Задачи: Закреплять знания детей по лексической теме «Овощи»; расширять и закреплять словарь по теме; упражнять в подборе определений; продолжать учить разгадывать загадки; развивать логическое мышление внимание память, мелкую моторику; закреплять умение составлять рассказ-описание; совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением.
Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением овощей, загадывание загадок, чтение художественной литературы (Кульская И.К. «Мы огородники»), заучивание стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла».
Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая.
Оборудование: Панно, картинки по лексическим темам, волшебная палочка, конверты с заданиями.
Ход игры-путешествия.
1.Организационный момент:
В группу входит педагог в образе Феи и приглашает детей в страну « Правильной речи».
Фея: Здравствуйте, мои милые ребята! Я пришла, чтобы пригласить вас в гости. Я – Фея из страны « Правильной речи», попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?
Дети: Хотим.
Фея: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие с помощью моей волшебной палочки. Но волшебство этой палочки действует только на тех, кто отгадывает загадки.
Фея: Угадать совсем не трудно,
Всякий догадается!
Лист упругий, изумрудный
В кочан завивается!
Дети: Капуста
Фея: За кудрявый хохолок
Лесу из норки поволок.
На ощупь гладкая,
На вкус, как сахар-сладкая.
Дети: Морковь
Фея: Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я …
Дети: Свекла
Фея: Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в зале мы испекли,
Ели да хвалили?
Дети: Картошка
Фея: В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят
Дети: Помидор
Фея: Ребята, а как можно назвать одним словом то, что вы отгадали.
Дети: Овощи
Фея: Какие овощи вы ещё знаете?
Дети: Лук, огурец, репка, редис.
2.Основная часть:
Фея: Молодцы! Все отгадали загадки, и мы оказались в стране правильной речи. Страна это необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой
красивый цветок. А вы знаете, как он называется?
Дети: Цветик-семицветик.
Фея: Правильно, а кто знает, почему он так называется?
Дети: У него семь лепестков разного цвета
Фея: Да этот цветок непростой, в нём скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, нам надо открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 7-столько же, сколько лепестков у цветика-семицветика. Мы должны выполнить все задания, а затем открыть лепестки под такими же номерами. Ну что, начнем! Тогда ищите 7 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания (Конверты предварительно спрятаны воспитателем перед занятием, но так чтобы дети смогли их найти без труда; дети приносят конверты, находят с цифрой 1)
Задание: «Подбери признак»
Фея: Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов о нём, какой он. Морковь (свекла, капуста, репа) - какая?
Дети: Вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая.
Фея: Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)-какой?
Дети: Вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький.
Фея: Правильно, с первым заданием вы справились, можно открыть лепесток с цифрой 1(открывают букву М)
Ребята находят конверт №2.
Игра с «волшебной палочкой»
Фея: Я задаю вопрос и передаю, кому-нибудь палочку. У кого она окажется, тот и отвечает
Фея: Расскажи как убирают овощи.
-Помидор
-Срывают
-Картофель
-Выдёргивают
-Капусту
-Срезают
-Редис
-Выдёргивают
-Горох
-Срывают
-Кабачок
-Срезают
(Открываем лепесток с цифрой 2 и с обратной стороны буква О)
Ребята находят конверт №3
Игра «Фея»
Фея: Я люблю радовать детей, дотрагиваюсь до любого предмета волшебной палочкой, и он становится сразу желанным и любимым. Я даю вам мою волшебную палочку. Дотронься волшебной палочкой до овоща и назови его ласково.
Дети: Огурчик, лучок, морковка, тыковка, чесночок, помидорчик, укропчик, репка. Редечка
(Открываем лепесток с цифрой 3 и, буква Л)
Ребята находят конверт №4
Физминутка «Урожай» (Координация речи с движением)
В огород пойдём, урожай соберём (Идут по кругу, взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем ( «Таскают»)
И картошки накопаем («Копают»)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный (Показывают круг руками)
Щавеля нарвём немножко («Рвут»)
И вернёмся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки)
(Открываем лепесток с цифрой 4, с обратной стороны буква О)
Ребята находят конверт №5
Игра «Один-много»
Фея: Я буду называть один овощ, а вы много овощей (Напр.: дом-дома)
-Помидор
-Помидоры
-Огурец
-Огурцы
-Тыква
-Тыквы
-Кабачок
-Кабачки
(Открывают лепесток с цифрой 5, букву Д)
Ребята находят конверт №6
«Сравни овощи»
-Репа сладкая, а морковь…
-Слаще
Капуста большая, а тыква…
-Больше
Кабачок зелёный, а огурец…
-Зеленее (зеленей)
-Картофель твёрдый, а тыква…
-Твёрже
-Помидор красный, а свекла…
-Краснее
Редис мелкий, а горох…
-Мельче
(Открывают лепесток 6, букву Ц)
Фея: Давайте ребята немного отдохнём и поиграем в одну интересную игру «Однажды хозяйка с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла. Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем. Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала. Загибают по одному пальчику на руке
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
Ребята находят конверт №7
«Узнай по описанию»
Ребёнок выбирает картинку с изображением овоща, не показывая её другим детям и не называя, описывает овощ по мнемотаблице. Остальные дети по описанию должны узнать этот овощ(4-5 рассказов)
Фея: Пора нам открывать последний лепесток (открывают букву Ы)
Фея: Какое же слово у нас получилось? Кто может его прочитать?
Дети: «Молодцы»
3.Итог занятия:
Фея: И я тоже хочу сказать, что вы молодцы. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. В стране Правильной речи вы все изменились: стали умнее. И за это каждый получает подарок. А теперь нам пора в детский сад, где мы обязательно расскажем родителям про наше путешествие.