Цели занятия: познакомить детей с понятием вода и её физическими свойствами.
Задачи:
- формировать умения вести наблюдения за особенностями воды в жидком и твёрдом состоянии и делать выводы по результатам наблюдений;
- способствовать пониманию роли воды в жизни человека;
- развивать внимание, память, устную речь, пополнять словарный запас.
Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей; таблица Менделеева; плакат «Круговорот воды в природе», магнитофонная запись со звуками воды, «Водяная мельница» (для релаксации), прозрачные стаканчики с водой и молоком, лед, термос с горячей водой, стекло, соль, сахар, пустые одноразовые стаканчики, ложки, тарелочки, духи, различные по форме прозрачные сосуды (бутылочки, баночки, стакан), соломки для коктейля.
Предварительная работа: Чтение и беседы о природных явлениях (снег, дождь, град, сосульки, капель). Рассматривание иллюстраций, картинок. Чтение стихотворений. Наблюдение за таянием снега, капелью, чистой водой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель (В): Здравствуйте, дети! Вы
узнали меня? Кто я?
Я – учёный, человек который знает почти всё. Вы
хотели бы стать учёными?
Дети (Д): да.
В: Тогда сегодня я вас превращу в
маленьких – исследователей, моих помощников.
Абракадабра… Я превращаю вас в юных
исследователей (дети одевают шапочки).
В: Сегодня мы с вами поговорим об одном интересном объекте природы. И сейчас вы сами догадаетесь, отгадав загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без чего?
Д: Воды.
В:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Даже камень источу. Что это?
Д: Вода.
В: И еще одну загадку отгадайте.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Д: Вода.
В: Молодцы. Конечно же, это вода. Люди всегда ценили воду, воспевали ее.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!!!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайником шипит.
Растворяет сахар в чае –
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без нее нам не прожить!
В: Я вам что-то принесла (показываю лед). Что это?
Д: Лед!
В: Правильно! Как вы думаете, что со льдом случиться, если он немного полежит у нас в группе?
Д: (ответы детей)
В: А давайте проверим, что же случится со льдом. Положим его в тарелку, а в конце занятия посмотрим, что с ним произойдет.
В: А сейчас мы с вами проведём опыты, как настоящие ученые и определим, какими свойствами обладает вода в жидком состоянии.
Опыт № 1 «Вода прозрачная»
В: У меня на столе стоят 2 стаканчика. Как вы думаете с чем?
Д: (ответы детей).
В: Правильно, один с чистой водой, другой – с молоком. Давайте в эти оба стаканчика положим ложечки. В каком стакане видно ложку?
Д: в 1 стаканчике, где вода ложку видно, а 2-ом, где молоко – ложки не видно.
В: Почему?
Д: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.
В: Молодцы, дети! Вы сделали правильный вывод.
Опыт № 2 «У воды нет вкуса»
У воспитателя на столе 3 стаканчика с чистой водой, и 2 тарелочки с солью и сахаром.
В: А сейчас мы с вами определим вкус воды.
(Дать детям попробовать чистую воду).
В: Какая вода на вкус?
Д: Без вкуса.
В: Правильно. Ребята, когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает.
В: А теперь давайте положим в воду соль и попробуем её на вкус.
Д: (дети кладут соль в воду и пробуют её).
В: Какая стала вода на вкус?
Д: Солёная.
В: А в какие блюда добавляют соль?
Д: В суп, кашу.
В: А вот морская вода на вкус солёная, потому что в ней растворено много разных солей. Её человек пить не может.
В: Давайте положим в воду сахар и попробуем её на вкус.
В: Какая стала вода на вкус?
Д: Сладкая.
В: В какие блюда мы добавляем сахар?
Д: Чай, компот, кофе.
Опыт №3 «У воды нет запаха»
Воспитатель предлагает понюхать воду, затем духи.
В: Чем пахнет вода?
Д: Ничем.
В: Правильно вода не имеет запаха. А теперь понюхаем духи. Есть аромат?
Д: Да!
В: Духи – это ароматизированная вода.
Опыт №4 «Определение формы воды»
В: Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в баночку (бутылочку, вазочку и т.д.) эту воду, что произойдёт?
Д: (дети сами повторят опыт еще раз).
Д: Вода принимает ту форму, в которую её переливают.
В: Имеет ли вода определённую форму?
Д: Нет.
В: Правильно, вода принимает форму емкости, в которую ее переливают.
Физкультминутка «Маленькие человечки»
В: Давайте все вместе превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твёрдом состоянии, то её маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замёрзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
В: А когда вода находится в жидком состоянии, то её капельки берутся «за ручки» и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмёмся за руки и попробуем походить по группе по кругу и змейкой, как будто ручеёк бежит весной.
В: Когда же вода находится в газообразном состоянии, то её капельки отпускают «ручки» друг друга и разлетаются. И мы разомкнём наши ручки и свободно побегаем, как лёгкие капельки пара.
В: Хорошо отдохнули. Теперь вернёмся на места и продолжим наши опыты.
Опыт №5 « Превращение воды в газообразное состояние»
В: Сейчас мы с вами возьмём термос с горячей водой, откроем его и приставим к горлышку термоса, стекло. И мы увидим, как стекло начинает запотевать. Проведя пальцем по стеклу, что мы увидим?
Д: Капельки.
В: Скажите, пожалуйста, где вода встречается в жидком состоянии?
Д: В реках, озёрах, в колодцах и т.д.
Воспитатель предлагает посмотреть на тарелочки, где был лед.
В: Что случилось со льдом?
Д: Он растаял.
В: Под действием тепла лёд превратился в воду, т.е. растаял.
В: А теперь послушаем стихотворение «Что такое вода».
Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы,
Но вы оглянитесь – это главное таинство
Главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась жизнь.
В: А теперь – внимание! Абракадабра…И мы вновь превращаемся в обычных детишек. (Дети снимают шапочки)
В: Дети, понравилось ли вам быть учёными – исследователями?
Д: Да.
В: О чём мы сегодня с вами говорили, что узнали интересного и нового?
Д: (дети отвечают).
В: Вода не имеет цвета, запаха, принимает любую форму, текучая. Вода – это главное таинство, главное чудо нашей планеты, это наше достояние. Воду надо беречь, не лить напрасно.
В: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Обязательно расскажите своим родителям, кем вы сегодня были и какие опыты проводили.
Литература
1. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание
в детском саду / Н.А. Рыжова Экологическое
образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «
Карапуз» 2001. – 432 с.
2. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное
рядом / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.