Вид урока: Углубление в тему «Музыкальная культура других стран мира»
Цель урока: расширить знания о музыкальной культуре Греции
Задачи:
- расширить знания о музыкальной культуре Греции;
- развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, интерес к зарубежной музыке; формировать абстрактное мышление; творческие способности учащихся, умение рассуждать, анализировать; вызывать яркий эмоциональный отклик на прослушанные произведения; разучить некоторые элементы танца «Сиртаки»
- воспитывать через музыку разных стран дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности; воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.
Оборудование: презентация с иллюстрациями: Греции, национальный греческий костюм, ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; карта Греции; портреты: Пифагор, Аристотель, Архимед, Микис Теодоракис, Мария Фарандури, Энтони Куинн; иллюстрации музыкальных инструментов: бузуки, лира, кифара, авлос, тимпан, кимвал, псалтерий.
Музыкальный и видео материал | Задача |
«На побережье тайном» М. Теодоракис | слушание, анализ |
Песня «Я – фронт!» | слушание, анализ, разучивание |
Танец «Сиртаки» | слушание, анализ |
Видео Танец «Сиртаки» | просмотр, анализ |
ансамбль народного танца имени И. Моисеева |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Слайд 1
На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в далекую страну – Греция.
Путешествие наше будет не обычное, а музыкальное.
Тема: «Музыкальная культура Греции»
III. Работа по теме урока.
1. Беседа с учащимися.
Кто из вас был в Греции?
Что вы можете рассказать об этой удивительной стране?
Как называют Грецию сами греки?
2. Рассказ учителя.
Греция – одно из самых древнейших государств. Столица Греции – Афины, едва ли не самая молодая, и в тоже время самая древняя европейская столица. Греция – это страна с удивительно богатой историей. Не случайно её называют страной богов, родиной философии.
Слайд 2
С Грецией связаны имена великих ученых, проникшие во многие тайны мира: Пифагор, Архимед, Аристотель. Боги у греков имели человеческий образ, а герои, рожденные, от браков богов и людей были могучи, отважны и умны. Когда – то в Греции – солнечной Элладе, создавшей, в древние времена светлую человеколюбивую культуру, прекрасное, полное жизни искусство – произошел фашистский переворот. Власть захватили в свои руки враги греческого народа – фашистские полковники. Страну покрыли черные тучи. Это было в 1967 году. С первых дней фашистской оккупации греческий народ повел решительную борьбу за изгнание захватчиков. Лучшие люди Греции встали на защиту своей Родины.
Слайд 3
В первых рядах бойцов был музыкант – композитор Микис Теодоракис. Его оружием стали его песни, воспевающие Родину, призывающие к борьбе за ее свободу. Микис был арестован, заточен в тюрьму, а исполнение его песен было запрещено.
Мы обратимся к двум песням Микиса Теодоракиса.
Слайд 4
Запись этих песен на пластинку была сделана в Москве в 1966 году греческой певицей Марией Фарандури – ей тогда было всего девятнадцать лет. Ансамблем руководил сам Теодоракис, но в те дни, когда Мария Фарандури выступала в Москве, он находился в тюрьме.
Первая песня называется « На побережье тайном».
Написана она на слова греческого поэта Георгаса Софелеса.
3. Слушание и анализ песни «На побережье тайном»
Как она звучала? (спокойно, добродушно, мирно, беззаботно)
На каком языке исполнялось?
Как вы думаете, о чем здесь пелось?
Мы не знаем греческого языка, но по самой музыке и ее исполнению мы можем понять, что эта лирическая песня о том, как люди жили, если бы могли начать все сначала». Это песня-мечта о счастливой свободной жизни.
Исполняла эту песню Мария Фарандури в сопровождении небольшого ансамбля.
Какие музыкальные инструменты услышали?
(гитара, рояль, ударные инструменты, бузуки – греческий струнный инструмент)
4. Слушание и анализ песни «Я – фронт!»
Ещё одна песня называется «Я – фронт».
Какие средства музыкальной выразительности предали песне маршевый характер, суровость звучания?
Можно ли её назвать песней-плакатом?
Внимательно прочитайте текст песни. Какие слова вы считаете наиболее важными, главными?
В каких словах заключены призывные интонации?
Как вы понимаете слова: «Я – фронт!»? Что означает слово «фронт»?
Фронт – сторона боевого расположения войск, обращенная к противнику.
Микис Теодоракис словами «Я – фронт» говорил, что он против фашистских захватчиков и призывал всех на защиту Родины. Песня «Я – фронт» сочинена на его собственные стихи. Словами «Я – фронт» он начинал обращение к своим друзьям. Песня «Я – фронт!» – песня-плакат, песня-призыв.
5. Разучивание песни «Я – фронт!»
6. Рассказ и беседа о музыкальных инструментах Греции.
Слайд 5
С одним инструментом мы уже познакомились – это бузуки.
Бузуки – греческий струнно-щипковый инструмент.
Возрождение этого инструмента началось в 60-е годы 20 века, благодаря греческому композитору Микису Теодоракису. О древнейшем происхождении греческой музыки свидетельствуют музыкальные инструменты. Из всех инструментов самыми древними являются лира, кифара.
Слайд 6
Лира – древнегреческий струнный – щипковый инструмент. Имела плоский округлый корпус, к нему крепились струны.
Слайд 7
Кифара – древнегреческий струнный – щипковый инструмент типа лиры. Имела плоский тяжелый деревянный корпус. К корпусу крепились струны.
Слайд 8
Псалтерий (в переводе с греческого языка, «перебираю струны») – многострунный щипковый инструмент, имел трапециевидный корпус.
Слайд 9
Авлос – древнегреческий язычковый духовой инструмент, предшественник гобоя. Состоит из пары отдельных цилиндрических трубок из тростника. Каждая из трубок имела 3-5 пальцевых отверстий.
Слайд 10
Тимпан – древнегреческий ударный инструмент, предшественник литавр.
Слайд 11
Кимвал – древнегреческий ударный инструмент, предшественник современных тарелок. Представляет собой небольшую бронзовую тарелку, посреди которой прикреплялся ремень для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку.
7. Викторина.
А теперь предлагаю провести викторину.
- Какой из перечисленных музыкальных инструментов, является многострунным музыкальным инструментом, имеет трапециевидный корпус?
- Лира;
- Кифара;
- Авлос;
- Псалтерий;
- Тимпан;
- Авлос;
- О каких музыкальных инструментах говорят: «Из всех инструментов, эти музыкальные инструменты считаются самыми древними»
- Лира;
- Кифара;
- Авлос;
- Псалтерий;
- Тимпан;
- Авлос;
- Какие из инструментов считаются ударными?
- Лира;
- Кифара;
- Авлос;
- Псалтерий;
- Тимпан;
- Авлос;
- Какой инструмент считается духовым?
- Лира;
- Кифара;
- Авлос;
- Псалтерий;
- Тимпан;
- Авлос;
8. Слушание и анализ танца «Сиртаки».
Греки – жизнерадостный народ. В Греции музыка играет большую роль в жизни общества. Ни один воскресный день не проходит без музыки.
Сейчас, прозвучит музыка.
Какая она по характеру?
Как она движется?
Какой жанр звучит?
Какие жанры в музыке есть? (песня, танец, марш)
Кто знает, как называется танец?
Прозвучал танец сиртаки.
Слайд 12
Сиртаки – одна из самых распространенных ассоциаций с Грецией.
Сиртаки – греческий групповой танец, темп которого постепенно ускоряется от медленного и до очень быстрого.
9. Рассказ о греческих национальных костюмах.
Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали, слушая эту музыку.
Я бы нарисовала вот такую картинку.
Слайд 13
Кто здесь изображен? (греческие танцоры).
Обратите внимание, какие у них национальные костюмы.
Женский костюм: состоит из длинной белой рубахи с длинными широкими рукавами. Из длинной широкой юбки, виден вышитый подол рубахи. Поверх рубахи, надевают короткую безрукавку. Пояс – широкий. На голову одет платок, поверх фреску с двумя помпонами.
Вся одежда украшена вышивкой.
Мужская одежда: белая рубаха, узкие брюки, жилет с множеством пуговиц, широкий пояс.
Каждый из вас, наверное, видел, как танцуют сиртаки в национальных греческих костюмах.
А вы умеете танцевать сиртаки?
Какие движения используются?
10. Ученик читает стихотворение про «Сиртаки». Проводится анализ.
Какие элементы (движения) танца используются в этом стихотворении?
Положи друзьям на плечи руки
Посмотри с улыбкой им в глаза
Если танец начала бузуки
Значит, отсидеться нам нельзя
А теперь, все дружно приседают
Повторяй движения за мной
Это волны с моря набегают
Это чайка вьется над волной
Ну-ка, жару чуточку поддали!
Веселее! Видите – смогли!
Может вы когда-нибудь видали
как весной танцуют журавли?
А теперь вдруг резко с поворота
хлопнули ладонью по земле
Это сокол падает с налета,
развернувшись резко на крыле
Двое, с краю – взяли по платочку
В ритме танца пусть он полетит
Пусть он этой темной южной ночкой
в ваших пальцах пламенем горит
Чтобы мы не умерли со скуки
и летать умели над землей
Боги подарили нам бузуки.
11. Разучивание элементов танца «Сиртаки».
12. Просмотр танца в исполнении ансамбля народного танца Игоря Моисеева.
Слайд 14
Просмотрите танец «Сиртаки» в исполнении ансамбля народного танца Игоря Моисеева
Что вы можете сказать про движения в этом танце?
Как выполняют движения профессиональные танцоры?
Интересна история этого национального танца. Оказывается, это вовсе не национальный танец. Более того, его изобрел – американец.
13. Рассказ об истории танца:
Слайд 15
Все национальные танцы славятся долгой вековой историей. А вот история сиртаки, хоть и совсем недавняя, увлекательнее многих других историй. В таком виде, как он известен всему миру, сиртаки появился в 1964 году, во время съемок фильма «Грек Зорба». Главную роль в фильме играл Энтони Куинн, ему и принадлежит авторство самого популярного греческого танца.
Танцевать Энтони Куинн должен был в самой последней сцене фильма, но волей судеб актер сломал ногу. Этому печальному обстоятельству сиртаки обязан своей медленной частью. Танцуя, актер не мог поднять больную ногу, отсюда и «приволакивающий» шаг танца. А более быструю, активную часть снимали много позже, когда нога уже зажила. Беззастенчивый изобретатель сам придумал и название танца. Когда сцена была уже готова, режиссер спросил Энтони Куинна, действительно ли это греческий танец. Конечно, уверил его актер, самый что ни на есть греческий, национальный – сиртаки. Это название и в самом деле восходит к общему названию греческих танцевальных стилей – сиртос. Вместе с фильмом греческий танец обошел весь свет, и стал популярен. Тогда уже и в Греции его признали, а Энтони Куинн даже стал греческим Почетным гражданином.
IV. Итог урока.
Кто придумал танец «Сиртаки»?
Когда?
Вот заканчивается наше музыкальное путешествие.
Что вы сегодня узнали?
Чему вы научились?
С музыкой какого народа познакомились?
Назовите, греческого композитора.
Назовите, греческую исполнительницу.
Назовите национальные греческие музыкальные инструменты.
Назовите греческий танец.
V. Оценивание.
Слайд 16
Сегодня все поработали очень хорошо, мы танцевали и слушали произведения, исполняли песню, поэтому погладили себя по голове и получили оценку…
VI. Домашнее задание.
Подберите дополнительный материал о музыке Греции.
Литература:
- Самигулина В.М. «Поурочные планы Музыка 6 класс по учебнику Т.И. Науменко, В.В.Алеева» Волгоград: Учитель, 2006.
- art.1001chudo.ru/greece_1147.html
- ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E5%F6%E8%FF
- www.muz-urok.ru/dr_greciya.htm