Занятие в старшей группе по теме "Теремок" (математика)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Закрепить ранее полученные знания по математике: повторить прямой счёт, закрепить знание цифр через драматизацию сказки “Теремок”, проверить знание детьми нахождения своего определённого места каждого числа в прямом счёте через дидактические и подвижные игры.
  • Закрепить геометрические фигуры, уметь находить и выделять их на рисунке, ориентироваться на определённой площади. Закрепить знание детьми “соседей” чисел. Закрепить умение драматизировать, исполняя свои роли в соответствии с текстом.
  • Воспитывать дружбу, товарищество, доброжелательное отношение, умение прийти на помощь другу при затруднении.
  • Развивать интерес и познавательную активность детей к математике, логическое мышление, память, внимание, разговорную речь.

I. Сообщение темы занятия.

Воспитатель. – А сейчас, ребята, у нас математика. На нашем занятии мы повторим и закрепим то, что вы уже знаете: знание цифр, их “соседей”, прямой счёт, геометрические фигуры и многое другое. “Опять математика!” - скажите вы. “Лучше бы побегать, поиграть, загадки разгадывать или, в крайнем случае, сказку любимую послушать”. Оказывается, всем этим можно заниматься и на математике. Не верите? Тогда я приглашаю вас на наше занятие, которое называется “Теремок” на новый лад. А в “Теремке” будут жить не звери, а кто бы вы думали?

II. Ход занятия.

Обыгрывание сказки.

Воспитатель по желанию детей надевает им на головы шапочки с цифрами. Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель. - Сели ровненько и приготовились слушать сказку.

- Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю бежит единица, очень тонкая, как спица.

Цифра 1. (Подбегает к теремку, стучит).

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

- Нет никого! Зайду в теремок и стану там жить. (Заходит в теремок).

Воспитатель. - Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.

Бежит по полю цифра два.

Цифра 2. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица. А ты кто?

Цифра 2. - Это я – цифра два. Полюбуйся какова!

Цифра 1. - Я пущу, если выполнишь математическое задание.

Ребёнок выбирает себе на столе карточку с математическим заданием, даёт её воспитателю, который читает задание дошкольнику. Ребёнок выполняет задание. (Цифра 2 заходит в теремок).

Воспитатель. - И стали цифры жить поживать, в разные игры играть.

- Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.

- Бежит по полю цифра три. Увидела теремок, удивилась и постучала.

Цифра 3. - Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица.

Цифра 2. - Это я – цифра два. Полюбуйся какова!

Вместе. - А ты кто?

Цифра 3. - Это я – цифра три. Третий из значков, состою из двух крючков.

Пустите меня к себе жить!

Цифра 1. - Хорошо, только выполни математическое задание.

(Цифра 3 получает задание и выполняет его, затем заходит в теремок).

Игра для всех детей - “Игра “Не ошибись” с мячом

Воспитатель. - И стали цифры жить поживать, вместе весело играть.

Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.

Бежит по полю цифра четыре.

Цифра 4. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица.

(далее “цифры 2, 3” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу, остальные дети наглядно запоминают прямой счет)

Вместе. - А ты кто?

Цифра 4. - Это я – цифра четыре, острый локоть оттопырил.

Пустите меня к себе жить!

Цифра 1. - Хорошо, только выполни математическое задание.

(Цифра 4 получает задание, выполняет его, затем заходит в теремок).

Воспитатель. - И стали цифры жить поживать, в игры разные играть.

Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.

Бежит по полю цифра пять.

Цифра 5. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица.

Цифра 2. - Это я – цифра два. Полюбуйся какова!.... (далее “цифры 2, 3 ,4” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу)

Вместе. - А ты кто?

Цифра 5. - Это я – цифра пять. Очень я люблю плясать.

Пустите меня к себе жить!

Цифра 1. - Хорошо, только выполни математическое задание.

(Цифра 5 получает задание, выполняет его, затем заходит в теремок).

Воспитатель. - И стали цифры жить поживать, вместе весело играть.

Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.

Бежит по полю цифра шесть.

Цифра 6. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 1. - Это я – единица, очень тонкая, как спица.

(далее “цифры 2- 5” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу)

Вместе. - А ты кто?

Цифра 6. - Я цифра шесть – дверной замочек: сверху крюк, внизу кружочек.

Пустите меня к себе жить!

Цифра 1. - Хорошо, только выполни математическое задание.

(Цифра 6 получает задание, выполняет его, затем заходит в теремок).

Воспитатель. - И стали цифры жить поживать, в игры разные играть.

Игра для всех детей “Геометрический хоровод”

Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.

Бежит по полю цифра семь.

Цифра 7. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица.

(далее “цифры 2-6” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу)

Вместе. - А ты кто?

Цифра 7. - Я цифра – семь.

Пустите меня к себе жить!

Цифра 1. Хорошо, только выполни математическое задание.

(Цифра 7 получает задание назвать 7 дней недели по порядку, затем заходит в теремок).

Воспитатель. – И стали цифры жить поживать, вместе весело играть.

Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.

Бежит по полю цифра восемь.

Цифра 8. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 1. - Это я – единица, очень тонкая, как спица.

(далее “цифры 2- 7” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу)

Вместе. - А ты кто?

Цифра 8. - А я – цифра восемь. Я – восьмёрка: два кольца без начала и конца.

Пустите меня к себе жить!

Цифра 1. Хорошо, только выполни математическое задание.

(Цифра 8 получает задание, выполняет его, затем заходит в теремок).

Воспитатель. – И стали цифры жить поживать, в игры разные играть.

Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.

Бежит по полю цифра девять.

Цифра 9. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица.

(далее “цифры 2- 8” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу)

Вместе. - А ты кто?

Цифра 9. - Я – цифра девять, иначе девятка - цифровая акробатка:

Если на голову встану, цифрой шесть тогда я стану.

Пустите меня к себе жить!

Цифра 1. Хорошо, только выполни математическое задание.

(Цифра 9 получает задание, выполняет его, затем заходит в теремок).

Вопрос для всех детей: “Решить 3 математические задачи”

Сколько орехов в пустом стакане? (Стакан пустой, значит, в нём ничего нет).

В вазе 3 ромашки и семь васильков. Сколько ромашек в вазе? (3 ромашки)

Неожиданно пошёл сильный дождь. Однако Андрей, Вова, Коля не промокли. Почему? (Они наблюдали за дождём в окно, или у них были зонты)

Воспитатель. - И стали цифры жить поживать, вместе весело играть.

Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.

Бежит по полю цифра ноль.

Цифра 0. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица.

(далее “цифры 2- 9” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу, остальные дети наглядно запоминают прямой счет)

Вместе. - А ты кто?

Цифра 0. - Я цифра вроде буквы О, что значит ноль иль ничего.

Вместе. - Если слева рядом с ним единицу примостим, будет цифра десять.

(дети становятся так, чтобы получилась цифра 10)

Воспитатель. - Единица стала в 10 раз сильней, потому что справа ноль стоит за ней.

Цифра 10. (Меняет цифру 0 на цифру 10). Пустите меня к себе жить!

Цифра 1. Хорошо, только выполни математическое задание.

(Цифра 10 получает задание, выполняет его, затем заходит в теремок).

Воспитатель. - И стали цифры вместе жить поживать, в игры разные играть.

Вы, наверно, хотите спросить: “В какие игры они играли?” А вот в какие.

Подвижная игра “Стань по порядку”.

(Дети с цифрами на груди под весёлую музыку бегают по группе. По окончании музыки должны стать по порядку. Кто-то из детей считает до 10 и проверяет, правильно ли стали дети. Игра проводится 2-3 раза).

Игра “Число и его соседи”

(Загадывается загадка, выходит цифра, а потом рядом становятся её “соседи”)

На большом диване в ряд куклы Танины сидят:
2 матрёшки, Буратино и весёлый Чипполино.
Помогите-ка Танюшке сосчитать её игрушки. (4)

Пять больших, один маленький, маленький, удаленький,
Целая семья опят. Сколько их на пне сидят? (6)

В шкафу стояло девять чашек, одну из них взяла Наташа.
Теперь уж, сколько чашек там? Подумай и ответишь сам. (8)

Воспитатель хвалит детей, а при затруднении просит оказать помощь других детей.

Игра “Отгадай число”

III. Итог.

- Ну, вот и подошло к концу наше занятие “Теремок” на новый лад. Понравилось ли оно вам, дети? (Ответы детей). Мне тоже понравилось, как вы дружно играли, помогали друг другу и, самое главное, правильно и быстро находили отгадки на мои математические загадки, тем самым, показав, что вы любите математику, умеете считать, знаете геометрические фигуры и ориентируетесь в пространстве. Молодцы!

Задание для детей на карточках:

- назови из каких геометрических фигур состоит рисунок;

- назвать времена года, сколько их?;

- что лишнее и почему?;

- какая фигура пропущена?;

- посчитай от 1 до 10 и обратно;

- назови дни недели;

- какой цифры не стало?;

- назови предметы круглой формы;

- у кого больше лап у утки или утёнка?