Цель: Оценивают влияние климата на жизнедеятельность человека с позиции комфортности.
Оборудование: климатические карты атласа (стр. 20-23), учебник параграф 22.
Ход работы
1. Заполнить схему “Влияние климата на жизнь и деятельность людей”
2. Выписать, что такое комфортность климата. Ответить на вопрос: “Объяснить, почему Россия характеризуется низким уровнем комфортности климата”.
3. Оценить основные климатические показатели с точки зрения комфортности для отдельных территории (можно провести работы по вариантам)
- 1 вариант: север Европейской части России (на примере, Мурманской области)
- 2 вариант: юг Европейской части (на примере, Краснодарского края)
Работают по плану и фиксируют результаты произвольно (текст или таблица)
ПЛАН:
1. Географическое положение
2. Показатель суммарной солнечной радиации
3. Господствующие ВМ: а) летом, б) зимой
4. Средние, максимальные и минимальные t воздуха: а) летом,
б) зимой, в) годовая амплитуда колебаний.
5. Годовое количество осадков и их режим
6. Неблагоприятные климатические явления: а) особенности проявления, б) меры борьбы с ними
7. Тип климата
Вывод: Каким образом климатические условия отражаются на хозяйственной деятельности человека, его питании, одежде, особенностях жилища, способах передвижения?
Практическая работа № 17 (7)
Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства
Цель: Анализируют показатели агроклиматических ресурсов своей местности.
Оборудование: атлас стр.22, атлас Нижегородской области стр.12,16, 26, учебник стр. 107, рис. 48
Ход работы
На основе текста учебника:
1. Составить схему “ Агроклиматические ресурсы”
2. Что такое коэффициент увлажнения. С какой целью необходимо знать этот показатель?
3. Используя карту атласа на стр.22.определить:
а) агроклиматический пояс своего региона;
б) средние t января и июля;
в) сумму t выше + 10 градусов;
г) годовое количество осадков и зону по степени увлажнения;
д) продолжительность безморозного периода;
е) название сельскохозяйственных культур, для которых соответствующая теплообеспеченность оптимальна.
Вывод: Какое значение имеют знания о климате для успешного ведения сельского хозяйства в Нижегородской области? Можно ли считать нашу область благоприятной для земледелия.
Практическая работа №18 (8)
Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России
Цель: Учащиеся умеют работать с картами атласа и контурными картами.
Оборудование: атлас стр. 12-13,26-27, приложение атласа стр.62
Ход работы
1. Используя физическую карту России, подписать океаны и моря, омывающие берега России.
2. Подчеркнуть синим цветом (или одной чертой) – окраинные моря, зеленым цветом (или двумя чертами) – внутренние моря.
3. Подписать острова и полуострова, отделяющие друг от друга моря и океана.
4. Из приложения атласа выбрать и подписать важнейшие проливы.
5. Используя приложение атласа и стр. 26-27, текст учебника стр.112-113 , ответить на вопросы:
- самое большое по площади море –
- самое маленькое по площади –
- самое глубоководное море –
- самое мелководное море –
- самое теплое море –
- самое холодное море –
- моря, имеющие главное промысловое значение –
- моря, имеющие рекреационное значение -
Самостоятельно придумать условные знаки для этого задания и обозначить на контурной карте полученную информацию.
Практическая работа № 19(9)
Описание одного из российских морей по плану
Цель: Учащиеся умеют использовать типовой план для составления характеристики
Оборудование: атлас стр. 12-13, 26-27, учебник стр.114, задание № 8, стр. 257 (приложение)
Ход работы
Используя предложенное оборудование, дать описание Берингово моря ( первый вариант) и Карского моря ( второй вариант) по плану. План представлен в учебнике на стр.114.
План описания моря
1. К бассейну какого океана относится
2. Внутреннее или окраинное море
3. Изрезанность береговой линии
4. Глубина моря (средняя, максимальная)
5. Температурный режим
6. Морские течения
7. Крупные порты
8. Ресурсы моря и экологические проблемы.
Данную работу можно провести в виде защиты презентации, в этом случае учащиеся должны получить опережающее задание, которое можно распределить по группам.