Тип урока: урок-сказка.
Технология: игровая.
Вид деятельности: декоративное рисование.
Тема урока: роспись тарелки по мотивам гжельских мастеров.
Цель: упражнять в расписывании узорами посуды (тарелки).
Задачи.
Образовательная:
– учить применять навыки и умения в усвоении художественной росписи;
– познакомить с цветочным узором в изделиях гжельских мастеров.
Развивающая:
– Развивать графические умения и навыки, чувство композиции, цветовосприятия.
Воспитательная:
– Воспитывать бережное отношение к историческим ценностям русского народа.
Оборудование: фотографии и открытки, посуда (Гжель), демонстрационный материал, принадлежности для рисования красками, ПК, проектор.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня мы будем учиться расписывать посуду узорами.
Стук в дверь (игровой прием). Появляется бабушка с характерным “окающим” говорком.
Сказительница: Здравствуйте, ребята!
Учитель: Здравствуйте, бабушка! Скажите нам, кто вы и откуда?
Сказительница: Пришла я к вам издалека, Я бабушка-сказительница, да ключей хранительница.
Учитель: Каких ключей?
Сказительница: Ключей не простых, от волшебного сундука. В нем сказки, были да небылицы живут.
Учитель: Бабушка – сказительница, расскажите нам сказку из своего сундучка.
Сказительница: Ладно. Только расскажу я вам не сказку, а быль. Ну, слушайте.
В некотором царстве, в тридесятом государстве, в самом центре земли русской, в деревушке под названием Гжель жил да был древний старик по прозванию Федот. Долгую жизнь Федот прожил. Сызмальства рисовал. Сначала палочкой на песке, потом и кистью выучился. А руки у были у него не простые – словно золотые.
Так и прозвали его - “Федот – золотые руки”. Как взмахнет кистью, словно палочкой волшебной, так и вырастают цветы да ягоды красоты неписанной. Взмахнет другой раз – зацветут узоры еще краше прежнего. Только цветы да ягоды не простые, а сказочные, цвета синего да голубого.
Сам рисовал дед узоры, да и других обучал своему затейливому искусству. Много было у Федота учеников, и все они выросли в больших мастеров и расписывали посуду не хуже учителя своего. Живут они и поныне.
Тут у меня в сундуке есть что-то интересное.
(Достает из сундука сервиз, расписанный гжельскими мастерами. Рассматривает и показывает детям.)
- Посмотрите, какая красота. Не чайник, а петух расписной. А узоры-то, узоры ... И цветы синие да голубые. И впрямь волшебство. Ну и затейник дед Федот. А может быть, и вы хотите пойти в ученики к мастеру - золотые руки?
Дети отвечают согласием,
- Ну, тогда где мой ключ от сундука со сказками?
Раз, два, три, дед Федот, выходи!
Появляется дед Федот.
- А вы и впрямь хотите быть моими учениками?
Дети отвечают согласием.
- Ну, тогда посоветуйтесь друг с другом, задумайте узор и принимайтесь за работу. Только сначала посмотрите последовательность выполнения росписи тарелки. (Показ на экране с помощью проектора).
Дети расписывают узорами тарелки и стаканы, В ходе занятия учитель осуществляет контроль за работой детей. Затрудняющимся детям оказывают помощь товарищи, дед и баба помогают задумать тему рисунка, показывают технику росписи – поворотом тарелки. Напоминают, как правильно начинать работу – с центра.
- Ох, ребята, мне уже в сказку пора, заканчивайте рисовать цветы да ягоды - говорит Федот.
Дети дорисовывают.
- Я вижу, вы и вправду умелые ребята. Давайте-ка посмотрим, чему вы сегодня научились.., пойду да найду работу самого лучшего мастера, да расскажу, кто он, да что нарисовал, да чему выучился.
Сказительница просматривает работы.
- Молодцы, ребята! Руки у вас хоть и маленькие, да очень умелые. Знатные мастера из вас вырастут. А тебе, мастер Федот, пора в сказку ворочаться. Раз, два, три, дед Федот, заходи! Ну, и мне пора, пойду по белу свету сказки в свой сундук собирать, чтобы всем их рассказать. До свидания, ребята! Урок заканчивается выставкой работ.