Цели: Закреплять знания детей о том, что буква Г на письме передаёт твердый и мягкий согласные звуки [Г], [Г’]; умение выполнять звуковой и слоговой анализы слов, определять ударный слог; развивать навык печатания изученных букв; учить строить предложения с опорными словами; упражнять в выполнении творческих заданий; читать короткие слова со знакомыми буквами; активизировать словарный запас; воспитывать старательность, аккуратность в выполнении самостоятельных заданий, любовь к чтению; предупреждать зеркальность на письме; закреплять навыки печатания.
Оборудование: игрушки Мудрая Сова, Ёжик, Лисёнок; карточки со словами на звуки [Г], [Г’]; индивидуальные тетради “По дороге к Азбуке”, ч.V, стр. 42-43, раздаточный материал.
Ход занятия
1. Орг.момент.
Сядет тот, кто в разбитом окошке буку найдёт.
2. Организационный момент
Дополните предложения:
- Про человека, который часто беспричинно плачет, говорят, что у него “на мокром месте … (глаза”).
- Про рассеянного, забывчивого человека говорят, что у него “дырявая … (голова)”.
- Незадачливого, несобранного человека, растяпу, недотёпу называют “луковое …(горе)”.
- Если слова не действуют на человека, говорят, что ему “как об стену … (горох)”.
- Место, куда отправляют, если не хотят сказать правду “кудыкина … (гора)”.
- Назовите общий звук, который прозвучал в каждом из загаданных слов.
3. Сообщение темы занятия.
Какие два звука живут в домике буквы Г? Расскажи о звуках [Г], [Г’].
4. Повторите скороговорки, назови в них слова со звуками [Г] [Г’]. Нанеси на рисунке штриховку по образцу.
Анализ скороговорки:
- Галины гуси громко гоготали.
О ком скороговорка? Что делали гуси? Какие слова в этом предложении главные? Почему слово Галины написано с большой буквы?
5. Обведи по контуру и допиши букву Г.
Определите, любит ли загорать буква Г: поворачивается она к солнышку или отворачивается от него? Вывод: буква Г не любит загорать.
Для закрепления правильного написания буквы Г закрепите рифмовку:
Вправо палка надломилась
В букву Г преобразилась.
6. Найдите буквы Г, Б, З, В среди других букв и “заколдованных знаков”.
7. Переставьте буквы, чтобы получилось слово, и напечатай его цветными ручками, поставь ударение. Придумайте предложения с получившимися словами.
Слова: газ, гуси, ноги, много (гном).
Записать слово цветными ручками.
8. Прочитайте слова слева направо и справа налево.
Год, наган, заказ, казак.
9. Найдите и соедините стрелками половинки слов в слово. Придумай те предложения с получившимися словами.
Слова: газон, губы, вагон, сапог, книга, гамак.
10. Физминутка.
Правая и левая строят города.
Правая и левая водят поезда.
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь.
Руки так устали:
Правая и левая спит на одеяле.
11. Разгадайте ребусы.
Отгадки: стог, творог, пирог, порог, дорога, берег.
12. “Соседи”. Задания к букве Г:
1. Раскрасьте картинку над буквой карандашом коричневого цвета.
2. Раскрасьте грузовик, который едет влево карандашом зелёного цвета.
3. Отгадай загадку и раскрась отгадку красным карандашом.
На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок,
На нем бурый колпачок
Колпачок на бочок,
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает.В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
4. Если буква любит солнышко и смотрит на начало строчки – раскрась её жёлтым цветом, если не любит – синим.
5. Если в слове звучит твёрдый звук [Г], обведите картинку синим карандашом, если мягкий [Г’] – зелёным.
Проверьте друг у друга задание.
13. Нарисуйте картинки, в названии которых слышатся звуки [Г], [Г’].
Вспомните слова на звуки [Г], [Г’].
- Назовите имена девочек на звуки [Г], [Г’] (Галя, Герда, Гаянэ).
- Назовите имена мальчиков на [Г], [Г’] (Гоша, Гена, Георгий).
- Назовите птиц на букву Г, музыкальные инструменты.
- Назовите дом для машины на букву [Г].
- Назовите, как называются люди, которые зашли к нам в группу.
- Назовите ядовитую змею на букву [Г].
- Назовите название цветка на букву [Г].
14. Письмо Незнайки.
Мы с вами к Празднику Дня Непослушания писали Незнайке письма, а сегодня я предлагаю Вам прочитать слова, которые написал сам Незнайка и сказать, правильно ли он написал.
Слова: ноги, гуси, год, горы
15. Подведение итогов.
- О каких звуках мы говорили?
- Что нового вы о них узнали?
- Назовите слова на звуки [Г], [Г’].
- Какое задание понравилось больше других?
- Какие задания для вас были сложными?
16. Оценивание.