Воспитание патриотической личности - одна из важных задач педагогики. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время.
Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм: любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Об этом говорится в специализированной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г.” утвержденной Правительством Р.Ф. Вот что в ней сказано: “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов”.
Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чем не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей страны, Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать ее традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают все для процветания нашей Родины.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеет свои особенности. В дошкольном возрасте ребенок овладевает языком своего народа, знакомится с народными песнями, играми, получает впечатления о природе родного края, о труде, быте, обычаях людей, среди которых он живет. На этом этапе очень важно формировать потребность совершать добрые дела и поступки; развитие таких качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
В школе много времени уделяется патриотическому воспитанию. С первых дней учебы в школе в “Азбуке” под редакцией В.Г.Горецкого есть вопросы и задания по изучению родного края, города, своей страны. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учителя и родителей. Ведь они- один из главных “винтиков” в этом процессе. И на уроках, и во внеурочное время знакомим детей с государственной символикой, что они (символы) обозначают, откуда появились; рассматривая красивые камешки , найденные в песке или на дороге, с гордостью рассказываем детям о полезных ископаемых, которыми богата наша страна, и которые играют большую роль в экономике страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм? Заучивая стихи о природе, любуясь красотой природы в разные времена года – это тоже почва, чтобы взрастить семена патриотизма. Каждый год, в каждом классе к 9 мая проходит огромная работа по патриотическому воспитанию детей: дети готовят подарки, открытки, встречаются с ветеранами, с людьми , мимо которых не прошла война, возлагают цветы к памятникам, на могилы погибших солдат- это тоже воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала надо представить , на базе каких чувств эта любовь может сформироваться, и без какой эмоциональной познавательной основы она не сможет появиться.
А) Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность к Родине, то ребенка с дошкольного возраста надо учить быть привязанным к чему-то, кому-то, т.е. любовь к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке. Надо учить уважать окружающих людей, товарищей, одноклассников, не предавать друзей, воспитывать “ чувство локтя”. Этому способствуют утренники, проводимые и в детском саду, и в школе. Эти мероприятия сплачивают детей.
Б) Прежде чем сопереживать бедам и проблемам Родины, ребенок должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.
В) Чтобы восхищаться просторами страны, ее красотами и богатствами, надо научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Г) Чтобы человек смог трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой для патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. Именно они дадут ростки гражданско-патриотического чувства. На своих занятиях в 1 классе (ГПД) я тоже планирую и провожу работу по патриотическому воспитанию, Сначала я выясняю, что знают дети о своей стране, как она называется, кто мы в своей стране. С первого занятия мне хочется донести до детей, создать в их воображении образ нашей России, показать ее размеры, вызвать чувство восхищения. Вот фрагмент одного из первых занятий:
- Дети, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле.
- Вы знаете, как называется наша страна?
- У нашей страны удивительно красивое, звучное имя-Россия! Давайте повторим его все вместе. В нашей стране очень красивая природа, красивые города, быстрые реки, удивительные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на глобус, на карту (показываю). Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии, ее омывают 3 океана: Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический (показываю). А сколько морей есть в нашей стране! (называю и показываю)
- Кто из вас был на море? На каком? Расскажите, какое это море.
- Наша страна так огромна, что когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом - начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко.
- Наша Россия соседствует (граничит) с другими государствами. Ни одна другая страна не имеет столько соседей. Их у нас- 16 государств. И со всеми наша страна живет в мире и согласии. Границы России проходят и по суше, и по воде. И везде границу охраняют пограничники.
- А сколько в нашей стране городов! Их больше тысячи.
- Какие города вы знаете? В каких городах были вы или ваши родители?
- Нашу страну называют еще голубой державой, не только из-за того, что много морей омывает нашу Россию, но еще и потому, что в ней много рек больших и малых. Посмотрите на карту, вот эти синие извилистые полоски и есть реки нашей страны: Волга, Ока, Енисей, Лена, Обь, Амур.
- А какие реки вы знаете?
- Россия! Как красиво звучит это слово! Посмотрите как пишется название нашей страны. ( печатаю на доске)
- О любви к России слагали стихи и пели песни, сочиняли пословицы и поговорки:
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, глубоко понимаю
...Если кликнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю!
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
С.Есенин
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь.
С. Васильев
- Здесь можно говорить о том, как сильно поэты любят свою Родину, о том, какие слова находят, говоря о своих чувствах к Родине.
Пословицы:
- “Родина-мать, умей за нее постоять”
- “Родная сторона-мать, чужая-мачеха”
О русском человеке:
- “Русский человек хлеб-соль водит”
- “Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит”
- “Русский человек без родины не живет”
(дети объясняют смысл пословиц)
- Вот как еще говорят о своей Родине: “ Родина-это та земля, где ты родился. Родину называют самыми дорогими словами - матерью, отечеством. Родная земля тебя кормит и поит, Родину любят, берегут, защищают - так всегда было во все времена”.
“Как прекрасна и красива ты, моя страна,
Звучным именем Россия названа она.
За простор лугов обширных, красоту полей.
Я люблю тебя, Россия, всей душой своей.
(дети заучивают эти строки)
- Россия - наша Родина. Мы все – Россияне, все говорим на одном языке, все горячо любим свою родину Россию.
На занятиях я стараюсь расширить представления детей о нашей Родине, о ее народе. Детям очень интересно “путешествовать” в прошлое нашей страны, когда они узнают о том, что наши предки-люди, жившие много веков назад, и назывались они тогда славяне - славные, значит хорошие. Рассматривая иллюстрации, дети подмечают, что они все голубоглазые, светловолосые, высокого роста, сильные, мужественные люди. Дети на этих занятиях узнают о том, чем занимались славяне, что слово “деревня” пошло от слова “дерево” -дома из дерева, а враги славян называли Русью. Читаем в сказках: “Фу-фу, русским духом пахнет...”- значит человечьим духом.
Чувство гордости за свой народ вызывают занятия о богатырях земли русской. Богатыри- мужественные и сильные люди, о которых народ слагал легенды и передавал их друг другу из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин, которые и дошли до наших времен.
Говоря о России, обязательно касаюсь темы о многонациональном составе населения , воспитываю уважительное и дружелюбное чувство к людям разных национальностей. Все они говорят на своем языке, имеют свою историю, культуру, традиции (это то, что передается из поколения в поколение: народные праздники, свадебные традиции и т.д.). У русского народа -Масленица, Рождество, Пасха и др., у татарского- Сабантуй-праздник окончания посевных работ. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина- Россия.
Рассказывая детям о символах нашего государства, им всегда интересно узнать о цветовом решении нашего флага, им нравятся его цвета: яркие и сочные. Говорю детям, что эти цвета всегда считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Белый цвет- обозначает мир и чистоту. Синий- небо и верность. Красный- огонь и отвагу.
Рассматривая герб нашего государства, с гордостью говорю детям о том, что орел двуглавый тоже не случайно: чтобы охранять такую огромную территорию. Нужно видеть всю страну одновременно и справа и слева. На щите у орла - всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. В руках у него серебряное копье. Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Добро побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость. Такие занятия формируют уважительное отношение к государственным символам.
Давая детям знания о стране, городах, реках, природе, нельзя забывать о людях, которые прославляли и прославляют нашу страну: это герои войн, полководцы, спортсмены, ученые, космонавты- у нас есть кем гордиться; более подробно знакомимся с нашими героями – земляками, которые отдали свои жизни за нашу родину, подарили нам мир и свободу.
Работа по патриотическому воспитанию должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Педагог на своем примере должен показать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Нам не должно быть безразлично, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что мы на деле, а не на словах любим свою страну, то они нам будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы.
Используемая литература.
1. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.” Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005г.
2. Артемов В.В. “Страницы Российской истории”. М., 2005.
3. Агапова И., Давыдова М. “Патриотическое воспитание в школе”. М., Айрис-пресс, 2002.
4. Ефремова Г. “ Патриотическое воспитание школьников” “Воспитание школьников”2005г. №8.
5. “Как научить детей любить Родину” (Руководство для воспитателей и учителей) Авторы-составители: Ю.Е.Антонов и др.
6. Коти Т. “Моя первая книга о России” М., 2003г.
7. Мирясова В.И. “Родная природа в стихах и загадках” М., 2001г.