Задачи:
- Продолжать знакомить детей с историей возникновения книги и книжного издательства;
- Развивать символическую функцию мышления в процессе овладения элементами ТРИЗ;
- Развивать интерес к печатному слову, воспитывать бережное отношение к книге, способствовать развитию речи;
- Расширять представление детей о композиции, выделять главное в композиции (величина, местонахождение), в передаче пространства (соотношение ближних и дальних предметов);
- Познакомить с новой техникой в рисовании – линогравюра;
- Развивать творческое воображение.
- Сегодня мы приглашаем всех гостей на
выставку, которая называется “Моя любимая
книга”. На каждой выставке есть экскурсовод и ребята сегодня будут экскурсоводами. Уважаемые гости, проходите пожалуйста на нашу выставку. Вы можете поговорить с экскурсоводом и задать ему вопросы. Гости (молодые специалисты) подходят к книгам, дети рассказывают каждый о своей любимой книге: автор, художник, откуда у ребёнка эта книга (купили, подарили и т.п.), чем нравится книга и почему, кто главные герои, краткое содержание, с кем читает (3-4 минуты). |
|
- А сейчас дорогие гости я приглашаю вас
в следующий зал, где мы поговорим о книгах и
поиграем в игру “Сегодня, вчера, завтра” (все
садятся на места, проводится игра-триз) 1. история появления книги 2. какими бывают книги 3. фантазии, какими могут быть |
|
- откуда приходит к нам книга - как появляется она у нас в домах - кто создаёт книгу Вот сколько возникает вопросов когда я беру в руки книгу. Помогите мне разобраться. Хотите вместе со мной отправится в путешествие? |
|
Почему мы оказались в лесу? Именно здесь начинает свой путь книга. Спиленные деревья идут на строительство домов, мебели, игрушек, а часть из них попадут на бумажную фабрику. | СЛАЙД 2 – лес СЛАЙД 3 – заготовка леса |
Здесь древесина превращается в бумагу разного качества. | СЛАЙД 4 - стружка, макулатура, СЛАЙД 5 – бумажный комбинат |
Давайте пройдём в музей бумажной
фабрики (рассматривание бумаги различной
фактуры): - альбомные листы разной толщины - разный картон - разная цветная бумага - газетная, журнальная - папирусная - гофрированная и т. п. А какая бумага понадобится для создания книги: картон, тонкая газетная, глянцевая. |
|
Ну что, бумага есть! Можно печатать книгу? Нет. Нужен автор, который напишет текст, рассказ, сказку, повесть, стихотворение. | СЛАЙД 6 – писатели работающие за столом
с пером, СЛАЙД 7 - авторучкой, Слайд 8 - на печатной машинке, СЛАЙД 9 - за компьютером |
(показ книг с картинками и без) Какую книжку вам интереснее будет читать? А кто создаёт картинки в книгах? | СЛАЙД 10 – художник за работой |
Книгоиздатель предлагает художнику прочитать текст и художник выбирает особо понравившиеся ему места в рассказе или сказке и рисует к ним картинки. | СЛАЙД 11 – художник Чарушин, СЛАЙД 12 - обложки книг художника Е.Чарушина |
Затем текст и зарисовки художника
отправляются в типографию. Вот там и рождаются книги. |
СЛАЙД 13 – типография |
Но так было не всегда, раньше книги
делались вручную. Первым к работе приступает наборщик текста. Буква к букве (показ на магнитной азбуке) он набирает слова, предложения. Строчка за строчкой, вот и набран целый лист. |
СЛАЙД 14 – наборщик (гравюра) |
И только после этого включают печатный
станок. Отпечатаны все страницы. Уложены по порядку, теперь их нужно крепко сшить. |
СЛАЙД 15 – старинные печатные станки |
К работе приступают переплётчики. Вот какую длинную дорогу прошла книга, прежде чем попасть на полку магазина, а потом и к нам в дом. |
СЛАД 16 – старинные и современные переплёты книг |
А в наше время печатные станки выглядят по другому, это компьютер. | (СЛАЙД 17 – компьютерный станок) |
Ребята. А вы бы хотели поучаствовать в
создании книги? Я предлагаю отправится вам в
книжкину мастерскую, но попасть туда сможет тот,
кто угадает сказочного героя. Физ. минутка: игра с мячом (загадки о сказочных персонажах). Дети стоят в кружке, педагог говорит загадку, дети перебрасывают мяч друг другу по кругу. У кого оказался мяч в руках по окончании загадки должен угадать ответ. |
|
(переход к столам) Сегодня я предлагаю сделать вам книжки и подарить их малышам. Самая любимая ваша сказка когда вы были маленькими “Теремок” и “Колобок”. Мы смотрели картинки и играли в эти сказки и знаем их просто наизусть. Нам понадобится клей, картон, ножницы, тампоны, ложки, тушь, тряпочки и лист бумаги. Давайте приготовим материал. А чтобы не выпачкать столы, накроем их клеёнкой. А чтобы не выпачкать свою одежду, наденьте фартуки. Итак, готовы. Новая техника, с которой я вас сегодня познакомлю, называется линогравюра. |
|
Показ этапов: Приготовили картон Вырезали силуэты фигурок (показ готовых) Создание композиции (показ готовой) Нанесение туши Отпечатывание на листе, протереть ложкой (показ работы) |
|
Разделить детей на 2 группы по желанию.
Каждый ребёнок получает конверт с фигурами к
сказкам. Приступают к работе (фоном включается музыка). Воспитатель оказывает помощь по мере необходимости. Готовые работы соединяют в книжку, педагог предлагает обложку. |
|
Ребята. С какой новой техникой рисования вы сегодня познакомились. Что было трудно? (легко) Что нового узнали на занятии? Что понравилось больше всего? |