Проблема готовности ребенка к школе

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Школа - социальный институт, сформировавшийся исторически относительно недавно, и поступление ребенка в школу играет ведущую роль в процессе адаптации к жизни в обществе. Поступление в школу очень серьезный шаг для ребенка, так как это переломный момент в жизни. Он как бы пытается выйти из своего детства и занять новое место в системе отношений опосредованных нормами поведения, появляется желание “стать настоящим школьником” и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность.

От того, как сложится школьная жизнь у ребенка, от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, и в конечном итоге благополучие во взрослой жизни. Если школьник плохо учиться, это всегда отрицательно сказывается на отношениях со сверстниками или на семейном микроклимате.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития - наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что главное условие готовности к школе - объем знаний, который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей при этом в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка шнурки завязывать, "запихивают" в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными особенностями. Представьте себе, как шестилетний малыш знает все созвездия нашей галактики, но не знает, на какой улице живет. Другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь, но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится их, неспособен даже в течение нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче.

И подобные случаи доказывают, что готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта. Важен не только объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки" вводными навыками".

Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Еще хочу подчеркнуть необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, важен не объем знаний, а качество мышления.

Оценивая своих детей через призму здоровья, готовности к обучению, родители могут понять, что скрывается за так называемой ленью, нежеланием работать, рассеянностью, непослушанием, и примут именно те меры, которые смогут помочь делу. Зачастую, неуспевающие в учебе дети, обладают всеми необходимыми навыками письма, счета, чтения и имеют достаточно высокий уровень развития. Но готовность предполагает не только наличие определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе, необходимо обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Поступление в школу очень серьезный шаг для ребенка, так как это переломный момент в жизни. Он как бы пытается выйти из своего детства и занять новое место в системе отношений опосредованных нормами поведения, появляется желание “стать настоящим школьником” и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность.

При переходе ребенка на новую ступень развития, происходит смена ведущей деятельности, это переход от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

От того, как сложится школьная жизнь у ребенка, от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, и в конечном итоге благополучие во взрослой жизни. Если школьник плохо учиться, это всегда отрицательно сказывается на отношениях со сверстниками или на семейном микроклимате.

Проблема готовности детей к школьному обучению, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровню развития ребенка требованиям учебной деятельности.

Многие родители полагают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности, поэтому они уделяют максимум времени на развитие памяти, внимания и мышления ребенка. Далеко не все занятия предполагают формирование необходимых качеств применяемых для обучения в школе.

Зачастую, неуспевающие в учебе дети, обладают всеми необходимыми навыками письма, счета, чтения и имеют достаточно высокий уровень развития. Но готовность предполагает не только наличие определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе, необходимо обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка.

Основная часть

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Это, прежде всего, уровни социально-личностного, мотивационного, волевого, интеллектуального развития, все они необходимы для успешного усвоения школьной программы.

Ребенок начинает, осознавать и оценивать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция, стремление соответствовать требованию взрослого, принимать новую социальную роль-роль школьника.

Появляются новые социальные потребности, потребность в уважении, признании сверстниками и взрослыми. Желание поступать в соответствии с правилами, ребенку необходимо выполнять действие правильно. Он стремиться участвовать в групповой деятельности. Происходит усвоение моральных норм, социальных ценностей, правил поведения в обществе, теперь приходиться поступать не так, как хочется, а так как надо.

Деятельность ребенка приобретает новое содержание. Умение не только контролировать свои действия, но и ориентироваться на результат.

Мотивационную готовность рассматривают как побуждение к учебе, желание ребенка учиться в школе. Первоначальный мотив ребенка это восхождение на новый уровень отношений.

Еще один компонент школьной готовности - волевая готовность. Волевая готовность подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это умение действовать по правилам, в соответствии с установленным образцом. Выполнение правила лежит в основе социальных отношений ребенка и взрослого.

Появление воли приводит к тому, что ребенок начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам.

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется и за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой, и, наконец, данные экспериментальных научных исследований. Решением данной проблемы занимаются не только педагоги и психологи, но также врачи и антропологи. Наибольшее количество исследований посвящено установлению взаимосвязей между различными физическими и психическими показателями, а также между этими показателями и школьной успеваемостью. Это работы С. Штребела , А. Керна , Я. Йирасека и других. По мнению этих авторов, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т.п. Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Большое количество исследований, посвященных готовности ребенка к школе, проводится в США. При этом в зарубежной литературе часто путаются понятия “готовность” и “зрелость”. По мнению некоторых авторов, готовность к школьному обучению очень часто рассматривается как функция возраста. Другими словами, ребенок, достигший определенного возраста, тем самым уже считается готовым к школе. В противовес этому мнению, Д. П. Озубел предлагает считать готовность к школе функцией не возраста, а поведения, так как достигшие определенного возраста дети не равны по темпу созревания и имеют различный социальный опыт.

Исследуя проблему выявления параметров готовности к школьному обучению, ряд авторов предлагает в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности.

Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д. П. Озубел предлагает в случае неподготовленности ребенка изменить программу обучения в школе и тем самым выравнивать постепенно развитие всех детей.

Несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному обучению пользуются понятием “школьная зрелость”, исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и сколько-нибудь существенно не зависит от социальных условий жизни и воспитания. Лишь небольшое число зарубежных авторов критикуют положения концепции “школьной зрелости” и подчеркивают роль социальных факторов, а также особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.

Вывод

Таким образом школьная готовность-это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способность к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.

Поход школу это важнейший шаг в развитии ребенка, требующий очень серьезного подхода и подготовки, а готовность ребенка к школе это целостное явление, и для полной готовности необходимо, что бы каждый из признаков был развит полноценно, если хотя бы один параметр плохо развит, это может нести за собой серьезные последствия. И психологическую готовность к школе желательно определить за год до предполагаемого поступления, так как в этом случае есть время изменить то, что нуждается в коррекции.

Будь такой, какой тебя мы знаем
Чуткой и внимательной всегда!

В завершение праздника можно предложить всем участникам шуточное гадание, позволяющее предположить, каким будет их собственный день рождения. Именинник также может участвовать в этом развлечении, гадая в следующий свой праздник. Для гадания в мешок или непрозрачный целлофановый пакет складываются различные предметы. Участники по очереди, не глядя, вытаскивают любой предмет! Каждый предмет имеет определенное значение. Полученные предметы участники забирают в качестве подарков.

Примеры предметов и их значений:

  • Маленькая шоколадка или конфета. На дне рождения будет необыкновенно вкусное угощение.
  • Жевательная резинка. Праздник будет очень-очень долгим.
  • Хлопушка. На празднике будет много шумного веселья.
  • Коробок спичек. День рождения будет полон ярких моментов и зажигательных развлечений.

Конферансье: В Италии принято в Новогоднюю Ночь выкидывать из окон на улицу старую сломанную, отслужившую утварь и мебель: столы, телевизоры, стулья, посуду, лампы, диваны - есть интересная примета, говорящая, что если выкинешь в окно в Новый Год старую вещь, то в наступившем новом году приобретешь замену - такую, но только новую. А еще в каждой семье непременно испекут новогодний вкусный пирог, в котором спрятано много символических вещей - сюрпризов. И мы для вас приготовили похожий пирог, сейчас отломите по куску и откройте тайну - что вас ждет в наступающем в Новом Году.

(Тест - задание: на красивом широком подносе лежит празднично раскрашенный под пирог лист картона, который состоит из небольших треугольников - кусочков новогоднего пирона. С обратной стороны каждого треуголника - изображен символ того, что ожидает конкурсантов:

  • сердце - любовь,
  • книга - интересные знания,
  • рубль - богатство,
  • ключ - новое жилье,
  • солнце - успех,
  • послание - известия,
  • автомобиль - покупка новой машины,
  • лицо человека - новое знакомство,
  • стрела - достижение цели,
  • часы - перемены в жизни,
  • дорога - поездка,
  • подарок - сюрприз,
  • молния - испытания,
  • фужер - праздники и т.д.)

Конферансье: 2 конкурс. Перед вами шкатулка и 7 лент выглядывают из под крышки, к одной из лент привязан приз. Тот, кто вытянет ленту с призом, увы, проиграл (так как приз он уже получил).

(Проходит конкурс. Выбирается следующий кандидат. Переводятся часы.)

Конферансье: 3 конкурс. В Новый Год мы желаем друг другу не только лишь здоровья, но еще и побольше денег, они никому не помешают! Итак, кто быстрее пересчитает денежные средства (мелочь), которые лежат в банке (на блюдце, в конверте), и назовет точную сумму, тот и передвинет стрелку на 11 часов 20 минут.

(Проходит конкурс. Выбирается следующий кандидат. Переводятся часы. Проигравшему - утешительный приз.)

Конферансье: 4 конкурс. Вам требуется как возможно быстрее вырезать из салфетки (бумаги) снежинку. (Проходит конкурс. Выбирается следующий кандидат. Переводятся часы. Проигравшему - утешительный приз.)

Конферансье: 5 конкурс. Самое любимое лакомство Снегурочки - мороженое. Назовите по очереди сорта мороженого. Кто назовет последний сорт, выиграет, но думать нельзя больше 10 секунд.

(Проходит конкурс. Выбирается следующий кандидат. Переводятся часы. Проигравшему - утешительный приз.)

Конферансье: 6 конкурс. В Новый Год проводятся наиболее странные конкурсы, внезапные. И тут один из них: посмотрите внимательно на себя и посчитайте пуговицы, у кого более пуговиц, тот и побеждает. (Проходит конкурс. Выбирается следующий кандидат. Переводятся часы. Проигравшему - утешительный приз.)

Конферансье: 7 конкурс. В Новый Год принято гадать. Давайте погадаем и мы. Вы по очереди отрываете 1 или 2 или 3 лепесточка от ромашки, кому достанется последний лепесток, увы проигрывает (всего лепестков 21 штука).

(Проходит конкурс. Выбирается следующий кандидат. Переводятся часы. Проигравшему утешительный приз.)

Конферансье: 8 конкурс. После праздника остается постоянно немало мусора, вам требуется навести порядок: засуньте смятые газеты в бутылки из-под шампанского, кто быстрее.

(Проходит конкурс. Выбирается следующий кандидат. Переводятся часы. Проигравшему - утешительный приз.)

Конферансье: 9 конкурс. В Новый Год есть замечательная традиция наряжаться в карнавальные костюмы. Ваша задача: нарядиться с высокой скоростью - привязать себе бантик на волосы.

(Проходит конкурс. Выбирается следующий кандидат. Переводятся часы. Проигравшему - утешительный приз.)

Конферансье: 10 конкурс. В этой шляпе располагаются разнообразные словечки, вы по очереди достаете, читаете, вспоминаете и поете строчки из песен, где встречаются эти слова. Однако песни обязаны быть о зиме и новогоднем празднике (елка, хоровод, холод, иней, снежинка, сосулька и т.д.).

(Победитель переводит часы на 11 ч. 55 мин., выбирается последний кандидат.)

Конферансье: 11 конкурс. Конкурс пожеланий на Новый Год. Тот, кто призадумался более, чем на 5 сек., проигрывает и получает утешительный приз. Конферансье: Победителю - праздничный сюрприз (шампанское, коробка конфет, новогодняя елочная игрушка или знак наступившего года).

Конферансье (переводит часы на 12 часов и поднимает тост): Дорогие друзья! В народе говорят: "Лучшая песня, которая еще не спета, наилучший город, который еще не построен, наилучший год, который еще не прожит." Так пускай же новый год принесет нам 365 солнечных дней, обилие добрых встреч и улыбок. Пускай сбудутся ваши мечты и планы! С Новым Годом! С новым счастьем!

Конферансье: Друзья, какой же Новый Год без Дедушки Мороза? Милому Деду Морозу мы сегодня отправим телеграмму, я вот уже составил текст, да вот позабыл написать "прилагательные". Так что от каждого гостя - по одному "прилагательному".

(Конферансье записывает в бланк к ряду все произнесенные прилагательные, после читает вслух, что получилось. Текст телеграммы:

"... Дед мороз! Все ... гости нетерпеливо ждут твоего ... прихода. Новый Год - наиболее ... праздник в году. Мы с ... настроением будем петь для тебя ... песни, танцевать ... танцы! Наконец наступит ... Новый Год! Как не хочется говорить о ... работе. Однако мы обещаем, что будем трудиться ... и получать лишь ... зарплату. Так что открывай поскорее собственный ... мешок и вручай нам ... подарки. С уважением к тебе, ... тетеньки и ... дяденьки!

Сценарий мини-боевика

Мужчинам - гостям праздника раздаются карточки с написанными на них ролями: Незнакомец, Снегурочка (исполняет роль сама выбранная Снегурочка), Лес - 3 человека, Ворона, Тигр, Вертолет. Ведущий зачитывает сценарий мини - боевика, а все участники исполняют свои роли в соответствии со сценарием. Вот его текст: Шумел бамбуковый Лес. Из стороны в сторону качались деревья и зловеще поскрипывали. Темно и страшно было в Лесу. Ломая ветки и приминая траву, медленно вышел из чащи огромный Тигр. Он был голоден и поэтому зловеще рычал. Испуганно перелетел с ветки на ветку Ворон и возмущенно закаркал. Тигр оглянулся, рассерженно повел хвостом и притаился под деревом. Неожиданно в лунную тишину ворвался звук летящего Вертолета. На нем летели Незнакомец и Снегурочка. Незнакомец давно хотел побыть со Снегурочкой, и он вожделенно смотрел на нее, облизываясь. Все громче и громче шумел двигатель Вертолета, бешено крутился его пропеллер. Вертолет закружился над Лесом, ища место для посадки, и начал снижаться. Он приземлился на поляну, а вокруг шумел бамбуковый Лес. Из Вертолета вышли Незнакомец и Снегурочка. Незнакомец отер лоб и сказал: "Прибыли!". "Ура!" - сказала Снегурочка и захлопала в ладоши. И вдруг Снегурка испуганно вскрикнула: "Ой, ой, ой!". Под деревом она увидела огромного Тигра. Он голодными глазами посмотрел на прибывших, облизнулся и зловеще зарычал.

Снегурочка быстро и ловко забралась на дерево. Незнакомец остался с Тигром один на один. И снова испуганно перелетела с ветки на ветку Ворона и возмущенно закаркала. Тигр медленно подходил к Незнакомцу. Оба приготовились к схватке. Незнакомец мгновенно вспомнил все видики с участием Брюса Ли. Встав в стойку, Незнакомец сделал выпад и громко закричал: "Кия!". Тигр устрашающе зарычал, продолжая приближаться к Незнакомцу. Незнакомец подмигнул испуганной Снегурочке, быстро переменил стойку и снова закричал: "Кия!". Но Тигр смело шел вперед. И тогда Незнакомец без страха кинулся к Тигру и серией метких ударов уложил его на лопатки! Снегурочка закричала: "Ура!". Ворон удивленно каркнул и свалился с дерева. Тигр снова зарычал, на этот раз жалобно. "Ура!" - сказала с дерева Снегурочка. Незнакомец привязал Тигру ошейник и решил подарить его зоопарку. Тигр благодарно посмотрел на Незнакомца и послушно сел рядом с ним. Снегурочка закричала: "Ура!" - и спустилась с дерева. Незнакомец взял за руку Снегурку, передал ей поводок с Тигром, и они отправились вместе встречать Новый год. Вслед им обрадовано шумел бамбуковый Лес и удивленно каркала Ворона.