Конспект экскурсии по мини-музею "Русская береза"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта:

  • Проект позволяет максимально обогатить знания и представления дошкольников о берёзе.
  • Берёза с древних времён считается символом России.
  • Со времён глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку.
  • Любит наш народ красавицу за её пользу, которую она приносит нашему народу.

Цель проекта:

  • Развивать у детей патриотические чувства:
    • любовь к Родине, к родной земле,
    • любовь к родной природе.
  • Формировать эмоциональное восприятие образа русской берёзки, средствами разных видов искусства.

Задачи:

  • Формировать представление детей о русской берёзе, как символе России.
  • Расширить знания детей о дереве-берёзе, его качествах и свойствах, научить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами берёзы и способом его использования.
  • Дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обычаев, обрядов, связанных с русской берёзкой.
  • Знакомство со стихами, песнями, загадками о берёзке.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Условия достижения проекта:

  • Установление сотруднических отношений с родителями.
  • Определение основного метода при знакомстве с берёзой – экскурсии, целевые прогулки, экспериментальная деятельность, поэзия.
  • Активное использование в работе над проектом продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Итог проекта:

  • Создание мини-музея: “ Русская берёзка”
  • Проведение конкурса рисунка “Весенняя берёзовая роща”.
  • Конкурс индивидуальных семейных проектов по теме “Что я знаю о берёзе?”.
  • Участники проекта. Воспитатели, дети, родители, педагоги детского сада.

Цели:

  • Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.
  • Показать экопозитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие.
  • Воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту, символу России.
  • Приобщать к истокам русской народной культуры.
  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
  • Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
  • Расширить представление об искусстве, музыке.

Береза — это символ страны, национальное дерево.

Ход экскурсии

Воспитатель. Дорогие ребята, гости! Мы рады видеть вас на открытии нашего мини-музея “Русская Берёза”.

Воспитатель. Как вы думаете, из какого дерева здесь экспонаты? - Берёза.

Правильно. Встречайте Русскую Берёзку!

Ребёнок-Берёзка.

Я деревце российское, я деревце-краса!
Собою украшаю я зелёные леса.
В лесу далёко виден мой белый нежный стан.
С зелёною каймою мой летний сарафан.
И символом российским недаром я зовусь.
Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.
Проще не найти вопроса, как зовут меня?

Дети. Берёза!

Ведущая.

А что такое дерево? Как оно живёт?
Кто все части дерева верно назовёт?

1 ребёнок.

Есть у дерева крепкие корни
Глубоко схоронились в земле,
Чтобы дерево крепко стояло,
Чтоб от ветра оно не упало,
Чтобы ветви питаться могли.

2 ребёнок.

Есть ствол, а на стволе кора.
От солнца в жару ствол укроет кора.
Ну, а если сильный мороз –
Ствол защитит, чтобы он не замёрз!

3 ребёнок.

Словно руки, там и тут
Ветви от ствола растут!

4 ребёнок.

Толстых веток, тонких веток,
Может, сразу миллион!
Листики растут на ветках
Шелестят со всех сторон!

5 ребёнок.

Полезные вещества в воде растворяются,
Ими – то дерево и питается.
Корешками их берёт,
Листьям пищу отдаёт!

1 Ребёнок. Берёза – символ нашей Родины – России.

2 Ребёнок. Это светолюбивое дерево, растёт очень быстро.

3 Ребёнок. За 25 лет берёза достигает высоты пятиэтажного дома.

4 Ребёнок. Берёзка славится лечебной силой. Берёзовые почки,  берёзовый сок целебные.

Береза! Нет у русского народа краше и милее дерева, чем белоствольная красавица. И если дуб олицетворяет силу и могущество, то березка сама нежность и красота. Вокруг этого кудрявого деревца водили хороводы девушки, и самую красивую и стройную из них называли березкой.

Береза – самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры.

Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы.

Это чечевички. Береста не пропускает ни воду, ни газы, и через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.

  • Главная ценность березы - её простая трогательная красота. Стройное белоствольное светлое дерево, украшающее в любое время года, пользуется особой любовью в России. С давних лет береза была образом и символом России.
  • Березовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб – она горит ярко и почти без копоти.
  • Березовые дрова в печи самые жаркие.
  • Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху.

Березу традиционно использовали в лечебных целях:

  • Березовые почки как противовоспалительное и ранозаживляющее средство.

Даже больная береза помогает нам:

  • Наросты гриба – чаги используют для лечения тяжелых заболеваний, из него делают мази при заболеваниях вен.
  • Березовые веники в русской бане лучше всех прогоняют простуду и другие болезни.
  • Березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.

Весною, в пору сокодвижения, вся Русь заготовляла березовый сок. Светлую густоватую влагу собирали в кадушки, и она, засахариваясь, до будущей весны давала людям бодрость и силу.

Но сбор берёзового сока истощает дерево, лишает запасов необходимых дереву для роста и цветения. К тому, же через раны на коре могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и, в конце концов, погибнуть. Поэтому после сбора сока повреждения на коре надо замазать землёй или глиной.

Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков. Крупная берёза может дать в сутки больше одного ведра сока.

Из березовой коры, или бересты, делали корзинки, различную посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть малины, кваса или родниковой воды.

Делали из бересты музыкальные инструменты, и даже лёгкие лодки.

Из березы делают прекрасную мебель, лыжи, игрушки.

Береста служила материалом для письма – берестяная грамота.

Как писали на бересте?

Острой костяной палочкой процарапывали слова, а порой и рисунки на атласно белых листах бересты. Написанное сохранялось навечно. Так наша белая береза отблагодарила русских людей за заботу о ней – сделала их грамотными.

Светлая, она напоминала людям: - “Ученье – свет, а неученье – тьма”.

Вот такую пользу приносит берёза.
Россия и берёза!
Эти два понятия – не разделимы.
Она стала символом нашей страны – России.

А сейчас ребята прочтут стихи о берёзе.