Ребенок пошел в школу. Это новые отношения, новые контакты, новы обязанности, новая социальная роль – ученик. Трудно все: режим занятий, обилие впечатлений, которыми хочется тут же поделиться, но нельзя, эмоции, которые переполняют, но ты их должен сдерживать, сидеть в определенной позе, не отвлекаться. Сам процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам называется адаптацией. В психологической и педагогической литературе много написано о сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, учебные установки.
Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, но все-таки пытаются быть лидерами. Общение с одноклассниками на уроках и на переменах не всем детям под силу. Одни долго не общаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на переменах стоят в сторонке. А другие наоборот стремятся привлечь к себе внимание, командуют, указывают, не умеют уступать другому, сдерживать себя, выкрикивают.
На момент перехода ребенка от дошкольной жизни к школьной эмоциональное благополучие и душевное здоровье являются необходимым условием успеха любой деятельности, в том числе и обучения. Ребенок с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, умения, навыки, ни полноценно общаться. Игра, в таком случае, лучший помощник. В игре ребенок оценивает человеческие отношения, обнаруживает, что они имеют определенную иерархию подчинения, управления и исполнения. Играя, ребенок учится осмысленно ориентироваться в своих переживаниях, оценивать их и, благодаря этому, у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка. В играх формируется детское общество, воспитывается коллективизм, умение и желание делать что-то вместе.
Чтобы безболезненно и успешно проходила психологическая и физиологическая адаптация, я, учитывая возрастные особенности первоклассников, включаю на уроках разнообразные игровые и занимательные элементы, а провожу игры. Работа учителя на этапе первичной адаптации ребенка в школе имеет успех при систематичности проведения занятий и осмысленности применения тех или иных игр и занимательных упражнений.
Мне помогает игра “Однорукие”. Первый раз эту игру провожу во внеурочное время. Дети работают группами по 4 человека. Группа получает конверт с набором фигур (4 формы (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник), 3 размера, 2 цвета) и раскладывает их на парте. Представьте, что вы все однорукие. “Однорукие” - лучшие во Вселенной сборщики конструкций. Они умеют читать мысли, поэтому договариваются друг с другом кто, что будет делать.
Задание: вот четверо “одноруких” строят дом (рисую на доске). А рядом сажают дерево (рисую). Я вам скажу - раз - и каждый возьмет в руку нужную деталь. Шепну два – и все будет построено. Даю несколько секунд договориться, кто какую деталь берет и выкладывает.
На уроках работаем не по 4 человека, а по 2. По программе ПНШ по письму, прежде чем писать буквы, дети должны их выложить из элементов. Например, при изучении темы “Письмо прописной и строчной буквы Л, л”, я говорю, что они “Однорукие”, поэтому надо договориться, кто какой рукой будет работать и кто какие элементы будет брать (кладу на 3 элемента больше, чем нужно) и им надо выложить букву Л, л.
Прописная
Строчная
Из детских раскрасок я нашла рисунки, где надо найти, обвести прописную и строчную букву. Выдаю один лист на двоих .
Задание: на первых уроках я говорю, кто, что будет делать (1 вариант обводит 2 прописные буквы, а 2 вариант - 2 строчные, а потом поменяются), а на последующих уроках они сами решают кто, что будет делать сначала, а что потом .
На уроке математике я тоже использую эту игру. Вот, например, при изучении состава чисел раздаю одну карточку на парту.
Работаем одной рукой, помогая друг другу. У вас два карандаша - зеленый и желтый. Договоритесь, кто каким будет работать.
Задание: раскрасить треугольники цветными карандашами в соответствии с записью примера.
И при работе с учебником математики использую эту игру. Там есть задания для “одноруких”:
1) Поставьте фишки синие на треугольники, желтые - на прямоугольники.
2) Поставь фишки зеленого цвета на картинки, которые рассказывают о том, что обычно происходит днем. А твой сосед поставит красные фишки на картинки, на которых изображено то, что происходит вечером и ночью.
Детям нравится игра “Узнай меня”. Ученики выполняют графические диктанты. Им интересно, какая фигура получится. Например: “Кошечка”
Задание: от точки, которая у вас стоит 4 клетки вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо,2 вниз, 5 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 8 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 3 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево.
Игры должны быть направлены на развитие познавательной и эмоционально - волевой сферы, на развитие навыков адекватного социального поведения ученика, на сплочения детского коллектива.
Дети не могут долго находиться в одном положении, поэтому провожу упражнения для обучения приемам саморасслабления.
1.
“Шалтай-болтай ”
Шалтай-болтай
Сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне. (С.Маршак)
Ученик поворачивает туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” наклонить корпус тела вниз.
2. “Игра с песком” (напряжение и расслабление мышц рук).
Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулаке, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхиваем песок с рук, расслабляя кисти рук и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль туловища: лень двигать тяжелыми руками. Повторить 2-3 раза.
3. “Солнышко и тучка” (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Солнышко зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко - расслабиться – разморило на солнце (на выдохе).
Обязательно провожу гимнастику, состоящую из нескольких комплексов.
1 комплекс “Гимнастика для глаз” (упражнения выполняются не поворачивая головы, сидя на стуле).
1. Глаза закрыть. Открыть и посмотреть вверх - вниз (потолок - пол).
2. Смотреть вправо-влево (строго горизонтально).
3. Смотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний.
4. Смотреть в левый верхний угол, затем в правый нижний.
5. Вращать глазами по часовой стрелке и против часовой.
2 комплекс.
1. Для плеч (И.п. стоя или сидя):
- дыхание задержать, интенсивно поднимать плечи вверх-вниз;
- согнуть локти (кисти захватывают большие пальцы), рывком выбрасывать руки вперед .
2. Для запястья (И.п. стоя или сидя):
- энергично поднимать кулачки (И.п.вытянутые руки вперед, большие пальцы захватили кисти);
- энергично опускать кулачки (И.п.вытянутые руки вперед, большие пальцы захватили кисти);
- руки согнуть в локтях (не опираясь на стол) сжав кулаки, поднимать руки вверх и опускать вниз (большие пальцы захватили кисти).
3 комплекс.
1. Для плеч и локтевого сустава (И.п. – руки опущены вниз кулаками): интенсивно рывками поднимать и опускать предплечья не сдвигая с места локтей, то же самое с развернутыми ладонями.
2. Для ног (И.п. руки внизу, ноги вместе): подпрыгивать на носках, поднимая руки вверх.
На момент перехода ребенка от дошкольной жизни к школьной эмоциональное благополучие и душевное здоровье являются необходимым условием успеха любой деятельности , в том числе и обучения.