Цели урока:
- Познакомить обучающихся с биографией А.С.Пушкина.
- Закрепить знания по сказкам великого русского писателя.
- Развивать образное мышление, речь, память.
- Прививать интерес детей к чтению.
Тип урока: урок-обобщение
Оборудование: кроссворд, портрет А.С.Пушкина, костюм кота, таблица с буквами, иллюстрации сказочных предметов, презентация к уроку (Приложение 1).
Ход урока:
- Организационный момент
- Мотивационно- ориентированный
Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами вспомним сказки известного русского писателя и поэта, а какого, вы узнаете, отгадав кроссворд.
Вопросы:
1. В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто ....2. Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает,
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете ....3. Здравствуй, Балда- мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору -
Чтобы впредь не бы то никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят .....4. В море остров был крутой,
Не привальный, нежилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе ......5. Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая ........6. Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь -
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь - лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и ...
(Ответы: 1 Пава 2 Чудо 3 Мешок 4 Поклон 5 Сестрица 6 Сон – Пушкин)
- Ребята, фамилию какого писателя мы видим в выделенных клетках?
3. Обобщение знаний:
(Стук в дверь)
Учитель: Кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто бы это мог быть.
Ученый Кот (поет):
Говорят, Коты и Кошки
Любят греться на окошке,
Любят сливки и печенье,
Но не любят приключенья.
Я — совсем наоборот,
Я не зря — Ученый Кот!
Обойдусь без молока
И творожного сырка.
Но скажу без самомненья —
Обожаю приключенья!
Про меня молва идет:
Мол, не зря учился Кот!
Я в душе авантюрист,
Но — подчеркиваю! — лично
Я учился на «отлично»!
И поэтому-то вот
Я — вполне Ученый Кот!
- Ребята, сегодня я пришел к вам в гости неспроста. Все реже и реже люди стали вспоминать сказки замечательного поэта А.С.Пушкина, а ведь я их так люблю. Без помощи Александра Сергеевича существование меня и других сказочных героев было бы невозможным. Сегодня я хочу проверить, знаете ли вы сказки Пушкина, стоит ли мне переживать, что скоро никто на нашей планете про меня и моих друзей ничего не будет знать.
- Прежде, чем отправиться в наше путешествие, давайте вспомним, а кто же такой – Александр Сергеевич Пушкин.
Рассказ учителя
- Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.
Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает ее. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.
-А какие сказки Пушкина вы знаете?
-Какие чудеса в них встречаются?
Ученый кот.
- Ребята, а сейчас мы с вами будем отгадывать загадки, отгадав которые вспомним сказку.
Загадки.
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его
(Ветер)
Постелю рогожку,
Посею горошку,
Положу калач,
Никому не взять
(Небо, звезды месяц)
Взглянешь - заплачешь,
А краше его нет на свете.
(Солнце)
- Из какой сказки все эти герои? (Сказка о мертвой царевне…)
- Кто герои этой сказки? Что с ними произошло?
Ученый кот.
- Следующее задание. Ребята, найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по горизонтали, и по вертикали.
Ответ: Корыто, невод, вода, дворянка, рыбка, царица, владычица. "Сказка о рыбаке и рыбке"
- Кто герои этой сказки?
- Что с ними приключилось?
Ученый кот
- Отправляемся дальше. Сейчас вы должны узнать сказку по нарисованному предмету.
Узнавание сказки по нарисованным сказочным предметам.
Ученый кот
- Ребята, вы все такие молодцы! Вы так хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Я с легким сердцем могу отправиться к себе домой. Дядя родной, Кот Котофеевич, заждался — давно с ним не виделись. Прощайте! Но помните, как у Пушкина сказано: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей...»
Учитель:
- Нам без сказок скучно будет жить,
Ведь от сказок наша встреча так искрится.....
Расскажи ее своим друзьям
И умчишься в Лукоморье, словно птица.....
И тогда к тебе придет
Этот самый умный кот,
И русалка спляшет с лешим в хороводе.....
Вот уж двести лет
Знает сказки белый свет,
И, конечно, любят Пушкина в народе...