Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.
Задачи урока:
- знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
- формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;
- развитие познавательной активности и
творческих способностей учащихся;
совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
развитие психических процессов: памяти, критического мышления, воображения, внимания, восприятия; - воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
- воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
- воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация (Приложение 1), конверты с текстами по количеству групп; светофорчики (красный, синий, жёлтый, зелёный); бумага Ф-А3 и Ф-А4, фломастеры, карандаши, карточки со смайликами (Приложение 3).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Ребята сидят группами по 6-7 человек. (Приложение 1. Слайд 1)
Звонкий прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем путешествовать, а это –
Попадём сегодня в лето
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Подготовка для восприятия новой темы
– Ребята, вы любите лето?
По солнышку, по солнышку (Слайд 2)
Дорожкой луговой,
Идём по мягкой травушке
Мы летнею порой!
Щебечут птички звонкие,
Порхают мотыльки,
Желтеют одуванчики,
Синеют васильки.
– А за что вы любите лето? (Ответы детей)
– Летом что вы можете красивое увидеть?
– А после дождя? (Радугу)
– А что такое – радуга? (Слайд 3)
– Какие вы знаете загадки про радугу?
Очень редкое явление,
Всех приводит в изумление.
Над землёй, небесный мост,
После дождика подрос.
Волшебство семи цветов,
Разноцветных семь подков.
Изогнулись над планетой,
И… короновали лето…
Отвести глаз не могу,
Я смотрю на … (радугу)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
– Сколько цветов у радуги? Как она возникает? (Слайд 4)
III. Физкультминутка (Слайд 5)
– Прогуляемся по лугу!
Под музыку ребята выполняют упражнения:
На первые такты пружинистые движения ног.
Правую руку отвести в сторону (смотрим на кисть
руки) и на пояс, левую руку отвести в сторону
(смотрим на кисть руки) и на пояс, развернуться
направо, слегка присесть, стать прямо,
развернуться налево, слегка присесть, стать
прямо. (Повторить 4 раза)
IV. Самоопределение к деятельности
– Как красиво на лугу, столько цветов и бабочек!
– Нарвём цветов побольше и домой принесём!
Бабочек наловим! Засушим их!
– Все со мной согласны?
– Муравьишка задаёт вам вопрос: (Слайд 6)
– Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? (ответы
детей)
V. Работа по новой теме
1. Подготовка к самостоятельной работе
– Чтобы лучше разобраться по
данному вопросу мы сегодня поработаем в группах.
Сегодня вы будете сами
взаимообучаться, учиться слушать и слышать
друг друга, оценивать своих товарищей.
– Мудрая Черепаха предлагает вам прочитать
текст.
– Направьте своего представителя от группы для
получения текста.
Дети получают тексты (Приложение
2)
– Объясняю правила работы.
– Все вы в группе получили разные тексты.
Поскольку разобраться одному сложно, мы будем
работать сообща.
Для этого вы объединитесь в группы по
одинаковому тексту, что говорит цвет кружочка на
листке. Такого цвета и кружок (цвет светофорчика)
на столе, за которым вы и будете работать.
(Дети рассаживаются за столы, соответствующие цвету их кружка на тексте)
– Что вы будете делать в группе?
1. Вам надо прочитать текст каждому;
2. Понять смысл прочитанного;
3. Перевести эту информацию в графическую форму –
в виде таблицы, схемы, рисунка, в
виде чего – решите сами.
– Задание понятно? Приступайте к работе.
2. Самостоятельная работа детей.
Чтение текста и совместное составление схемы, таблицы, рисунка.
VI. Физкультминутка
– Проведём маленькую разминку:
Если я называю представителя животного
мира с крыльями – имитируете крылья и машите ими;
если нет крыльев – приседаете: мотылёк,
чайка, медведь, бабочка, синичка, заяц, сова, лось,
лиса, воробей, муха, слон, жук.
VII. Продолжение работы по теме
– А теперь возвращайтесь в свои группы и по своим схемам, рисункам, таблицам обучайте своих товарищей и из всех полученных знаний составьте одну общую схему, таблицу, рисунок.
(Работа в группах)
3. Рассказы детей у доски (Слайды 7-8)
– Кто может рассказать, что он узнал сегодня
на уроке? (Представитель группы у доски
рассказывает всё, что он узнал на уроке при
помощи схемы, таблицы, рисунка)
– Все согласны?
– Может быть, кто-нибудь из вас желает дополнить
ответ или задать вопрос?
– Подумайте, что ещё не сказали из прочитанного
текста? (Дополнения, вопросы детей)
– Как вы оцените ответы детей? (Оценивание при
помощи карточек с изображением смайликов)
VIII. Рефлексия
– Мы поиграем в игру: «Правила вежливости». Если вы согласны с моим утверждением – хлопаете в ладоши, а нет – грозите пальчиком:
Игра: «Правила вежливости»
- Пришёл на луг, нарви большой букет цветов.
- Сколько одуванчиков на лугу, можно сплести много веночков на голову, так красиво будет!
- Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам,
потому что бабочки питаются нектаром.
- Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить!
- Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян).
– А теперь посмотрите на предложения (на экране) и продолжите их. (Слайд 9)
– Я понял (поняла), что …
– Я люблю природу, поэтому я …
IX. Итог урока
– Теперь вы можете ответить Муравьишке на его
вопрос:
– Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? (Ответы
детей)
– Ребята, в жизни вам пригодятся эти знания?
– Я, думаю, что вы всё поняли и правильно
будете вести себя в природе.
– А дома нарисуйте знаки для людей, которые не
умеют вести себя в природе.