Программа кружка "Великие российские путешественники: имена, открытия, судьбы"

Разделы: География, Внеклассная работа


ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

/ 64 ЧАСА /

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ. /1 час/

География и познание мира.

ТЕМА 1. /2 часа/

  • Век Великих географических открытий. Создание Русского географического общества.
  • Первая полярная экспедиция Русского Географического общества.

ТЕМА 2. /6 часов/

  • Семён Дежнев. Биографические данные. В Сибирь-“за счастьем”. Сборщик ясака. Неудачное плавание летом 1647 года. Новая экспедиция, новые планы. Челобитная царю. Следы Федота Алексеева. Правда о Чукотском Носе. Отчёт якутскому воеводе. Карты и “описание земель, чукочь и зверья”. Споры вокруг путешествия русских казаков. Печатные сообщения за рубежами России. Возвращение в Якутск и подача челобитной. Царская милость. Итоги жизни. Благодарность потомков.
  • Практическая работа “Составление карты-схемы путешествия С.Дежнева”

ТЕМА 3. /8 часов/

  • Витус Беринг. Завет доктора Лейбница Петру I. Витус Беринг-датчанин с душой русского патриота. Бедная юность и честолюбивые мечты. Плавание в Индию в 1703 году.
    Приём на государеву службу. Назначение главой экспедиции. Январь 1725 года - первая экспедиция на Камчатку. Построение шики “Фортуна” и “Гавриила”. Мартын Шпангер и Алексей Чириков – друзья и соратники. Зимовка на Камчатке. Финал в Охотске в 1729 году. Возвращение в Петербург. Вторая экспедиция – 1733 год. Строительство “Петра” и “Павла”. Прибытие ботаника Георга Штеллера – человека с дурным характером. Поиски земли Гамы. Трагедия в тумане. Открытие горы Ильи и стоянка у берегов Америки. Открытие Шуманских островов. 1741 год – стоянка “Петра” у будущего острова Беринга. Болезнь и смерть командора. Постройка нового “Петра”, печальное возвращение.

ТЕМА 4. /8 часов/

  • Иван Фёдорович Крузенштерн. История семьи. Учёба в Морском корпусе. Производство в мичманы на “Мстиславе” Участие в войне со шведами в 1790 году. Стажировка в Англии. Первые морские путешествия. Проекты торговли с Индией и Китаем. Назначение главой экспедиции. Покупка “Надежды” и “Невы”. Начало кругосветного путешествия. Открытие Сандвичевых (Гавайских) островов. Стоянка в порту Нагасаки. Трудности экспедиции. Изучение Японского моря. Открытие островов Мушир. Описание острова Сахалин. Ложная теория. Поход на Камчатку. Посещение Макао (Китай). Возвращение на родину в августе 1806.
  • Практическая работа “Архивный поиск”

ТЕМА 5. /8 часов/

  • Михаил Петрович Лазарев. Годы учёбы, первые успехи. Кругосветное плавание на корабле “Суворов”. Героический поход в Антарктиду в 1819-1821 гг. на шлюпах “Мирный” и “Восток”. В третий раз вокруг света. М. Лазарев – глава Черноморского флота. Проведение гидрологических работ. Создание и выход в свет первого атласа Чёрного и Азовского морей.
  • Практическая работа “Архивный поиск через Интернет-ресурсы”.

ТЕМА 6. /8 часов/

  • Николай Михайлович Пржевальский – классик географической науки. Сын смоленской земли. Детство, юность, первая проба сил. Начало великих странствий. Изучение Центральной Азии. Экспедиции в Тибет (I-II). К озеру Иссык-Куль. Болезнь и кончина.
  • Память о Н.М.Пржевальском.
  • Создание презентации “По следам отважных...”

ТЕМА 7. /8 часов/

  • Н.Н. Миклухо-Маклай – русский “Робинзон Крузо”. Сведения о детстве и юности. Стремление открыть “человека”. Первое совместное путешествие с зоологом Геккелем.
  • Посещение Канарских островов. Проект поездки на Тихий океан, его утверждение. Прощание Кронштадта с “Витязем” осенью 1870. Посещение островов Пасхи, Таити, Самоа. Исследовательские работы по изучению каменных изваяний и деревянных табличек. Встреча с Новой Гвинеей, жёлтая лихорадка, прощание с “Витязем”. Первая встреча с туземцами. Законы общения, изучение быта аборигенов. Прибытие клипера “Изумруд”. Путешествие по Индо-Малайскому архипелагу. Второе посещение Новой Гвинеи в 1874 году. Острова Адмиралтейства. Спасение Ахмата. Возвращение в Петербург. Фантастический проект “гвинейской Утопии”. Нота протеста Бисмарку. Преждевременная кончина. Издание трудов Н.Н. Миклухо-Маклая профессором Д.Н.Анучиным.
  • Творческая работа “Ищу человека”.

ТЕМА 8. /4 часа/

  • Иван Дементьевич Черский – выдающийся исследователь Сибири. Путь в науку. Описание рек Иртыш и Ома. Научные публикации. Награждение серебряной медалью Географического общества. Комплексное изучение озера Байкал в 1877 году. Написание фундаментального труда “Сибирь”. Исследование рек - Индигирки, Колымы, Яны. Хребет Черского – знак признательности потомков.

ТЕМА 9. /8 часов/

  • Отто Юльевич Шмидт. Детство и юность. Семейные традиции. Учёба в Киевском университете. Педагогическая и государственная деятельность. Знакомство с горами.
  • Участие в советско-германской экспедиции АН СССР. “Георгий Седов “ берёт курс на север. Первые успехи и ошибки. Новые острова на карте. Героическая судьба судна “Сибиряков”. Республика во льдах. “Челюскин”. В сердце Арктики. Создание и работа “СП-I”. Опасный дрейф. Спасение команды И.Д.Папанина. “Красный Колумб” - вице-президент АН СССР. Работа редактора. 1979 – рождение ледокола “Отто Шмидт”

ТЕМА 10. /2 часа/

  • Географический огонёк – “ Куда уходят землепроходцы...”

ТЕМА 11. /1 час/

  • Заключение.
  • Во славу России! Итоги великих российских экспедиций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЯ Кол-во час
1 Введение 1 час
2 Тема 1 2 часа
3 Тема 2 Семён Дежнев 6 часов
4 Тема 3 Витус Беринг 8 часов
5 Тема 4 И.Ф.Крузенштерн 8 часов
6 Тема 5 М.П.Лазарев 8 часов
7 Тема 6 Н.М.Пржевальский 8 часов.
8 Тема 7 Н.Н.Миклухо-Маклай 8 часов.
9 Тема 8 И.Д.Черский 4 часа
10 Тема 9 О.Ю.Шмидт 8 часов.
11 Тема10 ГЕОогонёк 2 часа.
12 Тема12 Заключение 1 час

ИТОГО: 64 часа