Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждениях.
Использование данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.
Одним из наиболее эффективных методов формирования основ здорового образа жизни является – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Реализация проекта «Будем сильными, веселыми, смелыми, здоровыми!» позволила задействовать различные виды детской деятельности.
Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому проект предусматривает взаимодействие всех участников дошкольного образовательного учреждения и семьи, полноправными участниками стали и социальные партнеры: школа № 34, музей камня, выставка народной игрушки.
Работа над проектом проходила в несколько этапов:
I этап – проектный (поисково-теоритический)
II этап – организационно-содержательный
(экспериментально-методический)
III этап – итоговый
(заключительно-обобщающий)
Цели проекта: воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры, формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Задачи проекта:
- Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
- Формировать оптимистическое миро- и самоощущение.
- Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
- Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
- Формировать у дошкольников опасных для жизни последствий своих поступков.
- Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, футбол, ритмика)
- Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
- Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
- Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих противоречий между:
- потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья
- подрастающего поколения с другой;
- потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и уровнем сформированности умений здорового образа жизни в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.
Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, теоретическая и практическая значимость для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему исследования: каким образом можно спроектировать и проверить эффективность модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи, обеспечивающей успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста?
На основании выделенных противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании технологии взаимодействия образовательного учреждения и семьи в процессе формирования основ здорового образа жизни.
Объектом исследования выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.
Предметом исследования является педагогическая технология взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающая успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.
Гипотеза исследования: организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни будет осуществляться наиболее эффективно, если:
- использована модель взаимодействия ДОУ и семьи, основанная на идее единства воспитательного воздействия;
- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;
- подготовка педагогов будет носить опережающий характер;
- разработана технология дифференцированного взаимодействия, учитывающая последовательность включения родителей в образовательный процесс ДОУ;
- созданы определенные педагогические условия: открытость ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия участников педагогического процесса, обучение методам педагогической рефлексии.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
- Осуществить теоретический анализ различных подходов к проблеме взаимодействия ДОУ и семьи;
- Выявить педагогические условия организации процесса формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в ДОУ;
- Разработать педагогическую модель взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей и экспериментально проверить эффективность данной модели;
- Разработать методические материалы по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- логический анализ психолого-педагогической и филосовской литературы
- диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, тесты, моделирование, проектирование, анализ документации, наглядная агитация)
- педагогический эксперимент
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных
Научная новизна проекта заключается в том, что:
- Дополнено содержание понятия «основы здорового образа жизни», которое включает формирование элементарных представлений о человеческом организме, факторах поддержания и укрепления здоровья, наличие привычки здорового образа жизни, понимание значимости собственного здоровья от состояния окружающей экологической среды.
- Определена и экспериментально проверена модель педагогического
- взаимодействия в формировании основ здорового образа жизни в системе «ребенок – родитель – педагог».
- Разработана система педагогических условий успешного формирования основ здорового образа жизни у семей различного уровня социализации: открытость ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия участников педагогического процесса, обучение методам педагогической рефлексии.
Значимость данного проекта заключается:
- в обосновании возможности и необходимости улучшения здоровья ребенка для успешной его социализации с использованием специально разработанной модели взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни;
- в разработке педагогической технологии формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- разработке диагностики, позволяющей определить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- в переориентации педагогов и родителей на здоровый образ жизни, пополнение багажа теоретических знаний;
- овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры;
- приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни;
- активное участие в оздоровительных мероприятиях;
- в формировании адекватных представлений о собственном организме у детей дошкольного возраста, осознании самоценности своей жизни и ценности жизни другого человека;
- в формировании потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в поддержании здорового образа жизни другого человека;
- привитие элементарных навыков профилактики и гигиены, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, формирования оптимистического миро- и самоощущения.