Познавательно-творческий проект "Разноцветные сказки"

Разделы: Работа с дошкольниками


К сожалению, родители недостаточно общаются с детьми, мало им читают, не всегда хорошо представляют конечную цель коррекционной работы и недостаточно в ней участвуют. Дети часто теряют интерес к книгам, а в дальнейшем и к чтению. Но ненужно забывать, что именно в дошкольном возрасте воспитывается чуткий читатель, любящий книгу.

В работе с детьми с ОНР возникает немало вопросов:

  • как помочь ребёнку овладеть красивой литературной речью;
  • как привить интерес к книгам;
  • как привлечь к работе родителей.

Большую роль в коррекции и развитии связной речи у детей с ОНР играют творческие проекты, представляющие собой совместное творчество по созданию альбома, выставки рисунков и поделок.

Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект “Разноцветные сказки”, развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства.

Цель: создание условий для формирования связной речи, путем использования литературных произведений.

Задачи.

  1. Формировать умение раскрывать тему сказки, выделять основную мысль.
  2. Развивать традиции семейного чтения, творчества.
  3. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
  4. Развивать монологическую речь.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, библиотекарь районной детской библиотеки, сотрудники краеведческого музея.

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность: 3 месяца.

Результат: презентация проекта в форме развлечения.

Этапы работы.

  1. Определение темы (проблемы проекта).
  2. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  3. Составление плана-схемы проекта.
  4. Обсуждение проекта на родительском собрании.
  5. Обсуждение проекта со старшим воспитателем, музыкальным руководителем.
  6. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  7. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  8. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  9. Презентация проекта.

Пути реализации проекта.

  • Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
  • Организация выставки поделок, рисунков.
  • Содержание работы с детьми.
  • Чтение разных сказок
  • Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки.
  • Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
  • Пересказ прочитанных сказок по желанию детей.
  • Самостоятельное составление сказок.
  • Рассказывание сказок собственного сочинения.
  • Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
  • Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  • Загадки о сказках, героях сказок.
  • Викторина по сказкам.
  • Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке.
  • Посещение краеведческого музея.
  • Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ (выставка поделок и рисунков).
  • Развлечение “Лето, книга, я – лучшие друзья”.
  • Содержание работы с родителями.
  • Беседа с родителями “Знакомство с проектом”.
  • Домашние задания для родителей и детей (сочинение совместной сказки с ребёнком, изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
  • Чтение сказок с детьми.
  • Придумывание сказок с детьми.
  • Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Содержание работы по образовательным областям

Физическое развитие

Образовательная область “Физическая культура”

Выполнение движений под стихотворение “Скрюченная песня”

Пальчиковая гимнастика “Что же вышло?”

Образовательная область “Здоровье”

Формирование культурно-гигиенических навыков

  • при обращении с книгой,
  • по сказке “Доктор Айболит”

Познавательно-речевое развитие

Образовательная область “Познание”

Игры “Из какой сказки иллюстрация”, “Узнай героя сказки по описанию”, “Кто потерял свой сказочный предмет”.

Игра-викторина “Из какой сказки отрывок”

Образовательная область “Коммуникация”

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Игра “Расскажи, что видишь на картинке”.

Беседа по сказкам.

Образовательная область “Чтение художественной литературы”

Чтение сказок

Драматизация сюжетов сказок

Социально-личностное развитие

Образовательная область “Социализация”

Игры на основе сюжетов сказок.

Показ детьми старшего возраста театра “волшебное окошко”, пальчиковый театр

Сюжетно-ролевая игра “Ветеринарная лечебница”

Образовательная область “Труд”

Наведем порядок в книжном уголке.

Знакомство с профессией ветеринара.

Образовательная область “Безопасность”

Правила безопасного поведения, на примере сказок.

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная область “Художественное творчество”

Совместное выполнение творческих работ родителей и детей

Образовательная область “Музыка”

Прослушивание аудиозаписей и живой музыки к сказкам.

План-схема
работы по реализации проекта
“Разноцветные сказки”

Сроки Содержание работы Ответственные
1 01.06 Обсуждение проекта со старшим воспитателем Учитель-логопед, воспитатели
2 04.06 Тематическое планирование Учитель-логопед, воспитатели
3 04.06-08.06 Подбор сказок по тематике недели Учитель-логопед,
воспитатели
4 04.06 Знакомство родителей с проектом, размещение рекомендаций родителям по развитию творческих способностей детей. Учитель-логопед,
воспитатели
 5 04.06-08.06 Оформление книжного уголка. Воспитатели
6 08.06-22.08 Чтение сказок по тематике недели Воспитатели
7 28.06 Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, викторина “Путешествие в сказку”. Воспитатель,
библиотекарь
8 06.07 Экскурсия в краеведческий музей “Куклы из бабушкиного сундучка” Воспитатель, сотрудники музея
9 15.08 Сказочная викторина Учитель-логопед,
воспитатели
10 13.08-27.08 Выполнение совместно с родителями творческих работ. Родители
11 31.08 Развлечение “Лето, книга, я – лучшие друзья!”. Учитель-логопед,
Воспитатели,
Музыкальный руководитель

Используемая литература

Журнал “Дошкольное воспитание”, №2, 1991, №4, 2007.

Журнал “Ребёнок в детском саду” №4, 2007.

Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. Л.Б. Фесюкова. - Фолио,2000.

Нищева Н.В.Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч.- методическое пособие-конспект, 1999.

Нищева Н.В.Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие-конспект. - СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002.

Тематическое планирование

Месяц Тематика недели Наименование сказок Автор
июнь 1 - Сказочное детство Зелёная сказка Н.В. Нищева
2 - Ребёнок в мире людей Мальчик - звезда Оскар Уальд
3 - Неделя безопасности Три поросёнка С.Михалков
4 - Неделя весёлых игр и забав Снегурочка Русская народная сказка
июль 1 - Неделя летних чудес Цветик-семицветик С.Т.Аксаков
2 - Окно в природу Как оленёнку маму искали Н.В. Нищева
3 - В гостях у сказки Крошечка-Хаврошечка Русская народная сказка
4 - Вгостях у доктора Айболита Доктор Айболит К.И. Чуковский
август 1 - Неделя летних чудес Голубая сказка Н.В. Нищева
2 - Неделя Почемучек Как щенок узнал, кто всех важнее Н.В. Нищева
3 - Разноцветное лето Красная сказка Н.В. Нищева
4 - Интересные дела Презентация проекта “Лето, книга, я – лучшие друзья” Барахвостова Т.А.
Усова С.В.
Гращенко О.В.