Компьютерное обучение иностранному языку: за и против

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Когда ученики видят на моем столе ноутбук, я слышу одну и ту же просьбу: «Александра Сергеевна, давайте сегодня что-нибудь посмотрим, пожалуйста!» Этот постоянно повторяющийся эпизод заставил меня задуматься над следующими вопросами: Важно ли и нужно ли использование ИКТ на уроках иностранного языка? Что такое компьютерные технологии на уроках английского для учеников: неотъемлемый компонент обучения или все же развлечение? И как учителя относятся к использованию ИКТ на уроках?

Для того чтобы ответить на эти вопросы для начала нужно четко понять, что такое информационно-коммуникативные технологии. Я не буду углубляться в долгие объяснения, дам лишь короткое определение ИКТ.

Итак, ИКТ – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [1].

Теперь, собственно к обучению. Нужно ли использование ИКТ на уроках английского? В первую очередь необходимо понять, отвечают ли компьютерные технологии требованиям, предъявляемым к ученикам на уроках иностранного языка. Попробуем разобраться.

Во-первых, технические средства должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса.

Во-вторых, обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося.

В-третьих, повышать сознательность и интерес к изучению языка.

В-четвертых, они должны обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования [2].

На мой взгляд, компьютерные технологии отвечают всем этим требованиям и критериям. Я хочу остановиться подробнее на дидактических возможностях ИКТ на уроках английского языка, исходя из собственного опыта.

Во-первых, ИКТ, несомненно, дают возможность при формировании навыков аудирования. Неотъемлемой частью на моих уроках стало использование аудио и видео в обучении. Это может быть песенка или обучающий мультфильм для младших классов, и фильмы, отрывки из британских телепередач на уроках в среднем и старшем звене.

Полезные ссылки для педагогов английского:

www.frenglish.ru/14_eng_video.html – фильмы, мультфильмы, видеокурсы
http://englishon-line.ru/audirovanie.html – сборник видеофайлов на английском языке.
www.english4kids.ru – аудио, мультфильмы, игры для младших щкольников.
http://www.agendaweb.org/songs/english-songs-for-kids.html – видеоклипы для младших школьников он-лайн
http://lingualeo.ru/ – аудио-, видеоматериалы, тесты, рассчитанные на разные уровни обучающихся.
http://www.homeenglish.ru/ – аудио- и видеоматериалы, рассчитанные на разные уровни.

Во-вторых, текстовый редактор (Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point), а также привлечение Интернета способствуют лучшему формированию навыков чтения и письма. Работа в текстовом редакторе повышает интерес учащихся к учебному процессу. Несколько раз я проводила уроки в компьютерном классе, где учащиеся писали сочинения в электронном виде. И я сделала вывод: работа в текстовом редакторе повышает интерес детей к учебному процессу. Кроме того, проверять такие сочинения гораздо проще. Ошибки выделяются красным цветом прямо в файле и далее можно распечатать работы или показать ученикам в электронном виде.

Общение с носителями языка – важнейшая составляющая при изучении иностранного языка. Это и формирование диалоговой речи, и отработка навыков письма и чтения. Поэтому с некоторыми учащимися мы пишем письма зарубежным сверстникам.

Полезные ссылки:

www.penpalgarden.com – сайт для общения с иноязычными сверстниками.
www.penfriends.com
ICQ – программа для «быстрого» общения (chat);
www.skype.com/ru – вебконференци

Также можно обмениваться обычными электронными письмами (e-mail).

В учебном процессе я активно использую программу Microsoft Office Power Point для создания проектов. После каждой пройденной темы учащиеся выполняют проект в виде презентации и защищают его на уроке. Более того, грамматика в виде красочной презентации всегда выигрывает по сравнению со скучным материалом в учебнике. Также с помощью презентации можно проводить тестирования и контрольные работы. Таким образом, использование презентаций на уроках обеспечивает наглядность подачи и отработки материала и повышает у учащихся мотивацию к обучению.

http://prezentacii.com/angliiskii_yazik/ – готовые презентации на английском языке
http://www.twirpx.com/files/languages/english/presentations/ – готовые презентации

Используя электронные словари и энциклопедии на уроках или при выполнении домашнего задания, учащиеся пополняют лексический запас.

Полезные ссылки:

Электроннные энциклопедии:

www.britannica.com
www.wikipedia.org;
http://like2teach.tmweb.ru/ – интерактивные кроссворды и многое другое

Электронный словарь:

http://lingvopro.abbyyonline.com/ru

Использование обучающих программ способствует формированию навыков распознавания и использования грамматических структур английского языка в устной и письменной речи.

Полезные ссылки:

http://www.native-english.ru/programs – сайт бесплатных обучающих программ и игр на английском языке;

К счастью, большинство кабинетов в нашей школе оборудовано интерактивными досками. Поэтому я активно использую интерактивную доску для объяснения грамматики и закрепления пройденного материала.

Рекомендую:

Программно-методический комплекс для интерактивной доски «Английский язык. Грамматика: Части речи» ООО «Новый диск», 2008.
«Английский язык. Грамматика: Глагол». ООО «Новый диск», 2008.

Итак, возвращаясь к вопросу «а нужны ли компьютерные технологии на уроках иностранного языка?» я хочу выделить основные достоинства и недостатки компьютерного обучения английскому.

Начнем с достоинств:

– ПК обеспечивает всесторонний контроль учебного процесса. При этом: а) оценка объективна б) экономится время.
– ПК способен накапливать статистическую информацию, что облегчает осуществление контроля за качеством знаний учащихся.
– Использование ПК снимает у ученика страх перед ответом и, таким образом, создает благоприятную психологическую атмосферу на уроках иностранного языка.
– ПК обеспечивает наглядность подачи учебного материала.
– ПК развивает самостоятельность учащихся. Прямое тому подтверждение – создание проектов.
– Использование ПК повышает мотивацию у школьников к изучению английского языка [3].

Конечно, есть и недостатки компьютерного обучения иностранному языку:

Во-первых, это отсутствие качественного программного обеспечения, а также технического оборудования в школах. Далеко не все школы оборудованы компьютерами, интерактивными досками и т.д. И при всем желании использовать ИКТ при изучении иностранного языка остается невозможным для многих учителей.

Во-вторых, невозможность прямого устного диалога с компьютером с одной стороны и дефицит непосредственного общения ученика и учителя с другой тоже остается проблемой.

Ну и последний недостаток – это сопротивление переменам со стороны учителей. Зачастую далеко не весь педагогический коллектив состоит из молодежи, хотя и молодые учителя не всегда владеют компьютером на высоком уровне. Поэтому внедрение ИКТ в учебный процесс часто воспринимается негативно.

Все эти преимущества и недостатки – это точка зрения учителя. А что же думают наши ученики? Для того чтобы узнать отношение обучающихся к компьютерному обучению, я провела опрос школьников среднего (5-8 классы) и старшего звена (9-11 классы). Результаты опроса говорят о том, что учащиеся крайне позитивно воспринимают использование ИКТ на уроках английского языка. Более 75% считают, что использовать ПК на уроках английского языка необходимо. Наиболее предпочитаемые виды использования ПК на уроках иностранного языка среди учеников – это просмотр аудио, видео, а также работа с обучающими играми. Тестирование он-лайн пользуется наименьшей популярностью по сравнению с другими видами деятельности на ПК. Сами учащиеся регулярно используют компьютер при выполнении домашнего задания, для создания презентаций и т.д. (Подробнее см. Приложение 1, Приложение 2)

Современность предъявляет все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут  часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Использование ИКТ имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Это и методические, и технические, и психологические преимущества. Компьютер – средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Применяя компьютер на уроках, можно добиться усвоения большее количество материала, организовать самостоятельную работу и эффективный контроль. Что соответствует основным целям обучения английскому языку: формированию и развитию коммуникативной культуры и обучению практическому владению языком.

Однако существует и ряд проблем, возникающих при использовании компьютера на уроках английского языка. Но скорее всего эти проблемы будут решены, и будущее за интенсивным использованием компьютера не только на уроках английского языка, но и в учебном процессе в целом.

При всех преимуществах использования компьютерных технологий в учебном процессе, не стоит забывать и о традиционных методах обучения. Идеальная модель обучения иностранным языкам состоит в эффективном сочетании инновационных и традиционных методик.

И в заключение, хотелось бы пожелать всем учителям: «НЕ БОЙТЕСЬ ПЕРЕМЕН!»

Источники.

  1. Матвеева, Н.В. Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку / Н.В. Матвеева // Информатика и образование. – 2006. – №6. – С.35-38.
  2. http://www.yanglish.ru/art/english_study.htm  – Методы обучения английскому языку
  3. http://works.tarefer.ru/29/100226/index.html – Сравнение современных методов обучения английскому языку.

Презентация