Цели:
- Закрепить ранее полученные знания по математике: повторить прямой счёт, закрепить знание цифр через драматизацию сказки “Теремок”, проверить знание детьми нахождения своего определённого места каждого числа в прямом счёте через дидактические и подвижные игры.
- Закрепить геометрические фигуры, уметь находить и выделять их на рисунке, ориентироваться на определённой площади. Закрепить знание детьми “соседей” чисел. Закрепить умение драматизировать, исполняя свои роли в соответствии с текстом.
- Воспитывать дружбу, товарищество, доброжелательное отношение, умение прийти на помощь другу при затруднении.
- Развивать интерес и познавательную активность детей к математике, логическое мышление, память, внимание, разговорную речь.
I. Сообщение темы занятия.
Воспитатель. – А сейчас, ребята, у нас математика. На нашем занятии мы повторим и закрепим то, что вы уже знаете: знание цифр, их “соседей”, прямой счёт, геометрические фигуры и многое другое. “Опять математика!” - скажите вы. “Лучше бы побегать, поиграть, загадки разгадывать или, в крайнем случае, сказку любимую послушать”. Оказывается, всем этим можно заниматься и на математике. Не верите? Тогда я приглашаю вас на наше занятие, которое называется “Теремок” на новый лад. А в “Теремке” будут жить не звери, а кто бы вы думали?
II. Ход занятия.
Обыгрывание сказки.
Воспитатель по желанию детей надевает им на головы шапочки с цифрами. Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель. - Сели ровненько и приготовились слушать сказку.
- Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю бежит единица, очень тонкая, как спица.
Цифра 1. (Подбегает к теремку, стучит).
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
- Нет никого! Зайду в теремок и стану там жить. (Заходит в теремок).
Воспитатель. - Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
Бежит по полю цифра два.
Цифра 2. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица. А ты кто?
Цифра 2. - Это я – цифра два. Полюбуйся какова!
Цифра 1. - Я пущу, если выполнишь математическое задание.
Ребёнок выбирает себе на столе карточку с математическим заданием, даёт её воспитателю, который читает задание дошкольнику. Ребёнок выполняет задание. (Цифра 2 заходит в теремок).
Воспитатель. - И стали цифры жить поживать, в разные игры играть.
- Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
- Бежит по полю цифра три. Увидела теремок, удивилась и постучала.
Цифра 3. - Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица.
Цифра 2. - Это я – цифра два. Полюбуйся какова!
Вместе. - А ты кто?
Цифра 3. - Это я – цифра три. Третий из значков, состою из двух крючков.
Пустите меня к себе жить!
Цифра 1. - Хорошо, только выполни математическое задание.
(Цифра 3 получает задание и выполняет его, затем заходит в теремок).
Игра для всех детей - “Игра “Не ошибись” с мячом
Воспитатель. - И стали цифры жить поживать, вместе весело играть.
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
Бежит по полю цифра четыре.
Цифра 4. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица.
(далее “цифры 2, 3” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу, остальные дети наглядно запоминают прямой счет)
Вместе. - А ты кто?
Цифра 4. - Это я – цифра четыре, острый локоть оттопырил.
Пустите меня к себе жить!
Цифра 1. - Хорошо, только выполни математическое задание.
(Цифра 4 получает задание, выполняет его, затем заходит в теремок).
Воспитатель. - И стали цифры жить поживать, в игры разные играть.
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
Бежит по полю цифра пять.
Цифра 5. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица.
Цифра 2. - Это я – цифра два. Полюбуйся какова!.... (далее “цифры 2, 3 ,4” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу)
Вместе. - А ты кто?
Цифра 5. - Это я – цифра пять. Очень я люблю плясать.
Пустите меня к себе жить!
Цифра 1. - Хорошо, только выполни математическое задание.
(Цифра 5 получает задание, выполняет его, затем заходит в теремок).
Воспитатель. - И стали цифры жить поживать, вместе весело играть.
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
Бежит по полю цифра шесть.
Цифра 6. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1. - Это я – единица, очень тонкая, как спица.
(далее “цифры 2- 5” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу)
Вместе. - А ты кто?
Цифра 6. - Я цифра шесть – дверной замочек: сверху крюк, внизу кружочек.
Пустите меня к себе жить!
Цифра 1. - Хорошо, только выполни математическое задание.
(Цифра 6 получает задание, выполняет его, затем заходит в теремок).
Воспитатель. - И стали цифры жить поживать, в игры разные играть.
Игра для всех детей “Геометрический хоровод”
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
Бежит по полю цифра семь.
Цифра 7. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица.
(далее “цифры 2-6” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу)
Вместе. - А ты кто?
Цифра 7. - Я цифра – семь.
Пустите меня к себе жить!
Цифра 1. Хорошо, только выполни математическое задание.
(Цифра 7 получает задание назвать 7 дней недели по порядку, затем заходит в теремок).
Воспитатель. – И стали цифры жить поживать, вместе весело играть.
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
Бежит по полю цифра восемь.
Цифра 8. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1. - Это я – единица, очень тонкая, как спица.
(далее “цифры 2- 7” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу)
Вместе. - А ты кто?
Цифра 8. - А я – цифра восемь. Я – восьмёрка: два кольца без начала и конца.
Пустите меня к себе жить!
Цифра 1. Хорошо, только выполни математическое задание.
(Цифра 8 получает задание, выполняет его, затем заходит в теремок).
Воспитатель. – И стали цифры жить поживать, в игры разные играть.
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
Бежит по полю цифра девять.
Цифра 9. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица.
(далее “цифры 2- 8” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу)
Вместе. - А ты кто?
Цифра 9. - Я – цифра девять, иначе девятка - цифровая акробатка:
Если на голову встану, цифрой шесть тогда я стану.
Пустите меня к себе жить!
Цифра 1. Хорошо, только выполни математическое задание.
(Цифра 9 получает задание, выполняет его, затем заходит в теремок).
Вопрос для всех детей: “Решить 3 математические задачи”
Сколько орехов в пустом стакане? (Стакан пустой, значит, в нём ничего нет).
В вазе 3 ромашки и семь васильков. Сколько ромашек в вазе? (3 ромашки)
Неожиданно пошёл сильный дождь. Однако Андрей, Вова, Коля не промокли. Почему? (Они наблюдали за дождём в окно, или у них были зонты)
Воспитатель. - И стали цифры жить поживать, вместе весело играть.
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
Бежит по полю цифра ноль.
Цифра 0. (Подбегает к теремку, стучится в дверь).
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1. - Это я - единица, очень тонкая, как спица.
(далее “цифры 2- 9” выходят из домика по очереди, говорят свои слова и строятся в шеренгу, остальные дети наглядно запоминают прямой счет)
Вместе. - А ты кто?
Цифра 0. - Я цифра вроде буквы О, что значит ноль иль ничего.
Вместе. - Если слева рядом с ним единицу примостим, будет цифра десять.
(дети становятся так, чтобы получилась цифра 10)
Воспитатель. - Единица стала в 10 раз сильней, потому что справа ноль стоит за ней.
Цифра 10. (Меняет цифру 0 на цифру 10). Пустите меня к себе жить!
Цифра 1. Хорошо, только выполни математическое задание.
(Цифра 10 получает задание, выполняет его, затем заходит в теремок).
Воспитатель. - И стали цифры вместе жить поживать, в игры разные играть.
Вы, наверно, хотите спросить: “В какие игры они играли?” А вот в какие.
Подвижная игра “Стань по порядку”.
(Дети с цифрами на груди под весёлую музыку бегают по группе. По окончании музыки должны стать по порядку. Кто-то из детей считает до 10 и проверяет, правильно ли стали дети. Игра проводится 2-3 раза).
Игра “Число и его соседи”
(Загадывается загадка, выходит цифра, а потом рядом становятся её “соседи”)
На большом диване в ряд куклы Танины сидят:
2 матрёшки, Буратино и весёлый Чипполино.
Помогите-ка Танюшке сосчитать её игрушки. (4)Пять больших, один маленький, маленький, удаленький,
Целая семья опят. Сколько их на пне сидят? (6)В шкафу стояло девять чашек, одну из них взяла Наташа.
Теперь уж, сколько чашек там? Подумай и ответишь сам. (8)
Воспитатель хвалит детей, а при затруднении просит оказать помощь других детей.
Игра “Отгадай число”
III. Итог.
- Ну, вот и подошло к концу наше занятие “Теремок” на новый лад. Понравилось ли оно вам, дети? (Ответы детей). Мне тоже понравилось, как вы дружно играли, помогали друг другу и, самое главное, правильно и быстро находили отгадки на мои математические загадки, тем самым, показав, что вы любите математику, умеете считать, знаете геометрические фигуры и ориентируетесь в пространстве. Молодцы!
Задание для детей на карточках:
- назови из каких геометрических фигур состоит рисунок;
- назвать времена года, сколько их?;
- что лишнее и почему?;
- какая фигура пропущена?;
- посчитай от 1 до 10 и обратно;
- назови дни недели;
- какой цифры не стало?;
- назови предметы круглой формы;
- у кого больше лап у утки или утёнка?