Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с представителями царства бактерии, их строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле.
Задачи урока:
- образовательная: сформировать понятия бактерии, бациллы, спириллы, вибрионы, кокки; показать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, позволяющие выделить их в отдельное царство;
- развивающая: формировать умение делать выводы на основании полученной информации, навыки исследовательской деятельности и практической работы с микроскопом;
- воспитательная: обосновать необходимость соблюдения правил личной гигиены.
Оборудование: компьютер, проектор, микроскопы, микропрепараты бактериальных клеток картофельной палочки, стакан с водой, пробирки с аквариумной водой и почвой.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, настраивает на хорошую плодотворную работу.
2. Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
- Каково строение растительной клетки?
- Какие виды тканей имеются у растений?
Проблемная ситуация (в итоге учащиеся формулируют тему урока)
Слайд № 2. Сегодня у нас необычный урок
– мы отправляемся в путешествие. Для этого вы
поделитесь на три группы или команды и выберите
капитана. Представьте, что мы – путешественники
во времени. Я перевожу часы на машине времени на
3,5млрд. лет назад. Что мы можем увидеть в это время
на Земле? Вода занимает большее пространство.
Суша – каменистая равнина. В воздухе нет
кислорода, зато есть аммиак, сероводород, метан и
пары воды. Целью нашего перемещения являются
поиски жизни.
Господа исследователи, где нам искать жизнь?
(каждая группа высказывает свои предположения).
Ответ: жизнь можно обнаружить в воде.
Зачерпнем немного океанической воды и вернемся в
наше время. Та форма жизни, которая находится в
этом стакане, – объект нашего сегодняшнего
изучения. Догадались, о чем идет речь?
Ответ: это бактерии.
3.Изучение нового материала:
Слайд № 3. Тема урока – царство
бактерии. Запись темы урока в тетради.
Сегодня на уроке мы познакомимся с
представителями царства бактерии, их строением и
жизнедеятельностью, узнаем, почему бактерий
выделили в самостоятельное царство.
Бактерии – это первые организмы на нашей
планете. Возникли они около 3,5млрд. лет назад.
– Где можно обнаружить бактерий? (учащиеся
высказывает свои предположения)
Ответ: вода, воздух, почва, организмы.
Практически нет места на Земле, где бы не
встречались бактерии.
Они живут во льдах Антарктиды при температуре –
83 Сo и в горячих источниках, температура
которых может достигать + 90 Сo. Некоторые
бактерии переносят очень высокую соленость
среды, в частности, это единственные организмы,
обнаруженные вМертвом
море. В атмосфере они присутствуют в каплях
воды, так в городах дождевая вода содержит
гораздо больше бактерий, чем в сельской
местности. Растения, животные и человек также
заселены бактериями. Особенно много бактерий
обитает в кишечнике человека и на коже рук.
– Но почему же мы ни видим бактерий на коже?
Бактерии — это живые организмы, настолько
маленькие, что их можно рассмотреть только в
микроскоп. Только представьте себе, что:
– в 1мл воды содержится 6тыс. бактерий
(демонстрация пробирки с аквариумной водой),
– в 1г почвы – несколько млн. (демонстрация
пробирки с почвой). Поэтому не забывайте мыть
руки перед едой и после туалета.
Слайды №4-5. Видеофрагмент. Первым человеком, увидевшим микроорганизмы, был нидерландский натуралист, конструктор микроскопов – Антони ван Левенгук в 17 веке.
– Давайте и мы познакомимся с бактериями. Опыт мы с вами заложили на прошлой неделе. А теперь посмотрим на его результат.
Слайд № 6. Работа в группах с микроскопом. (см. Приложение)
Задание № 1 всем группам: Рассмотрите
под микроскопом бактерии картофельной палочки.
Определите форму бактерии, зарисуйте.
Представителю от каждой группы необходимо будет
рассказать о полученных результатах.
Раньше ученые относили бактерий к царству
Растения, но сегодня их выделяют в
самостоятельное царство, нам необходимо
выяснить почему?
Слайд № 7. Прежде всего, давайте
рассмотрим строение бактериальной клетки. Вы уже
знаете строение растительной клетки, сейчас
перед вами бактериальная клетка, какие части вам
знакомы?
Ответ: оболочка, цитоплазма.
1) Оболочка бактерий состоит из 3 слоев, 1 слой – мембрана, 2 – клеточная стенка, 3 – внешняя оболочка, обычно слизистая капсула. Оболочка придает форму, защищает и проводит питательные вещества.
2) Цитоплазма – внутренняя среда клетки, осуществляет связь между органоидами и транспортирует вещества.
Слайд № 8. – Скажите, чего нет в бактериальной клетке по сравнению с клеткой растений?
Ответ: пластид, ядра.
– Действительно, в клетках бактерий нет этих органоидов.
3) В клетках бактерий нет оформленного ядра, но ядерное вещество имеется, будем называть его неоформленным ядром, у большинства бактерий оно распределено в цитоплазме.
4) Жгутик – вырост оболочки. Он обеспечивает передвижение. Некоторые бактерии не имеют жгутика.
Запись в тетради. Строение бактериальной клетки:
– Сделайте рисунок бактерии и подпишите названия частей бактериальной клетки.
Задание № 2 всем группам: почему бактерии не относятся к царству растений?
Ответ: бактериальная клетка отличается по строению от растительной, в ней отсутствуют пластиты, ядро и вакуоли, имеются дополнительная оболочка.
Слайд № 9. Задание № 3 всем группам: Используя слова на экране, составьте предложение, которое будет выводом о том, как устроены бактерии. Запишите свое предложение, и представитель от каждой группы прокомментирует ответ.
Ответ: бактерии – просто устроенные, одноклеточные организмы.
Слайд № 10. Бактерия в переводе
означает – палочка, именно такую форму имеет
большинство бактерий. Бактерии с палочковидной
формой клетки называют бациллами.
Бактерии извилистой формы называются –
спириллы.
Бактерии, имеющие форму в виде запятой, носят
название вибрионов.
И последняя форма в виде шара, такие бактерии
называют кокками.
Кроме этого, бактерии могут жить колониями.
Например, стрептококки, живущие у нас ротовой
полости и на зубах. Обратите внимание, у них нет
жгутиков. Необходимо чистить зубы два раза в день
по три минуты, не давая покоя этим вредным
бактериям.
Таким образом, выделяют 4 основные формы
бактериальных клеток.
Запись в тетради: формы бактерий. Зарисуйте и подпишите название.
Слайд № 11. Задание № 4 всем группам. Определите форму бактерии на фото под цифровым микроскопом.
Ответ: 1. Спириллы 2. Вибрионы 3. Кокки 4. Бациллы
– Продолжим наше исследование. Почему бактерии — одноклеточные, просто устроенные организмы — существуют в природе наряду с высокоорганизованными?
1) Благодаря ничтожным размерам бактерии легко проникают в трещины, щели, поры. 2) Образуют споры.
Слайд № 12. В неблагоприятных условиях цитоплазма бактериальной клетки сжимается и отходит от оболочки, образуя новую более плотную. Такую бактериальную клетку называют спорой. При наступлении благоприятных условий споры набухают, оболочки разрываются, и молодые сформировавшиеся клетки выходят наружу.
Слайд № 13. Споры очень стойки:выдерживают длительноевысушивание, кипячение в течениенескольких часов, сухое нагревание до140 С. Споры бактерии картофельной палочки, которую мы сегодня рассмотрели, попадая вместе с мукой или дрожжами в тесто, не погибают при выпечке хлеба и могут вызвать «тягучую», или «картофельную», болезнь хлеба. Если он долго полежит в теплом месте, то становится слизистым и тягучим, приобретает неприятный запах. Поэтому в жару хлеб необходимо хранить в прохладном месте, но не дольше 2 дней.
Запись в тетради: бактерии образуют споры в неблагоприятных условиях.
3) Большая скорость размножения.
Слайд № 14. Рассмотрите рисунок,
определите, как размножаются бактерии?
Бактерии размножаются делением. У бактерий не
существует мужских и женских особей. У самых
быстрорастущих бактерий деление происходит
через каждые 20 мин. Если бы существовали
благоприятные условия и было достаточно пищи,
бактерии размножались бы беспрерывно. Бактерии,
вызывающие ангину, попав в организм, за сутки
делятся несколько тысяч раз, вызывая боль в
горле, озноб, слабость. Помните о том, что человек,
болеющий ангиной, через воздух быстро заражает
остальных, поэтому лучше остаться дома, пока не
вылечитесь.
Запись в тетради: бактерии размножаются делением клетки надвое.
4) Разнообразные способы питания.
Слайд № 15. Питание осуществляется
всей поверхностью клетки. Пожалуй, нет такого
органического вещества, которое не подошло бы в
пищу тем или иным бактериям. Большинство
бактерий используют готовые органические
вещества. Лишь некоторые из них создают
органические вещества из неорганических.
Например, цианобактерии могут питаться в
процессе фотосинтеза, выделяя кислород в
атмосферу. Бактерии, питающиеся готовыми
органическими веществами можно поделить на две
группы: сапротрофы и паразиты. К сапротрофам
относятся бактерии гниения и брожения. Благодаря
их жизнедеятельности происходит разложение
опавших осенью листьев, трупов животных и
человека.И все это превращается вперегной, удобряющий почву. Они
своеобразные санитары нашей планеты.
Бактерии паразиты способны проникать в ткани
растений, животных и человека, угнетая
организм.Например, возбудитель туберкулёза –
бактерия – палочка Коха. Палочка может жить в
организме, не вызывая болезни. Но если человек
плохо питается, курит, употребляет наркотики, его
иммунитет ослабевает, и бактерия быстро
размножается. Она поражает все органы человека,
но чаще легкие.
Запись в тетради: зарисуйте схему питания бактерий.
4. Закрепление:
Слайд № 16. Ответьте на вопросы.
Задание группе № 1. Почему бактерии
выделили в отдельное царство?
Задание группе № 2. Почему бактерии
сохранились с древнейших времен до наших дней?
Задание группе № 3. При скорости
размножения потомство от одной бактерии за 5
суток может образовать массу, способную
заполнить все моря и океаны. Но этого не
происходит. Как вы думаете, почему?
Слайд № 17. Д/З Подумайте над вопросом: возможна ли жизнь на нашей планете без бактерий?
5. Рефлексия:
– Что было сложным на уроке?
– Что вам особенно понравилось на уроке?
– Где вы можете применить полученные на уроке
знания?
6. Подведение итога и комментирование оценок.
Список используемых источников:
Литература: Пасечник В.В. Учебник Биология 6 кл. Бактерии, грибы, растения.– М.: Дрофа, 2002.
Веб-страницы:
- http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/BAKTERII.html-энциклопедия Кругосвет
- http://offline.by/forum/index.php?showtopic=117458&st=255 – фото льды Антарктиды
- http://kuda.su/tags/%E3%E5%E9%E7%E5%F0%EE%E2/ – фото гейзер
- http://oformi.net/gallery/priroda/18538-ubcs-el.html – капли воды
- http://cryazone.com/9839-bakterii-pod-mikroskopom.html – фото бактерии под микроскопом
- http://kmk-info.ru/tag/nauka-i-zhizn – фото бактерии M.tuberculosis
- http://www.youtube.com/watch?v=b-47L5vFc0g – видеофрагмент А.Левенгук
- http://www.youtube.com/watch?v=CaN6ajr9Kqc – видео Земля