Программное содержание: познакомить с названием насекомых, их особенностями; учить изображать муравьёв передавая их внешний вид и движение, создавать сюжетную композицию.
Материалы к образовательной деятельности:
- Игрушки - насекомые: бабочка, муравей, пчела, стрекоза, божья коровка, изображение улья и муравейника.
- Макет поляны.
- Альбомные листы, гуашь, кисти, влажные салфетки.
Образовательная область: “Познание” (формирование целостной картины мира), “Художественное творчество” (рисование), “Коммуникация”, “Социализация”.
Форма организации: коллективная.
Форма проведения: фронтальная.
Составила и провела: Аникина Е.Ю.
Звучит музыка со звуками насекомых.
Воспитатель: Закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит ярко солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, стрекозы, божьи коровки, трудятся муравьи.
- Кто догадался о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
- Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые)
- Почему их всех называют насекомыми? (Ответ детей)
- Сегодня вы должны научиться узнавать, какое из животных – насекомое.
- Отгадайте загадку о каком насекомом идёт речь?
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
- Давайте рассмотрим бабочку.
Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, крылья, ноги, хоботок.
- Бабочки живут там, где тепло и есть для них пища. С помощью хоботка она пьёт нектар. Они опыляют растения.
- Сколько крыльев у бабочки? (4)
- Сколько ног? (6).
- Ой, а кто это летит к нашей бабочке?
Справа - точка, слева - точка,
В чёрных крапинках бока. (Божья коровка)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Выставляется на макет соответствующие насекомые. Дети рассматривают.
- У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него – челюсти, потому что эти насекомые питаются другой пищей. А ещё божья коровка уничтожает вредных насекомых. А окраска её такая яркая, потому что при опасности на сгибах ножек выступает ядовитое молочко.
- Сосчитайте количество ног у стрекозы и божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по 6)
Физкультминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
- А вот и ещё одна гостья:
Я трудилась круглый год
Будет вам душистый мёд. (Пчела)
Звуки пчелы.
- Над цветущим садом слышится гул. Это пчёлы собирают нектар и пыльцу с цветов. Они живут в пчелином домике – улье. Как только утром обсохнет роса на траве, пчёлы вылетают за добычей. За день каждая пчёлка прилетит в улей 50–60 раз, принося в зобике нектар.
Очень сильные,
Очень смелые,
Самые сильные
И умелые. (Муравьи)
- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Они много трудятся для своей большой семьи, которая живёт в муравейнике, там тепло и еды хватает на всю зиму. Муравьёв называют санитарами леса. Там, где живут муравьи нет вредителей и больных растений. Они очень дружные и помогают друг другу.
Игра “Муравьишка спешит домой”
Дети делятся на две группы: “Муравьи” и “Муравейник”. “Муравейник”, взявшись за руки делают круг. “Муравьи” находятся внутри круга. На слова утро – выбегают, а на слова вечер – должны успеть забежать внутрь круга, а “Муравейник” на слова – вечер должны опустить руки.
- Сосчитайте ножки у наших насекомых.
- Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет? (Нужно сосчитать его ножки)
Рисование
Рассмотреть муравья. У него тельце состоит из трёх частей: маленькая головка, чуть побольше грудка и большой животик. На головке два тонких усика, шесть тонких ножек.
Показать, как нарисовать муравья используя свои пальчики: макнув подушечку указательного пальца в гуашь тёмно – коричневого цвета и делать отпечатки кружочков, постепенно увеличивая силу нажима. Затем концом кисти подрисовать усики, глаза и ножки. Предлагается детям дополнить рисунок муравейником.
Разложить рисунки, предложить найти самого трудолюбивого муравья.
Итог.
- О каких насекомых мы сегодня с вами говорили?
- Какое насекомое вам особенно интересно?