Участники: ученики 1 класса, родители
Цель мероприятия:
- привить учащимся интерес и потребность к здоровому образу жизни, дать первые навыки ориентироваться на местности по карте,
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, уважение и бережное отношение к окружающей природе,
- объединить в общем деле с родителями.
Оборудование и материалы: эмблемы для 2-х команд, конверты с картами и частями пазла; продукты питания, запаянные в полиэтиленовую пленку и пронумерованные (манная крупа, гречневая крупа, крахмал, ячневая крупа, соль, сахар и т.д.), секундомер; медали.
За 2 недели до викторины участвующим командам дается задание: выучить туристскую песню.
Подготовка к мероприятию: карта местности с нанесенным маршрутом делается в 2-х экземпалярах (маршрут может немного отличаться, совпадает в начале, конце пути), на крте также нанесены места, где спрятаны части пазла и контрольные пункты. За полчаса до мероприятия коверты с пазлом прячутся в местах, отмеченных на карте КП-1.
Ход мероприятия
Класс делится на 2 команды, выбирается капитан, который выбирает цвет эмблемы и цвет конверта с картой и маршрутом. Здесь же каждая команда придумывает название , записывает его на эмблеме и прикалывают эмблемы на грудь. Для каждой команды назначается проводник (возможно, несколько) из родителей для оказания помощи в случае наобходимости. Двое родителей отправляются на КП-2 для проведения конкурса.
Задание для команд: как можно быстрее пройти маршрут, выполнив задания, и найти все конверты с пазлом.
Рисунок 1
Рисунок 2
Как только команды справились с эмблемами, капитаны вскрывают конверты и все вместе изучают карту. Дается старт, команды отправляются в путь.
КП-1 Участники команды должны найти в указанном месте конверт с пазлом для итогового задания. Нашедший, поднимает конверт вверх и кричит: “Нашел!” Вся команда бегом отправляется дальше.
КП-2 находится около леса, где расположены щиты
Мишеронское участковое лесничество.
Задание: объяснить, что они обозначают. За выполнение каждого задания они получают баллы от 1 до 5 и конверт с пазлом.
КП-3 находится около кладбища немецких и венгерских военопленных Великой Отечественной войны.
Задание: объяснить, кто и почему здесь захоронен.
Правильный ответ: после Великой Отечественной войны часть пленных венгров и австрийцев была направлена в район Мишеронского на строительство жилых домов и на торфоразработки. Время было тяжелое для всех, еды не хватало даже для своих, что уж говорить о пленных. Люди не выдерживали полуголодной жизни, тяжелого труда и непривычного климата. Хоронили их в лесу, чуть в стороне от поселка. Впоследствии, в этом месте был создан небольшой мемориал памяти и скорби. Совсем небольшой пятачок с несколькими черными крестами.
Далее команды двигаются по условным знакам, нанесенным на деревья:
- 1 команда – Х, до знака ХХ, где спрятан конверт с итоговым заданием.
- 2 команда – О, до знака ОО, где спрятан конверт с итоговым заданием.
Собрав все конверты, ребята собираются на поляне, где уже ждут родители.
Завтрак.
Итоговое задание: собрать на ватмане пазл и предложение – закон туризма, дополнить рисунок.
- 1 команда: Турист это тот, кто людям добро несет.
- 2 команда: Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.
Распределение ролей.
- Капитан команды (выбран в начале маршрута, он же выбирал цвет карты и вел команду)
- Костровой (может быть 2 человека, помогают взрослым собирать хворост и поддерживать костер)
- Медсестра (выбрана в начале маршрута, у нее находилась аптечка во время движения, оказывала помощь по мере необходимости)
- Санитары (убирают мусор)
- Повар
Конкурсные мероприятия:
- Конкурс медсестер.
- Эстафета.
- Конкурс туристских загадок.
- Кулинарный.
- Полоса препятствий.
- Конкурс плакатов.
- Конкурс санитаров.
Конкурс медсестер.
Когда работа с плкатами уже пожходит к концу, один из родителей, испачкавшись кетчупом кричит: “Караул, помогите, порезалась! Срочно медсестру!” Медсестры из каждой команды берут аптечку и оказывают помощь.
Эстафета.
- Прыжки с мячом между ног.
- Бег парами с мячом в середине (участники прижимаются друг к другу, держа мяч животами)
- Хоккей с мячом (катят мяч ракеткой для тенниса)
- Прыжки, сидя на мяче.
- Бег цепочкой (сначала бежит 1 участник, потом берет второго за руку и бегут уже вдвоем, потом втроем, и т.д., пока вся команда не окажется в цепочке)
Конкурса туристских загадок.
Загадки каждая команда получает на листочке. Нужно прочитать, отгадать, записать. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Где бы ты ни находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе друг,
Путь на север и на юг. (Компас)На привале нам помог,
Суп сварил, картошку спек,
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь. (Костер)Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками. (Рюкзак)Качается стрелка туда и сюда
Покажет нам север и юг без труда. (Компас)Скорчится – с кошку,
А растянется – с дорожку. (Веревка)Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы)Что из воды родится,
А воды боится? (Соль)
Кулинарный конкурс.
Команды получают листок с новым заданием и запаянные в полиэтиленовую пленку и пронумерованные крупы (манная крупа, гречневая крупа, рисовая крупа, горох, можно и другие). За две минуты повар должен определить и написать название продуктов. За каждый правильный ответ дается 1 балл.
После этого конкурса можно сделать перерыв, так как дети на природе хотят поиграть и в свои игры, для этого они взяли с собой мячи, теннис, бадминтон, и другие игры.
Обед.
Беседа с лесником. Беседа о правилах поведения в лесу, поведении в экстримальных ситуациях.
Полоса препятствий.
- Пока ребята занимаются свободными играми и обедают учитель с некоторыми родителями устанавливает полосу препятствий.
- Болото (разбросать лапотник, чтобы дети перешли болото по этим “кочкам”)
- Спуск - Подъем (если поблизости есть небольшой овражек, то необходимо спуститься, держась за веревку, привязанную за дерево, потом подняться на другую сторону, можно так же по веревке – в этом случае необходимы перчатки, чтобы дети не поранили руки)
- Бурелом (между двух деревьев завязывается веревка, дети должны пролезть сквозь нее)
- Переправа (перемещение по лежащему бревну)
Побеждает команда, которая завершила полосу раньше всех с наименьшим количеством ошибок.
Конкурс плакатов. Каждая команда представляет свой плакат: рассказывает, что на нем изображено и объясняет значение высказывания, доказывает его правильность.
Конкурс санитаров. Санитары получают пакеты и перчатки, собирают весь мусор на поляне и вокруг.
Награждение победителей. Победители награждаются Орденом “Победы”, вторая команда Медалью “Дружбы”.
В заключении все участники: и дети, и родители - собираются около общего костра , обмениваются впечатлениями и поют походную песню, приготовленную заранее. “Вместе весело шагать по просторам”