Обучение грамоте. Тема: "Уроки букварного и послебукварного периода" (тренинги по чтению). 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (115 кБ)


Цель: Создать условия на уроке для закрепления знаний о «работе»  буквы «ь; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат

Личностные умения
Проявлять:
–  интерес к изучению темы;
– осознание успешности при освоении темы.

Метапредметные умения
Познавательные умения:
– уметь раскрывать значение понятия буквы «ь»;
–уметь сравнивать «работы» буквы «ь»;
– Выбор эффективных способов решения.
Регулятивные умения:
– выполнять учебные задания в соответствии с целью;
– соотносить учебные действия с известным правилом.
Коммуникативные умения:
– формулировать высказывания, используя термины в рамках учебного диалога;
– строить монологическое высказывание, представляя собственную позицию;
– адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения
– знать «работу»  мягкого знака

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема:  В. Сутеев  «Под грибом».
Г. Сапгир  «Мы ехали-ехали»

Информационный материал:
Учебник Т.М. Андриановой «Букварь»
Демонстрационный материал:
Карточки для  индивидуальной работы и работы в парах.
Интерактивный  материал:
Презентация к уроку по теме: Две роли мягкого  знака в русском языке
Фронтальная.
Индивидуальная.
Парная.

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

 Мотивировать учащихся к изучению темы. У .Какую нужно добавить букву, чтобы угол превратился в уголь? (Мягкий знак).  Сравним схемы слов:  угол и уголь. (В слове угол – 4 звука и 4 буквы, а в слове уголь –  4 звука и 5 букв)
У. Какую роль в слове «уголь» играет мягкий знак?
Д. Смягчает согласную букву

Учитель читает стихотворение.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара, просто так?
Это буква – мягкий знак.

У. Дайте характеристику этой букве.
Д. У мягкого знака нет заглавной буквы, нет звука. Ь– показатель мягкости согласного звука.
Вывод: мягкость  согласных звуков на письме может обозначаться буквами: «и», «е», «ё», «ю», «я»  и «мягким знаком».

Личностные умения:

– проявлять интерес к изучению темы;

II этап. Учебно-познавательная деятельность

 Актуализация знаний по теме:  Две роли мягкого знака в русском языке
Цели:

Закрепить приобретенные знания и умения;

Систематизировать сведения о назначении ь

Научить:

– рассказывать правила написания ь
грамотно писать слова содержащие ь
– сравнивать две роли «ь» 
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять учебные действия, используя правила.

Задание 1

а) Помогите Незнайке.

Незнайка: Ребята, я правильно написал словосочетание?

ВЮЖНЫЙ ДЕНЬ.

У. Кто догадался,  какое слово имеется в виду? Какую ошибку допустил Незнайка?

Д. Пропустил букву «мягкий знак».

У. Какую работу здесь выполняет  мягкий знак ? Где находится звук?

Вывод:  Разделительный мягкий знак разделяет буквы, не даёт их слитно читать. Если звук [й] находится после согласного звука перед гласным, то он обозначается на письме мягким знаком. В этом случае мягкий знак называется разделительным.

б) Работа по карточке. Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова:

Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья – Колей никогда.

Семя (семья), Коля (колья), мел (мель), ел (ель), пенки (пеньки), мол (моль). Составить предложения с  этими словами.

в) Работа в паре

Работа с текстом сказки В. Сутеева «Под грибом» (слайды № 3, 4, 5, 6, 7, 8) 

У. В первом предложении текста сказки находим слова: 1) с разделительным мягким знаком; 2) с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного.

Вывод:  две работы мягкого знака: ь – показатель мягкости и разделительного ь знака.

Физминутка

Задание 2

а) Работа по карточке «Занимательные модели».Вспомнить и записать слова с мягким знаком. Выполнить звуко-буквенный анализ слов

б) Занимательный материал. Решить кроссворд.

1. Небольшое помещение для мытья
2. Способ передвижения
3. Яркое освещение горизонта неба.
4. Рисунок на кости, дереве.
5. Доля, участь, случай, случайное стечение событий в жизни человека.

в) У. Определите места мягкого знака в словах и его роли. (слайды №8,9)
Бельчата, белье, жильцы, жилье, колья, кольцо, зверье, зверьки, крыльцо, крылья, стульчик, стулья.
У. Разделите слова в два столбика. Как?
Д. Вывод: две работы мягкого знака: ь – показатель мягкости.  Разделительный мягкий знак разделяет буквы, не даёт их слитно читать. Если звук [й] находится после согласного звука перед гласным, то он обозначается на письме мягким знаком. В этом случае мягкий знак называется разделительным.

Познавательные умения:
– используя полученные раннее знания, обосновывать свое мнение;
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять учебные действия, используя правила.
Коммуникативные умения:
– формулировать высказывание в рамках учебного диалога.
– работать в паре.
Предметные умения
 рассказывать правила написания ь
грамотно писать слова содержащие ь
– сравнивать написание и произношение слов с ь

 

III этап. Рефлексивная деятельность

Научить школьников:

– соотносить полученный результат с поставленной целью;

– оценивать результат учебной деятельности.

 Закончите предложения (устно):

1. Я вспомнил(а)…
2. Я  удивился(ась)…
3. Я  затрудняюсь…

Личностные умения:
– оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
– соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Электронное пособие по обучению грамоте