Мною на базе УМК М.З. Биболетовой «Английский с удовольствием» были созданы три презентации “The Alphabet”, “Grammar” и “Appearance and Character”.
Презентация – это:
- материал в виде озвученных фотографий и/или текстовых описаний на определенную тему;
- современная форма преподнесения учебного материала, которой должен владеть современный учитель;
- форма доведения учебного материала, которая становится обязательной в работе педагога общеобразовательных учреждений.
В процессе обучения детей начальной школы у меня возникла интересная идея создать презентации по некоторым темам учебного пособия Биболетовой М.З., рекомендованным Министерством образования для общеобразовательных школ.
Эта идея возникла потому, что при показе детям любой презентации задействуются основные и наиболее эффективные виды детской памяти. А именно: зрительная и слуховая. В процессе обучения я неоднократно я убеждалась в этом. Например, показ красивых картинок по теме урока привлекал внимание всех детей. Даже тех детей, которые до этого по каким-то причинам отвлекались. То же самое происходило в процессе прослушивания каких-либо песенок по теме урока.
В итоге я пришла к твердому убеждению в том, что презентация – это именно та форма, которая является не просто объединением и показом картинок и их красивым озвучиванием, но и способствует привлечению должного внимания к теме урока и снимает трудности в его усвоении.
Более того, в современных условиях использования дома каждым ребенком интернета, компьютера и других технических средств, презентация может способствовать самостоятельному разучиванию некоторых тем уроков и (или) их самостоятельному повторению.
При создании презентаций я исходила из базовых теоретических положений.
Существуют 5 основных видов восприятия:
- зрительное,
- слуховое,
- осязательное (тактильное),
- вкусовое,
- обонятельное
Использование привычных видов восприятия способствует лучшему усвоению материала учениками.
На первом году обучения иностранному языку детей очень важно создать комфортную атмосферу на уроках. Изучение языка должно не только нравиться детям, но в то же время оно должно способствовать приобретению уверенности у детей в его освоении.
Эти теоретические посылки я подтверждала проводимыми исследованиями и наблюдениями в течение одного учебного года. По результатам своих исследований мною были написаны статьи и курсовые работы. В итоге я выделила основные самые распространенные и наиболее эффективные типы восприятия детей – зрительное и слуховое, на основании этого разработала презентации к своим занятиям, которые помогли усвоить учебный материал и, что самое важное, помогали детям получить возможность повторять его дома самостоятельно.
Обычно мои уроки включали в себя простые упражнения «на письмо и речь», игры, небольшие обучающие кукольные спектакли, песни.
Теперь мои уроки включают в себя и презентации, о которых я кратко расскажу в данной работе.
1. Целью создания презентации “The Alphabet” являлось привлечение детей к изучению английского алфавита с помощью красочных картинок и анимации.
Для изучения каждой буквы алфавита были подобраны изображения предметов и сюжеты с данными предметами, которые визуально позволяли соотнести букву и конкретный предмет, английское название которого начинается с данной буквы.
В этой презентации я использовала рифмовки, которые включали в себя слова, начинающиеся с представляемой буквы или содержащие ее. При изучении таких рифмовок обращалось внимание детей на выделенные буквы. Этим самым в результате неоднократного повторения ребенок быстрее запоминал новую букву.
Для каждой буквы и рифмовки на листе располагались специальные значки, нажав на которые можно неоднократно прослушать произношение рифмовки. Это позволяло детям самостоятельно повторять дома изученный на уроке материал и готовиться к очередному уроку.
2. Презентация “Grammar” посвящена тому, чтобы помочь детям понять слова, означающие личные местоимения, их место в английском предложении и порядок слов в английских предложениях. В презентации наглядно представлено образование притяжательного падежа.
3. В презентации “Appearance and Character” использованы сказочные гномы, образ доброй Белоснежки и злой мачехи, которые помогли мне, как учителю, показать детям слова, относящиеся к внешности и характеру людей, и понять их. Ведь каждый герой этой сказки представлен яркой внешностью и ярко выраженными чертами характера.
Когда я представляла героя и рассказывала о нем, дети догадывались об определенной его черте характера. Впоследствии, связывая черту характера с определенным героем, они легко запоминали значение слова, обозначающего эту черту характера.
В этой презентации дети научились читать слова, связанные с внешним видом и характером героя, не только по буквам, но и в транскрипции. Для этого они сначала необходимое количество раз в записи прослушивали произношение каждого слова, после чего выключали звук и проверяли, как запомнили его: сами воспроизводили само слово, транскрипцию слова и его значение.
Конечно, для каждого ребенка необходимо разное количество повторов. Для тех детей, которым все же не удавалось запомнить слова на уроке, этот материал помогал дома, в спокойной обстановке, повторять слова. Таким образом, ребенок становился более уверенным в себе. Последующий успех на уроке укреплял его желание и интерес к дальнейшему изучению английского языка. Это все происходило на моих глазах, и я еще более убеждалась в том, как важно именно в этом возрасте прививать и поддерживать интерес к изучению английского языка.
Материал всех презентаций можно использовать для показа на каждом уроке в соответствии с программой или на обобщающем занятии, а так же после длительного перерыва в обучении (например, после каникул).
Созданные презентации также удобно использовать для обучения детей с ограниченными возможностями. В этом я неоднократно убеждалась, обучая на дому таких ребят.
Данные презентации можно использовать не только совместно с учебно-методическим комплексом (УМК) «Английский с удовольствием», но и как самостоятельные пособия или в дополнения к другим учебно-методическим комплексам.
Мои выводы об использовании материала презентаций были подтверждены также следующим исследованием.
Освоение учениками одного и того же класса тем уроков, которые сопровождались презентациями, оценивалось мною на уровне среднего балла 4,5 (по 5 бальной шкале). Я старалась быть предельно объективной. В то время как другие темы, которые не сопровождались презентациями, освоены этим же классом на уровне среднего балла 3,5.