыльцын). Например:

Пол Наташа sweep – swept – swept

Дом в порядке keep – kept – kept

Потому что know – knew – known

Что когда-то grow – grew – grown

И, конечно, dream – dreamt – dreamt

Выйти замуж без проблем

Я кирпичик throw – threw – thrown

Он в окошко fly – flew – flown

Меня дядя catch – caught – caught

К папе с мамой bring – brought - brought

Я в буфете buy – bought – bought

Первоклассный бутерброд.

За него я pay – paid – paid

В классе в парту lay – laid – laid

И совсем не think – thought – thought

Что сосед его умнет.

Малолетка-баламут нож в кармашек put – put – put

И begin – began – begun хулиганить хулиган.

Он подушку cut – cut – cut, брата в ванной shut – shut – shut

Все газеты lit – lit – lit, собачонку hit – hit – hit

Он соседу ring – rang – rung, и, конечно, run – ran - run

И совсем не think – thought – thought, что милиция придет.

 

На этапе презентации подобного рода стихотворений учащиеся сначала воспроизводят рифмы вслед за учителем от начала до конца (имитация) с печатной основой или без нее. На этапе тренировки можно предложить учащимся называть только три формы глаголов (восполнение пропусков) или декламировать полностью стих, используя иллюстрации автора или подготовленные самими учащимися.

Безусловно, чтобы учащиеся прочно усвоили наиболее употребительные неправильные глаголы, нужно не просто проверять механическое воспроизведение школьниками трех форм этих глаголов по памяти, а регулярно предлагать разнообразные упражнения с ними, чтобы сформировать устойчивый навык употребления той или иной формы (самостоятельный безошибочный выбор самими учащимися необходимой формы глагола). Думаю, что некоторые учителя сталкиваются с такими ситуациями на уроках, когда при переводе предложений с русского языка на английский звучит, например, He sleep-slept-slept well last night или Mother has already buy-bought-bought some bread. Подобные ответы учеников свидетельствуют о том, что они заучили три формы глаголов как “Отче наш”, а для чего – не понимают (нарушен принцип функциональности).

Согласитесь, что выполнять монотонные тренировочные (так называемые “дрилловые”) упражнения, типа вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выберите нужную форму глагола – скучно, неинтересно, однообразно.

Поэтому многие учителя-практики стараются использовать игровые приемы (“Бинго”, “Домино”, игра в карты, “Морской бой”, “Дешифровщики” и т.д.) или подбирать коммуникативно-ориентированные упражнения для отработки всех форм неправильных глаголов. Тогда трудный языковой материал усваивается школьниками быстрее и прочнее.

Так, на этапе тренировки форм неправильных глаголов учитель называет три формы какого-то глагола, а учащиеся должны предложить другой глагол, рифмующийся с тем, что прозвучал (при этом водящий бросает ученику мяч или мягкую игрушку, поймав которую тот называет три формы своего глагола и возвращает предмет водящему – учителю или сильному ученику класса). Например:

Учитель: bring-brought-brought

Ученик: buy-bought-bought

Учитель: keep-kept-kept

Ученик: meet-met-met

Учитель: blow-blew-blown

Ученик: grow-grew-grown. Etc.

Или при изучении Настоящего совершенного времени (The Present Perfect Tense) учитель называет любое предложение в этом времени (или кто-то из учащихся читает готовые фразы в учебнике или на карточках), остальные ученики должны назвать три формы глагола, рифмующегося с этим предложением, например:

Учитель: I have found a kitten

Ученик: To write-wrote-written

Учитель: She has made her bed

Ученик: To read-read-read

Учитель: We have seen a bird

Ученик: To hear-heard-heard, etc.

Подробное описание других игровых приемов на отработку неправильных глаголов и The Past Simple Tense смотрите в Приложении.

Представленные методические приемы и игры облегчают задачу по заучиванию всех форм неправильных глаголов, обеспечивая учащимся достаточно прочное их усвоение, и поддерживают интерес обучаемых к изучению английского языка.

Использованная литература.

  1. Английский язык. 5-6 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. Т. В. Пукина. – Волгоград: Учитель, 2009
  2. Драгункин А. Неправильные глаголы и другие неправильности английского языка. – СПб.: ООО “Умная планета”, Издательский дом “АНДРА”, 2008
  3. Константинова А. А. Неправильные глаголы английского языка для детей в стихах. – Новороссийск, 2008
  4. www.mes-english.com
  5. www.onestopenglish.com