Занятие по развитию элементарных математических представлений для детей с ЗПР подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


ЦЕЛИ.

  • Образовательные: устанавливать последовательность чисел в пределах 7 в прямом и обратном порядке; закреплять умение детей называть и обозначать числа от 1 до 7; закреплять умение детей соотносить количество предметов с цифрой; формировать представления детей о сложении как объединении совокупностей предметов.
  • Коррекционные: развивать произвольное внимание, мышление, зрительное восприятие, моторику.
  • Воспитательные: воспитывать у детей умение слушать ответы, не перебивая друг друга.

ОБОРУДОВАНИЕ.

  • Демонстрационный материал: кукла Таня; “чудесный мешочек”, цифры на полу от 1 до 7; магнитные цифры от 1 до 7; материал для физкультминутки – бубен, 2 кружка, круг с 4 зелёными ёлочками внутри, круг с 5 точками внутри.
  • Раздаточный материал: фишки; комплект цифр от 1 до 7, листы с заданием, стаканчик с карандашами, тарелочка с пуговицами; фотография 5 детей на занятии (4 мальчика и 1 девочка); смайлики настроения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

- Сегодня кукла Таня принесла нам “чудесный мешочек”. Он стоит почему-то на полу, на цифре.

- На какой цифре? (На цифре один.)

- Какие ещё цифры вы видите? (Цифру 2, 3, 4, 5, 6, 7.)

- Этот мешочек никак не получается развязать, и мы не можем посмотреть, что же в нём. Но кукла Таня предупреждает нас, что “чудесный мешочек” развяжется, если вы, ребята, правильно выполните семь её заданий. Задания в семи конвертах. С каждым правильным выполнением мешочек передвигается по цифрам, и каждый из вас получает по фишке за правильный ответ.

Конверт № 1. Игра “Сколько нас без одного?

- Сколько нас стоит? (Пять человек.) (Кто первый ответил – садится.)

- Сколько нас без одного? (Четыре человека.)

- Сколько нас без одного? (Три человека.)

- Сколько нас без одного? (Два человека.)

- Сколько нас без одного? (Один человек.)

- Сколько нас без одного? (Ноль, ни один человек не стоит.)

(Раздаются фишки за правильные ответы. “Чудесный мешочек” переставляется на цифру 2.)

Конверт № 2. Игра “Вперёд и обратно”.

- На какое занятие вы пришли? (На занятие по математике.)

- Почему вы решили, что занятие у нас математика? (Потому что на доске цифры, и мы считали.)

- Цифры как стоят? (В ряд. Это цифровой ряд.)

- В конверте для вас цифры от 1 до 7. Разложите эти цифры правильно от 1 до 7.

Далее детям по цепочке предлагается назвать цифры от 1 до 7 (прямой счёт) и от 7 до 1 (обратный счёт).

(Раздаются фишки за правильные ответы. “Чудесный мешочек” переставляется на цифру 3.)

Конверт № 3. Игра “Соседи”.

В конверте четыре цифры (по количеству детей). Детям предлагается назвать соседей этих чисел.

(Раздаются фишки за правильные ответы. “Чудесный мешочек” переставляется на цифру 4.)

Конверт № 4. Игра “Узнай цифру”.

В конверте для каждого ребёнка лист с цифрами, написанными правильно и неправильно.

Детям предлагается зачеркнуть цифры, которые написаны неправильно, и обвести цифры, написанные правильно.

(Раздаются фишки за правильно выполненное задание. “Чудесный мешочек” переставляется на цифру 5.)

Конверт № 5. Физкультминутка. Игра “До 7 мы все считаем”.

В конверте материал для физкультминутки. Детям предлагается встать за свои стулья.

До 7 мы все считаем, / Дети имитируют поднятие гири 7 раз.

С силой гири поднимаем.

Сколько раз ударю в бубен, / Выполнение действий по тексту.

Столько раз дрова разрубим.

Сколько ёлочек зелёных, столько голову наклоним.

Сколько покажу кружков, столько выполним хлопков.

Сколько точек будет в круге, столько раз разводим руки.

(Раздаются фишки за правильно выполненные действия. “Чудесный мешочек” переставляется на цифру 6.)

Конверт № 6. Игра “Пуговицы”.

В конверте пуговицы. Детям предлагается правильно подставить к уже разложенным цифрам (выполненная игра “Вперёд и обратно”) соответствующее цифре количество пуговиц.

(Раздаются фишки за правильно выполненное задание. “Чудесный мешочек” переставляется на цифру 7.)

Конверт № 7. Игровое упражнение “Решим примеры”.

В конверте фотография детей на занятии: 4 мальчика и 1 девочка. На доске записаны примеры:

  • 3+1= ....,
  • 1+1= ....,
  • 1+2= ...,
  • 1+4= ....

Детям предлагается рассмотреть фотографию и соотнести правильно с одним из примеров. Кто первым правильно соотнесёт фотографию с примером, выходит к доске и записывает ответ. Остальные дети по очереди выбирают себе пример и тоже решают у доски.

(Раздаются фишки за правильно выполненное задание.)

Итог занятия и оценка деятельности детей.

- Что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей.)

- Наш “чудесный мешочек” с вашей помощью переместился на какую цифру? (На цифру семь).

- Мы выполнили с вами правильно семь заданий. Сколько у вас фишек? (Тоже семь.) Что мы можем сказать о количестве фишек у каждого из вас? (Фишек у каждого одинаково, поровну, по семь.)

- Оцените своё настроение после занятия. (Дети выбирают смайлик настроения (грустный, весёлый или сердитый) и выставляют его на доске.)

- Давайте попробуем развязать мешочек.... развязывается...., а там.....

- Кукла Таня предлагает поменять ваши фишки на что-то “чудесное” из мешочка....

- Не забудьте поделиться с другими ребятами “чудесным” из мешочка!