Развитие социальных отношений у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Разделы: Работа с дошкольниками


Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности.

Когда ребенок наблюдает за окружающими, у него появляется желание активно включиться в действие вместе с взрослыми. Это и есть пролог, и главный мотив сюжетно-ролевой игры основными элементами которой является игровой замысел, сюжет, игровые действия и роли.

Сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решения, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано с рядом условий:

  • наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий;
  • создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры без ролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как игра “рядом”. Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого. Особое место в руководстве сюжетно-ролевой игрой занимает:

  • использование многообразных форм организации совместной деятельности;
  • обеспечение взаимосвязи совместной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
  • использование цикличности и проектной организации совместной деятельности;
  • широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей.
  • широкое использование игровых приемов, игрушек;
  • создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
  • выделение в качестве ведущей в совместной деятельности диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому.

Формирование у детей третьего года жизни условных предметно-игровых действий, прежде всего, должно быть совмещено с организацией предметного игрового взаимодействия, игра воспитателя с детьми с этой целью может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. п. Например, воспитатель предлагает, двоим малышам: “Давайте вместе построим башню. Я первый кубик положила. Саша, теперь ты клади кубик сверху. А теперь — Света. Теперь — опять Саша. Получилась высокая башня”. Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи.

Игра воспитателя, естественно, привлекает внимание детей. Теперь детей можно вовлечь в нее: “Лена, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее”. Процедура “лечения” может повторяться с двумя-тремя куклами или зверушками, которых дети “приводят” в больницу. Также наравне с куклами воспитатель может “полечить” и кого-нибудь из ребят: “Рома, давай, как будто ты заболел и тоже пришел в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит”. После такой игры воспитатель спрашивает детей: “Кто теперь хочет быть доктором? Вася? Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей”.

По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, варит суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольное платье в игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом и т. п. Все эти сюжеты должны непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни.

Сначала воспитатель сам разыгрывает такой “двухфазный” сюжет на глазах у детей. При последующем повторении игры он подключает к игре одного, двух малышей: “Коля, я зайку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?” и т.п.

На этом этапе работы воспитатель должен наряду с сюжетными игрушками вводить в совместную игру с детьми предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т. п.). Постепенно в разных играх педагогу необходимо расширять круг действий с предметами-заместителями: использовать один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий (например, в одной игре палочка — это ложка, в другой — карандаш, в третьей — расческа); использовать разные предметы для выполнения одного и того же игрового действия (например, в одной игре вместо мыла предлагается кубик, в следующий раз — брусочек и т. п.).

Очень важно, чтобы предмет-заместитель в играх с детьми данного возраста сочетался с реалистической сюжетной игрушкой, например, если булочка замещается кубиком, то тарелка, на которой она лежит, должна быть “как настоящая”.

Чтобы переход к ролевой игре произошел, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок умел выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Педагог должен отчетливо представлять, какие роли целесообразно вводить в детскую игру на данном этапе. Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку по его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут. Например, роль “доктора” (доктор измеряет температуру, делает уколы, дает лекарство; внешним атрибутом роли “доктора” может быть белая шапочка или халат), роль “шофера” (шофер водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы; специфическим предметом, обозначающим эту роль, может быть руль).

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве воспитателя, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого происходит полноценное развитие ребенка дошкольника.