Цель: пополнение и обогащение опыта познавательной сферы ребенка посредствам экспериментирования (опыты с водой).
Задачи:
- Развивать психические процессы детей: мышление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.
- Развивать речь на основе углубленных знаний и представлений о воде.
- Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности детей.
- Передавать детям информацию через слово и опыты, проводимые с водой
- Обогащать и уточнять словарь детей: согласование глагола с существительным в роде, числе и падеже.
- Устанавливать простейшие связи и зависимости (снег-лед-вода).
- Накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей.
- Формировать бережное, гуманное, вдумчивое отношение к окружающему миру.
Оборудование
Раздаточный материал:
- стаканчики с водой, мисочки со снегом и льдом, загадки, карточки с изображением снежинки - капельки - воды, индивидуальные ситечки, тазики, 1\2 листа (А4 индиви-дуально), мыльные пузыри, фломастеры голубого цвета.
Демонстрационный материал:
- снежинки, мяч для проведения игры “Водичка”, стаканчики с водой, мисочки со снегом и льдом.
Технические средства:
- магнитофон с записью журчания воды, запись голоса “Снежинки”.
Предварительная работа:
- Наблюдения на прогулке за снегом и льдом.
- Опыты с водой на участке в зимний период времени.
- Индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о воде.
- Разучивание п\и “Водичка” и “Мы снежинки”.
- Разучивание загадок.
Ход занятия
Сообщение темы
1. Организационный момент:
Воспитатель:
- Сегодня мы продолжим путешествие с волшебницей водой, узнаем о ней много нового и интересного.
- Вспомните, для чего мы используем воду?
Подвижная игра “Водичка” (с мячом)
Дети встают вокруг воспитателя. Воспитатель кидает мяч по очереди каждому ребенку, ребенок отвечает на вопрос: “Для чего мы используем воду?” и кидает мяч обратно.
Отвечают все дети.
2. Основная часть
Воспитатель:
- Вода бывает разной. Она как волшебница умеет превращаться в “Снежинку”! (появляется герой)
Звучит магнитофонная запись голоса “Снежинки”…(грустно)
- Здравствуйте, ребята! Мы были вместе всю зиму, нам было весело играя в снежки! Но сейчас я опечалена. Скоро весна и я не знаю, что станет со мной и моими сестричками когда пригреет солнышко..?
Воспитатель:
- Не волнуйся, Снежинка, мы с ребятами поможем тебе узнать какой ты станешь весной и летом.
Ваня и Маша загадывают загадки:
Лежит полгода покрывало,
Весной его как ни бывало.
(снег)
Прозрачен как стекло,
Да не вставишь в окно.
(лед)
Дети отгадывают загадки.
Наблюдения за снегом и льдом
Воспитатель:
- Мы наблюдали на прогулке снег и лед (сосульки).
- Какой на улице снег, лед?
Дети: - Холодный, колкий, гладкий, скользкий и т. д…
Воспитатель:
- Что будет со снегом, льдом, если мы занесем их в помещение и оставим?
Эксперимент № 1 и № 2
В разных мисочках лежит снег и кусочки льда уже талые.
Дети следят за состоянием снега и льда.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно уменьшаются кубики льда и кусочки снега.
Дети следят за тем что растает быстрее, трогают лед и снег, берут в руки.
Вывод: снег, в тепле начинает таять и превращается в воду быстрее чем лед, потому, что лед плотный, а снег рыхлый, рассыпчатый.
- Снег - это вода.
- Лед - это вода.
Динамическая пауза. Подвижная игра.
Воспитатель:
- Снежинка благодарит вас, ребята, и хочет чтобы мы вместе с ее сестричками поиграли в игру “Мы снежинки”
Дети играют в подвижную игру “Мы снежинки”
Ход игры: дети – снежинки окружают тучку – маму, прыгают, резвятся. Тучка – мама отпускает снежинок на землю. Снежинки разбегаются в стороны.
По сигналу (бубна) снежинки собираются в сугробы, затем в ручейки, реки и моря (встают в хоровод вокруг тучки – мамы) водят хоровод.
Снежинка: (улыбается)
Молодцы, ребята!
Теперь я знаю, что стану весной – льдинкой, а летом – водичкой. Сложите картинки по порядку.
Дети выкладывают: снежинка - капелька - вода (символы)
Снежинка:
- Отгадайте загадку:
Что в решете не унесешь?
(вода)
- Попробуйте отнести воду в сите…
Эксперимент № 3
Дети из стаканчиков наливают воду в сито и пытаются передать ее соседу.
Вывод: вода жидкая, может течь.
Итог занятия
Воспитатель:
- Сегодня мы показали Снежинке как она изменится с наступлением весны и лета. Но наступит зима и снежинка со своими сестричками снова прилетит к нам в гости.
- Давайте нарисуем ее портрет и подарим на память.
Дети рисуют символы на 1\2 листа бумаги фломастерами.
Работы вывешиваются на доску, выставка работ.
Снежинка:
- Я дарю вам на память мыльные пузыри, ведь это тоже вода!!!
- До встречи!!!