Заговори, чтоб я тебя узнал
Сократ
Цели урока:
- доказать, что каждому человеку необходимо пополнять словарный запас
- каждому человеку нужно работать над речью, избегать повторов, ненужных слов (слов-сорняков)
Оборудование:
- мультимедийная установка
- фильм «Двенадцать стульев» (эпизод)
- песни на стихи Б. Савельева и А. Хайта («Песенка про тавтологию» и «Песенка про лишние слова»)
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
- Наш урок – урок развития речи, один их тех, на которых мы узнаём, как люди общаются, как лучше говорить, чтобы найти взаимопонимание, вызвать сопереживание, повлиять на чувства и поступки людей.
Ум, который не может воплотиться в слова, подобен Джину, сидящему в бутылке, волшебства которого не применено.
Тема нашего урока – «Речь богатая и бедная». Мы узнаем, как, почему бедную речь так назвали, как бы жалея её. Узнаем, как нужно пополнять словарный запас, чтобы речь стала богатой.
Повторение пройденного материала.
Учитель:
- Какую речь называют правильной?
Ученик:
- Это речь без ошибок, без нарушений норм.
Учитель:
- Какую речь называют выразительной?
Ученик:
- Удачную, уместную, успешную, эмоционально выразительную.
Изучение нового материала.
Учитель:
- Мы продолжаем разговор о речи. Итак, речь бедная и богатая. Обратите внимание на эпиграф. Эти слова принадлежат древнегреческому философу Сократу. Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Ученик:
- По речи можно составить представление о человеке.
Учитель:
- Если незнакомый человек скажет «без пальта я пошел в магазин», вы заметите ошибку? Что вы подумаете об этом человеке?
На экране отрывок из произведения А. Минчковского. Прочитаем и ответим на вопрос: почему Люся подумала, что новенький – двоечник?
Читает ученик:
«Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него и радовались, что на урок остается меньше времени.
- Где же ты учился, Сережа Ёлкин?
- Теперя? В этом году?
- Ну, разумеется.
- Теперя в 35 школе.
- А раньше?
Раньше начал в 147, а еще первее – в 549.
В классе сделалось совсем тихо.
- Садись вон туда, - Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.
- Я не хочу сидеть с двоечником, - заявила Люся».
Учитель:
- Что вы скажете о речи Коли Ёлкина? Почему Люся решила, что он двоечник?
Ученик:
- Это речь безграмотная и очень бедная.
Учитель:
- Можно ли утверждать, что речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт? По этой визитке составляется впечатление о человеке.
Ответы учеников.
Учитель:
- Интересно ли вам слушать речь, в которой повторяются одни и те же слова, предложения строятся одинаково и похоже звучат по интонации?
Ученик:
- Конечно, нет. Все хотят научиться хорошо говорить, чтобы речь была богатой.
Учитель:
- Если бедная речь – речь однообразная, значит, богатой называют разнообразную речь?
Богатство языка накоплено веками. Словари отражают сокровища языка. Любой язык богат. Самый большой словарь русского языка насчитывает 17 томов.
Богатство речи определяется тем, что и как из накопленного использует человек. Богатство речи зависит от того, насколько человек сам стремится овладеть языком, обогатить свою речь.
Посмотрим сюжет из кинофильма «Двенадцать стульев». Фильм снят по произведению Ильфа и Петрова. Обратите внимание на героиню Эллочку.
Просмотр эпизода
Вопросы, на которые отвечают учащиеся после просмотра:
- Сколько реплик у Эллочки?
- Какие повторяются?
- Приятно ли говорить с такой собеседницей?
- Почему её назвали людоедкой?
Учитель:
- Станет ли ваша речь богатой сама по себе, без каких-либо усилий с вашей стороны?
Ученик:
- Конечно, нет. Для этого необходимо учиться, читать художественную литературу.
Учитель:
- Действительно, невыразительная, бедная, лишённая оттенков интонации речь лишает язык благозвучности, красоты, гибкости.
Хочу предотвратить ещё одну очень распространенную ошибку в речи – это повторение ненужных слов. Такое явление называется тавтологией. Эти лишние слова ничего не прибавляют к сказанному, а только портят впечатление от речи.
Слушаем шуточную «Песенку про тавтологию»
(музыка Б. Савельева, слова А. Хайта)
Мы вам песенку споём,
Песенку с ошибками.
И хотим, чтоб вы её
Встретили с улыбками.
Пусть смеются каждый раз
Даже люди строгие,
Если в песенке у нас
Встретят тавтологию.Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет громко в небе голубом.
Ещё люблю, когда холодные морозы
Покроют льдом, заледенят карниз,
Снежинки с неба падают как слезы,
На землю приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами всё плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.Спели песенку для вас,
Песню с тавтологией.
И, наверное, не раз
Улыбнулись многие.
Ну, а если у ребят знания улучшатся, -
Значит, верно говорят:
На ошибках учатся!
Учитель:
Поняли ли вы, какое явление называют тавтологией?
Почему «грохочет громко» и «на землю приземляюсь» - это тавтология? Почему нельзя так говорить?
Ответы учеников.
Учитель:
- Представьте себе такую ситуацию: вы – диктор на телевидении, через несколько минут выход в эфир. Произошли изменения в программах вечерних телепередач, вы должны оповестить об этом зрителей, а служба информации подготовила для вас текст объявления. Можно ли выходить с ним в эфир?
На экране текст:
« Приносим вам свои извинения по поводу изменений в телепрограмме.
Сегодня вечером по первой программе мы будем передавать концерт популярной эстрадной певицы…. В программе Российского телеканала будем передавать фильм-спектакль….. По Московской программе будет передаваться информационно-музыкальная программа…. По образовательной программе будет передаваться фильм… на английском языке. По Санкт-Петербургской программе будет передаваться футбольный матч между командами…. По программе СТС будет передаваться кинокомедия….»
Учащиеся отвечают, что выходить в эфир с таким текстом нельзя.
Учитель:
- У вас есть несколько минут, чтобы всё исправить. На экране слова-подсказки:
Выступать, транслировать, показывать, повторять, сможете познакомиться, встретиться, увидеть, побывать, приглашаем посмотреть.
Какие имена, названия фильмов, спектаклей, названия команд вы можете использовать?
Через 4 минуты учащиеся читают исправленный текст (у каждого из учащихся имеются заготовки для работы над текстом)
Учитель:
- Вам предлагается оценить мастерство рассказчика.
Специально подготовленный учащийся читает стихотворение Мошковской.
Такая, впрочем, история
Жил-был, этот, как его,
Ну и, значит, и того
Жило это самое
Со своею мамою.
Был ещё один чудак –
Это, вобщем, значит, так,
И его любимый зять.
Звали зятя Так Сказать.
А жену звали Ну,
А соседа звали Это,
А родители его –
Видишь ли и Видите ли…
А ещё какой-то Э-Э-Э
Жил на верхнем этаже.
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Учащиеся делают вывод, говорят о том, что из этого рассказа ничего нельзя понять, так как рассказчик вовсе не владеет речью. Речь его бедная.
Учитель:
- Послушаем ещё одну песенку (музыка Б. Савельева, слова А. Хайта)
Песенка про лишние слова
Видит как-то гражданин, Он звонит по «01», - Я не знаю, как начать… Я звоню вам, так сказать, В общем, значит, стало быть, Можно трубку положить: - Как проехать на вокзал?- Пассажир один сказал, - В общем, где-то, так сказать, |
Просто тут рукой подать, Я вам, значит, заодно Вы проехали давно. Кот нахально влез на стол, Тут хозяин подошёл - Вы, Василий, не того, Не для вас для одного… В общем, я хотел сказать, Кот давно котлету съел, |
Лишние слова, лишние слова
Говорить не будем!
В ерунде такой
Пользы никакой
Ни себе, ни людям!
Учитель:
- Итак, подведем итоги нашего урока. Ответьте на вопросы:
- какую речь называют бедной?
- какую речь называют богатой?
- в чём разница между богатством языка и богатством речи?
- что нужно сделать, чтобы речь была богатой?