Цели урока: закрепить знания учащихся по темам.
Задачи:
Образовательные:
5 кл. Закрепить базовые представления об образовании обыкновенных дробей, числителе и знаменателе.
8 кл. Закрепить алгоритм действий деление многозначных чисел в пределах 1000000 на однозначное число.
9 кл. Отработать умения нахождения 1% или нескольких процентов от числа.
Коррекционные:
1. Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы, как мышление, внимание.
2. Развивать самоконтроль через взаимопроверку и проверку примеров обратным действием.
3. Развивать устную речь: давать полные ответы на вопросы, включать в речь математические термины, комментировать решение примеров по алгоритму.
Воспитательные:
Формировать:
1) активность детей на уроке,
2) навыки, самостоятельность работы,
3) умение работать во взаимодействии друг с другом,
4) умение слушать товарища, учителя.
Оборудование урока: индивидуальные карточки, цветные мелки, демонстрация слайдов (1 – 3).
Ожидаемый результат.
В результате настоящего урока, ожидается что:
5 класс
У учащихся закрепляется:
1) понятие образования обыкновенных дробей (числителя и знаменателя);
2) умение правильно называть правильные дроби.
8 класс
1. Закрепить алгоритм деления многозначных чисел в пределах 1000000 на 1 – 2 значное число.
2. Отработать умения проверки обратным действием
3. Закрепиться умение комментировать свои действия.
Ход урока.
1 Организационный момент:
- подготовка рабочего места;
- настрой на урок.
2 Сообщение тем, цели и задач.
3 Знакомство с критериями оценивания, на парте у каждого учащегося «Лист успеха», отмечены знания и умения, за что можно заработать баллы.
Лист успеха.
Устный счёт
Математический диктант
Знание правил
Работа у доски
Самостоятельная работа
Решение задач.
Умения.
Умею слушать другого
Умею давать полные ответы
Умею работать в паре с товарищем
Умею контролировать себя.
Оценки.
За:
+++ - «3»
++++ - «4»
+++++ - «5»
4 Устный счёт.
Вспоминаем пословицу про математику: «Математику учить - ум точить».
Инструкция: называть компоненты действий математическими терминами. Слайд №1 (Приложение1).
5 Математический диктант (Развитие слухового внимания, логического мышления).
Составь дробь: числитель 7
знаменатель 8
Составь примеры и реши их:
- шесть десятков увеличить в 10 раз;
- делимое 720, делитель 2, найди частное
- найди 1\2 часа.
Проверка через комментирование. (Развитие математической речи, самоконтроля).
6 Вопросно – ответная беседа: «Вспоминаем правила, приводя примеры из жизни».
Как образуется обыкновенная дробь?
5 класс
Что такое числитель?
Что такое знаменатель?
Что такое процент?
9 класс
Как найти 1%, несколько процентов?
(Развитие умения давать полные ответы.)
Вывод:
Ученик: чтобы правильно решать примеры и задачи, мы должны знать правила.
Учитель: Какие правила мы соблюдаем в жизни?
Ученик: ПДД, правила поведения в общественных местах, правила поведения в школе.
Учитель: Почему мы должны соблюдать правила?
Ученик: Потому что жить по правилам удобно.
7 Коллективная работа (Применение правил на практике).
8 класс.
Задание с комментированием у доски (по карточке). (Развитие логического мышления, умения комментировать свои действия). Слайд№2 (Приложение 2)
5 класс
Составь дроби, сравни их по парам.
Сложи любые две дроби.
Выпиши наименьшую дробь, докажи, пользуясь правилом.
Слайд №3 (Приложение 3).
(В пятом классе 4 учащихся, каждый выбирает дробь и комментирует образование дроби – запись на доске, следующие задания выполняют по очереди, по желанию.)
Перед выполнением заданий учащиеся настраиваются на рабочую «волну». Для снятия чувства страха каждый получает установку: «Я имею право на ошибку.
9 класс
Задача.
(Развитие логического мышления, умения выделять главное, рассуждать.)
Доход от работы молодёжного кафе составляет 90000 рублей в месяц. 30% от дохода составляет фонд заработной платы. Сколько рублей составляет фонд заработной платы?
Краткая запись. Решение. Ответ.
(Работа у доски в тетрадях.)
8 Самостоятельная работа.
Задания по уровневым карточкам: индивидуально и в парах.
(Развитие умения работать самостоятельно.)
5 класс
Карточка №1 (Уровень II)
Начерти отрезок длиной 10 см. Раздели его на 5 равных частей.
(Сначала составь пример, узнаешь сколько см. одна часть. Дугой выдели 2 части. Составь дробь.) (Работа в паре.)
Карточка №2 (Уровень II) (Приложение 4).
Карточка №3 (Уровень I)
Начерти 2 прямоугольника со сторонами 8 см и 1 см.
Раздели первый прямоугольник на 2 равные части. Заштрихуйте 1 часть. Составьте дробь.
Второй прямоугольник раздели на 4 равные части. Заштрихуйте 3 части. Составьте дроби. Сравните составленные дроби > , <, =
8 класс
Карточка №1 (Уровень II)
Задача.
Рейку длиной 136 см распилили(главное слово) на куски по 8 см каждый.
Сколько кусков получилось?
Карточка №2
Составь примеры и реши их.
Делимое 86560, делитель 40. Чему равно частное?
Делимое 51450, делитель 70. Чему равно частное?
9 класс
Карточка №1
1. Вспомните, как найти одну часть от числа.
Образец: 1/3 от 27 р.
27 р.: 3 = 9р.
2. Найдите 4/5 от 300 р.; от 480 км.
Прокомментируйте свои действия.
Карточка №2
Задача.
Показания счётчика на конец ноября составляют 73565 квт, предыдущие показания равны 73025 квт.
Сделайте расчёт электроэнергии, сколько рублей нужно заплатить за ноябрь. (Помните, 1 квт. Стоит 2 р. 77 коп).
Выбрать правильный ответ, прокомментировать решение задачи. Выбрав правильный ответ узнаешь, кто написал рассказ «Злоумышленник».
А) А.М. Горький – 1496 руб. 10 коп.
Б) А.П. Чехов – 1495 руб. 80 коп.
(Развитие познавательной деятельности).
Учащиеся подходят к учителю с выполненными заданиями и комментируют действия.
Итог урока.
Учитель: «Какие правила мы сегодня повторили?»
Учащиеся по цепочке повторяют правила, подкрепляя примерами.
5 класс по теме: «Образование обыкновенных дробей».
8 класс: «Деление многозначных чисел на однозначное число».
9 класс: «Нахождение 1% или нескольких процентов».
Учитель: «Назовите качества человека, которые помогли вам получить успех, заработать хорошие оценки».
Учащиеся поднимают руку и отвечают:
й ученик: «Заработать хорошие оценки нам помогло старание, желание закрепить знания».
й ученик: «Ещё нам помогло умение слушать».
й ученик: «Помогло трудолюбие, внимание».
Учитель: «Ребята! Поднимите руку, кто получил удовольствие от урока?»
(Почти все ребята подняли руки.)
Учитель: «У меня тоже хорошее настроение, благодарю вас за работу».
Рефлексия.
Учитель: «Какие трудные места нам нужно запомнить, чтобы не было ошибок?»
1-й ученик (5 кл.): «Мы должны помнить правила сравнения обыкновенных дробей».
2-й ученик (8 кл.): «Когда мы делим многозначное число на однозначное число, в алгоритме действий есть одно «трудное» место, а именно «сношу следующую цифру, если она меньше делителя, то не забываем в ответ писать 0 (например:……)» (Учащийся комментирует на примере).
Затем учащиеся отмечают «+» свои успехи в «листе успеваемости», что не получилось отмечают знаком «-».
Учитель соотносит своё оценивание, даёт качественную оценку каждому из учащихся, сравнивая с самим собой, например, Павроз Вика: «На данном уроке, Вика, ты была более активной, старалась комментировать свои действия, поэтому можно поставить тебе «4».Ребята, вы согласны со мной?»
(Учащиеся соглашаются, в итоге Вика получает «4»: были допущены ошибки в подсчётах на таблицу умножения.)
Вика делает вывод: «Я должна повторить таблицу умножения».
Далее учитель выставляет оценки в дневники.
Домашнее задание.
Учитель: «Я предлагаю выполнить похожие д/задания по уровневым карточкам, т.е. на «5»
«4»
«3».
Учитель даёт инструкцию по выполнению задания.
«Кто желает поработать с учебником? Предлагаю следующие задания».
5 кл. - №312
8 кл. - №464
9 кл. - №489