Урок изобразительного искусства "Роспись тарелки по мотивам гжельских мастеров"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Тип урока: урок-сказка.

Технология: игровая.

Вид деятельности: декоративное рисование.

Тема урока: роспись тарелки по мотивам гжельских мастеров.

Цель: упражнять в расписывании узорами посуды (тарелки).

Задачи.

Образовательная:

– учить применять навыки и умения в усвоении художественной росписи;

– познакомить с цветочным узором в изделиях гжельских мастеров.

Развивающая:

– Развивать графические умения и навыки, чувство композиции, цветовосприятия.

Воспитательная:

– Воспитывать бережное отношение к историческим ценностям русского народа.

Оборудование: фотографии и открытки, посуда (Гжель), демонстрационный материал, принадлежности для рисования красками, ПК, проектор.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня мы будем учиться расписывать посуду узорами.

Стук в дверь (игровой прием). Появляется бабушка с характерным “окающим” говорком.

Сказительница: Здравствуйте, ребята!

Учитель: Здравствуйте, бабушка! Скажите нам, кто вы и откуда?

Сказительница: Пришла я к вам издалека, Я бабушка-сказительница, да ключей хранительница.

Учитель: Каких ключей?

Сказительница: Ключей не простых, от волшебного сундука. В нем сказки, были да небылицы живут.

Учитель: Бабушка – сказительница, расскажите нам сказку из своего сундучка.

Сказительница: Ладно. Только расскажу я вам не сказку, а быль. Ну, слушайте.

В некотором царстве, в тридесятом государстве, в самом центре земли русской, в деревушке под названием Гжель жил да был древний старик по прозванию Федот. Долгую жизнь Федот прожил. Сызмальства рисовал. Сначала палочкой на песке, потом и кистью выучился. А руки у были у него не простые – словно золотые.

Так и прозвали его - “Федот – золотые руки”. Как взмахнет кистью, словно палочкой волшебной, так и вырастают цветы да ягоды красоты неписанной. Взмахнет другой раз – зацветут узоры еще краше прежнего. Только цветы да ягоды не простые, а сказочные, цвета синего да голубого.

Сам рисовал дед узоры, да и других обучал своему затейливому искусству. Много было у Федота учеников, и все они выросли в больших мастеров и расписывали посуду не хуже учителя своего. Живут они и поныне.

Тут у меня в сундуке есть что-то интересное.

(Достает из сундука сервиз, расписанный гжельскими мастерами. Рассматривает и показывает детям.)

 

- Посмотрите, какая красота. Не чайник, а петух расписной. А узоры-то, узоры ... И цветы синие да голубые. И впрямь волшебство. Ну и затейник дед Федот. А может быть, и вы хотите пойти в ученики к мастеру - золотые руки?

Дети отвечают согласием,

- Ну, тогда где мой ключ от сундука со сказками?

Раз, два, три, дед Федот, выходи!

Появляется дед Федот.

- А вы и впрямь хотите быть моими учениками?

Дети отвечают согласием.

- Ну, тогда посоветуйтесь друг с другом, задумайте узор и принимайтесь за работу. Только сначала посмотрите последовательность выполнения росписи тарелки. (Показ на экране с помощью проектора).

Дети расписывают узорами тарелки и стаканы, В ходе занятия учитель осуществляет контроль за работой детей. Затрудняющимся детям оказывают помощь товарищи, дед и баба помогают задумать тему рисунка, показывают технику росписи – поворотом тарелки. Напоминают, как правильно начинать работу – с центра.

- Ох, ребята, мне уже в сказку пора, заканчивайте рисовать цветы да ягоды - говорит Федот.

Дети дорисовывают.

- Я вижу, вы и вправду умелые ребята. Давайте-ка посмотрим, чему вы сегодня научились.., пойду да найду работу самого лучшего мастера, да расскажу, кто он, да что нарисовал, да чему выучился.

Сказительница просматривает работы.

- Молодцы, ребята! Руки у вас хоть и маленькие, да очень умелые. Знатные мастера из вас вырастут. А тебе, мастер Федот, пора в сказку ворочаться. Раз, два, три, дед Федот, заходи! Ну, и мне пора, пойду по белу свету сказки в свой сундук собирать, чтобы всем их рассказать. До свидания, ребята! Урок заканчивается выставкой работ.