Пояснительная записка
У детей с умеренной умственной отсталостью грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У них не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Учащимся следует давать систему таких знаний, которые необходимы в их повседневной жизни.
В процессе обучения у детей счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение счету организуется на практической наглядной основе. Содержание задачи всегда должно быть простым и понятным, взятым непосредственно из опыта детской деятельности. Для уроков счета необходимо приготовить достаточное количество дидактических материалов: классные счеты, цифровые и монетные кассы, шаблоны и трафареты для обводки.
Полезно организовать как на уроках, так и в часы внеклассных занятий индивидуальные и коллективные арифметические игры, что содействует углублению интереса к учебным занятиям и закреплению знаний учащихся. Учащиеся получают довольно значительный объем нужных знаний.
Умственно отсталые дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы является наблюдение, экскурсии, дидактические игры.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности личностных качеств ребёнка.
Специальное коррекционно – развивающее обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, безусловно, положительно влияет на их общее развитие, способствует коррекции недостатков их психического и физического развития, эмоциональному и социокультурному развитию, формированию коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, усвоению правил поведения, формированию адекватного функционирования ребенка в социальной среде.
Учитывая особенности детей с умеренной умственной отсталостью, скорректированная программа имеет упрощения в содержании. Срок прохождения программы по математике для специальных (коррекционных) школ VIII вида увеличивается до двух лет: первый год обучения составлен на основе программы подготовительного класса (пропедевтический этап).
Второй - девятый года обучения составлены на основе программы по математике 1 класса Специальных (коррекционных) школ VIII вида М.: Просвещение, 1999 и программы для глубоко умственно отсталых детей. НИИ дефектологии, 1984г.
Программа для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью состоит из разделов:
- свойства предметов;
- сравнение предметов;
- сравнение предметных совокупностей по количеству предметов;
- положение предметов в пространстве, на плоскости;
- временные представления;
- геометрические формы;
- числа, величины;
- счет в пределах 5, 8, 10, 100;
- присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10 в пределах 20, 100;
- состав числа;
- сложение и вычитание чисел без перехода через десяток;
- сложение и вычитание чисел в пределах 100;
- простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа;
- названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся;
Контрольно-измерительный материал отслеживания эффективности данной программы включает в себя:
- контрольные, проверочные срезы;
- технологические карты по предмету;
- индивидуальный мониторинг усвоения программного материала по годам обучения.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- порядковые числительные в пределах 3;
- геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник;
- сложение и вычитание в пределах 3;
- решение задач в пределах 3.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 3;
- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 3;
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- порядковые числительные в пределах 5;
- геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник;
- меры длины: 1 см;
- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 5;
- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 5;
- решать задачи на нахождение суммы, остатка;
- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
- счёт в пределах 8 по единице и равными числовыми группами;
- названия компонента и результатов сложения и вычитания;
- математический смысл выражений “столько же”, “больше на”, “меньше на”;
- геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник;
- временные понятия: неделя, число дней, их последовательность.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 8;
- решать простые и составные арифметические задачи;
- чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать:
- запись чисел первого десятка;
- счет в пределах 10;
- сложение и вычитание в пределах 10;
- работа со счетами;
- счет по 2 и по 5;
- решение задач на нахождение суммы и остатка;
- построение квадрата по точкам с применением линейки;
- проведение прямой линии, проходящей через две точки.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10;
- чертить квадрат на бумаге в клетку.
К концу пятого года обучения учащиеся должны уметь:
- счет в пределах 20;
- счет группами по 2 и по 5;
- десятичный состав числа;
- сложение и вычитание в пределах 20;
- работа со счетами;
- решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
- построение прямоугольника при помощи линейки.
Учащиеся должны знать:
- меры стоимости;
- меры времени.
К концу шестого года обучения учащиеся должны уметь:
- сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд;
- счет прямой и обратный в пределах 20;
- работа со счетами;
- решение задач: дороже – дешевле;
- построение треугольника по точкам при помощи линейки.
Учащиеся должны знать:
- меры стоимости;
- меры времени;
- меры емкости.
К концу седьмого года обучения учащиеся должны уметь:
- счет в пределах 100;
- сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд;
- работа со счетами;
- счет прямой и обратный в пределах 100;
- складывание круглых десятков;
- чертить круг по шаблону.
Учащиеся должны знать:
- меры стоимости;
- меры времени;
- меры емкости;
- понятие: моложе - старше.
К концу восьмого года обучения учащиеся должны уметь:
- счет в пределах 100;
- сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд;
- работа со счетами;
- счет прямой и обратный в пределах 100;
- решение задач в пределах 100;
- чертить прямые линии.
Учащиеся должны знать:
- меры стоимости;
- меры времени;
- меры емкости;
- меры длины.
К концу девятого года обучения учащиеся должны уметь:
- счет в пределах 20, 100;
- сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд;
- решение задач в пределах 100 с переходом через разряд;
- счет круглых десятков;
- построение геометрических фигур;
Учащиеся должны знать:
- меры стоимости;
- меры времени;
- меры емкости;
- меры длины;
- временные понятия: неделя, число дней, их последовательность.